18+

Под Камешковом будут искать военный самолет

05.12.2012

С момента возникновения в области поискового движения владимирские поисковики работали непосредственно там, где в годы Великой Отечественной войны шли бои: под Смоленском, Вязьмой, в Подмосковье, Ленинградской области и т.д. Считалось, что в нашем регионе, где «не ступала нога фашиста», искать можно только родственников погибших бойцов. Но недавно выяснилось, что это не так: поиск – как полевой, так и архивный – нужен и на владимирской земле.

Пропавшие самолеты
Поисковые работы на владимирской земле начались в прошлом году с раскопок в Судогодском районе: там в ноябре 1941 года потерпел крушение военный бомбардировщик. «Призыв» уже рассказывал эту историю. О падении самолета поисковикам отряда «Амулет» рассказали местные краеведы. Позднее нашлась и бабушка, которая своими глазами видела катастрофу. Место аварии – у жителей окрестных сел оно до сих пор называется «у самолета» – поисковики отыскали достаточно быстро. Там обнаружилась стойка шасси и другие фрагменты летательного аппарата, по которым установили модель самолета. Найти останки членов экипажа не удалось: стало известно от местных жителей, что на месте катастрофы работала военная комиссия и погибших вывезли с места их гибели. По архивным документам выяснилось, что 29 ноября 1941 года погибло четверо из одного экипажа: пилот Семен Нечаев, стрелок-радист Михаил Исаев, авиационный техник Николай Андреев и начальник связи Иван Федоров. Позже на кладбище в Спас-Купалище нашли и захоронение. Правда, в учетной карточке значилось, что там покоятся двое: летчик и еще один человек, неизвестный. Усилиями командира поискового отряда «Амулет» Муромцевского лесотехнического техникума Вячеслава Казакова учетная карта захоронения была переделана и в нее внесли имена всех членов погибшего экипажа.

- Честно говоря, мы считали, что этот случай – единичный, – говорит Евгений Агафонов,
комиссар владимирского поискового отряда «Земляк». – Но когда я пытался найти данные о самолете в Центральном архиве Министерства обороны, познакомился с одним военным пенсионером. Он занимается исследованиями по авиационной тематике и составил целый список самолетов, пропавших в годы войны. Я начал изучать акты списания и обнаружил там не только «наш» судогодский аппарат, но и еще несколько мест крушений были привязаны к нашей области: Владимир, Ковров, Вязники, Киржач, Ундол и т.д.

После этого Евгений Агафонов проверил по объединенной базе данных «Мемориал» (в этом электронном архиве собираются сведения обо всех солдатах, погибших или пропавших без вести в годы войны и послевоенный период) информацию о летных воинских захоронениях во Владимирской области. Список получился достаточно длинным: так, на кладбище в д.Ворша Собинского района обнаружилась братская могила, где похоронены
26 человек, 17 из них значились как «неизвестный». Те, чьи имена были установлены, – летчики-истребители, офицеры, некоторые – с боевыми наградами. Даты гибели были разными. Все это требовало проверки – и выяснилась поразительная вещь.

Школа высшего пилотажа
Оказывается, в годы войны в Собинском районе располагался аэродром, на котором с 1943 года тренировались пилоты Высшей офицерской школы воздушного боя. Брали туда летчиков, уже проявивших себя в начале войны: из них готовили асов, мастеров высшего пилотажа – как одиночного, так и группового. Возвращаясь после учебы на фронт, такие пилоты занимались не разведкой или сопровождением воинских частей, а исключительно «воздушной охотой»: чистили небо от самолетов немецкой «Люфтваффе». Обучать их приезжали настоящие легенды авиации -например, истребитель Александр Покрышкин, трижды Герой Советского Союза.

- Когда я начал исследовать эту тему, то понял, что об этом вообще мало кто знает, – говорит Евгений Агафонов. -Официальных данных очень немного. Зато, если постараться, можно отыскать свидетельства очевидцев. Моя собственная бабушка родом из Гусь-Хрустального – я вспомнил, что она рассказывала, что возле ее села тоже был аэродром, в селе жили летчики. Каждую ночь светил прожектор – наводил самолеты на посадку. Все эти сведения надо собирать и сохранять, пока хоть что-то осталось… И нужно продолжать работу в архивах: возможно, те летчики, которые похоронены в Ворше, погибли во время тренировочных вылетов. Условия тогда были достаточно тяжелые: «курсанты» сидели на тыловом довольствии, но нагрузки у них были боевые. Так что случиться могло всякое.

Тем временем к поисковикам продолжала поступать информация. Единомышленники из подмосковной Электростали рассказали, что в прошлом году к ним обратилась староста деревни в Кольчугинском районе. Женщина написала, что у них на кладбище есть могила пяти неизвестных летчиков, и попросила помочь установить их имена. Ребята поехали в ту деревню и даже нашли место падения, а также некоторые детали самолета – к сожалению, не номерные, поэтому выяснить какие-либо подробности крушения не удалось. Все, что смогли сделать коллеги, – получить грант на восстановление памятника летчикам: вместо обшарпанной «пирамидки» сейчас стоит гранитный монумент с надписью «В память о советских военных летчиках, погибших при исполнении боевого задания в августе 1943 года».

Еще одно известное место военной авиакатастрофы находится в Камешковском районе: там в июне 1943 года потерпел крушение самолет 173-го авиаполка особого назначения дальнего действия. Возможно, это был ленд-лизовский американский бомбардировщик, который перегоняли к месту службы. На братской могиле – четыре имени. Найти информацию удалось только по двоим: это заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Константин Медведев и штурман лейтенант Алексей Прозоров. Еще две фамилии
- Олейников и Якименко – не значатся ни в каких списках. Но есть данные, что был еще пятый погибший – неизвестный. Уже этой осенью удалось найти проводника к месту катастрофы, но провести разведку помешали погодные условия.

Стоит подробнее исследовать и Вязниковский район, где располагалась известная авиашкола ДОСААФ. Когда немецкие самолеты лета ли бомбить Горький, наши летчики обороняли город. Аэродром в Добрынском (сейчас там авиачасть МЧС) тоже был задействован в годы Великой Отечественной – и есть информация об авиакатастрофе, произошедшей под Суздалем.

Отзовитесь, очевидцы
- Перед нами огромный паззл, в котором пока сложились только очень маленькие фрагменты – считает Евгений Агафонов. – Но собранных данных уже достаточно для того, чтобы в следующем году начать полевые работы. В первую очередь мы собираемся исследовать места катастроф в Кольчугинском и Камешковском районах. Нужно будет искать останки членов экипажа, потому что наличие могилы еще не означает, что все тела были извлечены и захоронены. Также постараемся поднять детали, на которых могли сохраниться номера: это позволит точно установить историю самолета. Могут, как тоже бывало, обнаружиться и личные вещи погибших: от ножей и кружек до наград и документов. Также предстоит большая работа по восстановлению имен погибших пилотов и поиску их родственников. Многие из тех, кто погиб в годы войны, до сих пор числятся пропавшими без вести – родные не знают ни обстоятельств их смерти, ни места захоронения.
Часть найденного наверняка будет передана музеям, как уже произошло в Судогодском районе: детали самолета и архивные документы стали частью экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. Ее посещают школьники, которые в свою очередь вливаются в поисковое движение: сейчас судогодские ребята собирают сведения о 420-м дальнебомбардировочном авиаполку, к которому был приписан разбившийся самолет, -кстати, он базировался тоже в нашей области, под Киржачом.

- Места военных авиакатастроф могут стать хорошей площадкой именно для обучения начинающих поисковиков, – объясняет Евгений Агафонов. – Там они смогут осваивать приемы работы металлоискателем, щупом, лопатой: это не так просто, как может показаться на первый взгляд, ведь действовать нужно так, чтобы не повредить ничего из спрятанного под землей. К тому же работать не так опасно, как в зонах реальных боев, где могут оставаться неразорвавшиеся боеприпасы. В любом случае, экспедиции мы планируем на весну, после того, как растает снег. Сначала будет проведена разведка, в которой определится фронт работ, потом начнутся сами раскопки. Мы еще не знаем, будут ли в этом задействованы только владимирские поисковики, или мы соберем коллег на межрегиональную Вахту памяти. Но то, что поиск будет продолжен, – точно.

Владимирские поисковики обращаются ко всем жителям области, кто может хоть что-то знать о летчиках, живших здесь в годы войны, а также о местах падения самолетов. Информацию можно передать в редакцию газеты «Призыв», а также командиру поискового отряда «Земляк» Олегу Гурееву, тел. 8-930-748-93-79.

Марина Сычева

Фото из архива поисковых отрядов «Земляк» и «Амулет»

Loading...

Добавить комментарий