16+

Гороховец теряет последних матросов

Житель Гороховца Федор Николаевич Большаков официально получил уведомление о предстоящем увольнении и скоро пополнит ряды безработных. Но пока он по-прежнему дежурит на берегу Клязьмы. Его должность – «матрос береговой».

Вплоть до сегодняшнего дня в Гороховце было четыре таких необычных матроса, плюс еще капитан-механик речного моторного катера КС-100 и бригадир, которого в просторечье именуют «начальником моста». Задача у этого экипажа, прежде состоявшего в штате муниципального «Водоканала», а теперь пока еще числящегося в МУП «Коммунальщик», одна – содержать в исправности единственную в районе речную переправу.

Стационарного моста в Гороховце за его многовековую историю так и не построили. Переправа там понтонная. Этот 140-метровый наплавной мост имеет давнюю историю. Прежде он являлся частью бывшего муромского моста на Оке. Потом муромляне приобрели новую переправу, а часть старой в 2004-м тремя буксирами перегнали в Гороховец. Тогда же укрепили берег в месте переправы и почти на 13 метров удлинили подъездные пирсы. Получилось неплохо. Но понтоны, составляющие основу прибывших из Мурома металлических конструкций, уже порядком обветшали, особенно в той части, которая непосредственно соприкасается с водой. Поэтому забот у береговых матросов было немало, в том числе и по отслеживанию состояния понтонов, которые то и дело приходилось латать при помощи электросварки.

Впрочем, самой масштабной работой для Большакова и его коллег считалось наведение переправы и ее свертывание – и то, и другое занимало не один день. Есть еще норматив по разводке центрального 34-метрового пролета, который в случае прохождения по реке какого-либо судна требуется убрать с фарватера в течение 15 минут. И это время капитан-механиком и его матросами выдерживалось неукоснительно. Правда, в последнее время чаще приходилось разводить мост перед плотами с туристами!

Еще одна забота необычных матросов – весовой контроль за транспортом, въезжающим на мост. Порой им даже приходилось останавливать танки и БМП, которые с полигонов знаменитых гороховецких военных лагерей на левом берегу реки пытались проскочить в город до ближайшего магазина. А, случалось, тяжелые грузовики норовили перебраться с правого берега на левый, угрожая перевернуть и утопить лишь внешне кажущиеся непоколебимыми понтоны.

Однако эта размеренная работа, требующая разнообразных умений и навыков, нынче оказалась не нужна. Администрация района едва ли не впервые за всю новейшую историю Гороховца посчитала, что содержать береговой экипаж – роскошь. И все 6 человек – матросы, капитан и бригадир – будут уволены в первый день грядущей зимы. Более того, в проекте районного бюджета на 2013 год средства на содержание понтонной переправы, похоже, вообще не предусмотрены! Таким образом местная мэрия намерена сэкономить примерно миллион рублей – средства, которые шли на зарплату дежурных, топливо для катера и ремонт самого моста.

Как при этом гороховчане будут обходиться без единственной переправы через Клязьму – неизвестно. В коридорах власти поговаривают о возможности сдачи содержания моста по конкурсу частной фирме или индивидуальному предпринимателю. Однако переправа вряд ли способна принести прибыль потенциальному арендатору, так как напротив города нет ни одного населенного пункта, не считая основанного еще в XVII веке и недавно возрожденного Знаменского женского монастыря. Нажиться на одних лишь матушках вряд ли получится – теоретически до обители можно добраться по левому берегу со стороны соседней Нижегородской области.

А кроме насельниц, туда-сюда по мосту курсируют лишь лесники, охотники, рыбаки, в сезон – грибники и ягодники, а также туристы.
– Раньше нас зимой никогда не сокращали, – рассказал последний гороховецкий матрос Федор Большаков. – Мы следили и за ледовой переправой –  сестры из обители, когда река замерзает, ходят здесь прямо по льду, даже в оттепель. А с начала весны уже порой приходилось трудиться в поте лица. К примеру, нынешней весной вырубали те понтоны, которые основательно вмерзли в лед. Зарплаты у нас минимальные – примерно по 4500 рублей в месяц, лишь у бригадира больше.

Да и вообще наш мост -убыточный, выполняющий, прежде всего, социальную функцию. К тому же понтоны снизу почти все гнилые. Да и катеру около 30 лет, он тоже требует капремонта. По поводу грядущего сокращения мы с товарищами особо не переживаем. Работали здесь больше по привычке. Вот только мы по-своему любили реку, хорошо знали ее, как и все особенности нашего моста. Опыт у всех огромный. Если даже по весне наберут сюда новых людей, не факт, что они смогут грамотно навести переправу. Да и будут ли вообще ее наводить? К тому же и дежурку нашу, если хотя бы только на зиму ее оставить бесхозной, запросто могут разграбить…

У береговых матросов есть еще одна забота. После недавних киносъемок Никиты Михалкова фильма по произведениям Ивана Бунина на берегу Клязьмы остались три белых голубя. На съемочную площадку привозили живность из Москвы – специальных коров, лошадей, овец и даже птиц, которые приучены не бояться людей и ярких прожекторов. Потом весь этот скотный двор погрузили в трейлеры и отправили обратно. А вот три белых голубка отбились от своей столичной стаи и остались в Гороховце. Они резко контрастируют с привычными для гороховчан сизарями. Красивых и почти ручных птиц пока подкармливают смотрители моста. Но, очевидно, голубков ждет впереди суровая зимовка, которую они, непривычные к таким условиям, могут и не пережить…

Гороховецкий наплавной мост недавно увели зимовать на судояму – затон бывшего судостроительного завода. Упирающаяся в разлившуюся Клязьму, уже затопившую городской пляж, дорога перекрыта красно-белым шлагбаумом, неподалеку от которого дежурит катер на экстренный случай – на левом берегу регулярно работают лесники, а в монастыре как-никак проживают десятки монахинь и послушниц. Но совсем скоро следить за местом переправы и поддерживать перевоз будет некому. И появится ли привычный мост по весне – вопрос пока остается открытым.

Николай Фролов

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *