16+

Багратион — архиепископ Владимирский

Недавно в селе Сима Юрьев-Польского района открыли памятник герою Отечественной войны 1812 года князю Петру Ивановичу Багратиону, установленный на месте его первоначального погребения. Но с нашим краем непосредственно связан и другой видный представитель грузинской царской династии Багратионов.

Это сын царя Картли Иессея и правнук царя Вахтанга V, царевич Теймураз Багратион, более известный под иноческим именем Антоний. Свыше пяти лет он занимал владимирскую архиерейскую кафедру, став единственным владимирским владыкой в сане архиепископа XVIII столетия. 8 ноября исполняется ровно 250 лет с того дня, когда в 1762 году определением Святейшего Синода этот самый необычный и высокородный владимирский архипастырь был отпущен из Владимира на Клязьме в родную Грузию.

Восстановление епархии

Самостоятельная Владимирская епархия Русской православной церкви, учрежденная еще при великом князе владимирском Всеволоде Большое Гнездо, в пору татаро-монгольского ига фактически прекратила свое существование. В 1352 году инок Алексий (Плещеев) был рукоположен в архиепископа владимирского, но занимал этот пост лишь два года, так как в 1354-м он стал митрополитом московским и всея Руси. После этого на долгих 390 лет Владимир остался без архиерейской кафедры.

Лишь в начале царствования дочери Петра Великого императрицы Елизаветы Петровны в 1744 год у Синод учредил епископство Владимирское и Арзамасское, которое потом было переименовано во Владимирское и Яропольское. Длительное время назначение владимирского епископа откладывалось. Лишь в 1748-м им стал выходец из малороссийского дворянства Платон (Петрункевич), архимандрит
владимирского Рождественского монастыря, близкий к окружению фаворита государыни графа Григория Разумовского. Преосвященный Платон едва ли не половину срока архиерейства провел не во Владимире, а в Петербурге. После его кончины в 1757 году возрожденная владимирская кафедра вновь оказалась вакантной.

Тогда и родился, пожалуй, самый сумасбродный церковный проект той поры, согласно которому во Владимир решили определить грузинского царевича Антония-Теймураза (Багратиона), который прежде был патриархом-католикосом Грузии, но из-за междоусобной борьбы покинул свое отечество и нашел убежище в России.

Митрополит в 20 лет

Один из младших царских сыновей Теймураз Багратион с молодых лет был предназначен для духовной карьеры и воспитывался при дворе родного дяди католикоса Грузии Доментия IV. В 1738 году в 18-летнем возрасте Теймураз принял иноческий постриг и стал Антонием. С таким родством продвижение по иерархической лестнице было предначертано изначально. Уже в 1740 году 20-летний монах стал епископом, а потом и митрополитом кутаисским. В 1744-м вскоре после кончины дяди 24-летний владыка Антоний стал католикосом-патриархом Восточной Грузии.

Безоговорочное лидерство Антония (Багратиона) в грузинской церкви продолжалось 13 лет. Но в 1757 году политическая ситуация в Грузии изменилась. Двоюродный брат католикоса царь Теймураз II обвинил предстоятеля в приверженности католицизму. Владыку Антония сначала лишили сана, а потом заточили в тюрьму. Полтора года опальный иерарх провел в узилище, после чего смог покинуть родину и отправился искать убежища в России.

В Петербурге бывшего католикоса приняли с большим почтением. Члены Синода оправдали Антония во всех возводимых на него обвинениях. При его появлении российские архиереи дружно вставали, так как сан католикоса считался равным патриарху. Но оставаться на положении почетного гостя Антоний не пожелал и попросил определить его в какую-нибудь епархию. Поначалу Синод отказал, ссылаясь на плохое знание грузинским архиереем российских нравов и обычаев. Но бывший католикос оказался настойчив. Свою просьбу он повторил лично императрице Елизавете Петровне. Царица прислала в Синод указ, которым предписывала предоставить царевичу-прелату епархию в обязательном порядке «не в дальности от Москвы состоящую». Этим ближним с питерской точки зрения подмосковьем и оказался город Владимир.

Реалиями проникся

В ноябре 1757 года владыка Антоний был официально произведен в архиепископа владимирского и яропольского. Вторым титульным центром Владимирской епархии тогда официально являлся город Ярополч, ныне вошедший в черту Вязников. Синод также назначил к архиепископу Антонию заместителя — архимандрита Никона (Красовского), возведя его в должность администратора и настоятеля владимирского Цареконстантиновского монастыря. Архимандрит Никон прежде служил в Сибири, где продемонстрировал мастерство незаурядного художника, расписав иркутский Богоявленский собор и православную церковь в Пекине. Наряду с талантами иконописца Никон проявил себя и как эконом иркутского архиерейского дома. Поэтому его определили в качестве заместителя к царевичу-архиерею с правом первенства перед всеми владимирскими архимандритами.

Владыка Антоний оставил по себе память как молитвенник, подвижник, ревнитель просвещения и книгопечатания, он неукоснительно совершал архиерейское служение во владимирском Успенском соборе. Но основную нагрузку по управлению епархией нес архимандрит Никон, которому было поручено «пока Антоний к русскому языку, обычаям и нравам приобучится и присмотрится, быть, яко администратору прилежит, при отправлении у его преосвященства домовых, вотчинных и всея Владимирской епархии дел…»

Но вскоре между грузинской свитой архиепископа и администратором начались конфликты. После того как владимирский архиерейский дом превысил смету расходов на содержание архиерея и его окружения, архимандрит Никон был уволен от должности администратора, а владыка Антоний отделался лишь формальным замечанием. Новым епархиальным администратором стал архимандрит арзамасского Спасского монастыря Амвросий (Арзамас тогда входил в состав Владимирской епархии). Но и с Амвросием архиепископ-царевич не сработался. В конце концов, в Петербурге решили больше администраторов во Владимир не назначать, тем более что к тому времени архиепископ Антоний изучил русский и церковнославянский языки, сблизился со многими иерархами русской церкви (особенно с митрополитом московским Тимофеем (Щербацким) и проникся местными реалиями. Так, владыка Антоний впервые организовал целую бригаду мастеров для ремонта и реставрации владимирских храмов, в состав которой входили «иконописцев 4, оловянишников 1, столяров 5, плотников 4, кузнецов 3, каменщиков и штукатуров 9, оконишников 2».

Возвращение в Грузию

Но в судьбу царственного архипастыря вновь вмешалась большая политика. Гонитель католикоса Теймураз II умер, а новый царь Грузии Ираклий II, тоже двоюродный брат Антония, призвал кузена возглавить грузинскую церковь. В конце 1762 года с разрешения российского Синода Антоний (Багратион) покинул Россию и вернулся в Грузию, где вновь занял пост католикоса — на этот раз более чем на четверть века до конца своей жизни.

Пятилетнее пребывание во Владимире способствовало тому, что этот иерарх до конца своих дней ориентировался на Россию, куда потом приезжал еще трижды. Католикос Антоний I почитается в Грузии как один из выдающихся духовных лидеров своего времени, идейный вдохновитель борьбы против иноземных захватчиков, основатель семинарий в Тбилиси и Телави. Скончался бывший архиепископ владимирский 1 марта 1788 г. в Грузии.

В качестве курьеза можно добавить, что в изданной 10 лет назад «Владимирской энциклопедии» автор заметки об Антонии (Багратионе) Андрей Торопов, преподаватель Владимирской духовной семинарии, почему-то «похоронил» католикоса во владимирском Успенском соборе, да еще и в 1790 году. На самом деле Антоний-Теймураз Багратион был погребен двумя годами ранее в Мцхетском кафедральном соборе Светицховели — традиционном месте упокоения грузинских католикосов.

Николай Фролов

 

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *