16+

Бесплатное лекарство приходится выбивать с прокурором

Единственный шанс на выздоровление для больных онкологией -дорогостоящие лекарства, положенные им по закону бесплатно, однако зачастую инвалидам нашего региона приходится выбивать жизненно необходимые препараты через суд с помощью прокуратуры.

Заболевания онкологией в нашем регионе (как и по стране в целом) по распространенности стоят на третьем месте после болезней сердца и травм. При этом часто такой диагноз пациент воспринимает как приговор. И основания тому есть: как ни тяжело звучит, Россия, по данным ВОЗ, входит (вместе с Венгрией и Украиной) в тройку европейских стран с наивысшими показателями смертности от онкологии. Например, если выживаемость женщин в Европе составляет 9 0%, то в России – 53,2%. Именно поэтому жители других стран знают, что рак излечим, а у нас считается, что это смертельное заболевание.

Для преодоления проблемы нужны два условия: качественная ранняя диагностика и современная доступная лекарственная терапия. По первому направлению приняты серьезные меры: объем финансирования программы помощи онкобольным на 2011-2012 годы в нашей области составляет почти миллиард рублей, около половины – средства федерального бюджета; областной онкодиспансер оснастился современным оборудованием. Но условие обеспечения
пациентов лекарствами по-прежнему не соблюдается. Не только эффективные дорогостоящие препараты, но порой и стандартная фармакотерапия малодоступна  для онкобольных, хотя именно с помощью этих лекарств можно спасти десятки людей.

По закону, больным онкологией положен бесплатный отпуск абсолютно всех лекарств, рекомендованных врачом. Препараты, которые входят в федеральный    Перечень жизненно необходимых лекарств, финансируются за счет федеральной казны.  Те, что не входят, – за счет областной. И если  с получением лекарств по Перечню все более или менее в порядке, то остальные лекарства (а стоят они порой сотни тысяч рублей) пациентам зачастую приходится покупать самим. Единственным  выходом для них становится взыскание затрат с областного бюджета. Ходить по судам инвалиды, понятное дело, не могут. Но их интересы в судах сегодня представляет прокуратура.

По информации и.о. начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе областной прокуратуры Елены Грушиной, в этом году департаменту здравоохранения был предъявлен 91 иск на общую сумму почти 3 млн рублей. Как считают правоохранители, исков по возмещению затрат на лекарства могло быть больше, но многие пациенты не знают о такой возможности. Онкобольные ошибочно полагают, что, как и пациенты многих других категорий заболеваний, они могут бесплатно получать только лекарства, наименования которых есть в Перечне жизненно необходимых (об этом пациентам часто приходится слышать от чиновников).

Однако в соответствии с Постановлением Правительства № 890 онкобольным бесплатно положены любые лекарства, а также перевязочные средства. Этот документ – один из основных, на который ссылается в суде прокуратура. И суды соглашаются с ее позицией. Поэтому законники призывают пациентов активнее обращаться к ним за помощью для отстаивания своих прав.

Наглядный пример – история молодой ковровчанки, которая недавно с помощью прокуратуры взыскала с департамента здравоохранения свыше 640 тысяч рублей. Женщине диагностировали рак, она перенесла операцию по удалению почки, стала инвалидом. Прошла обследование в Российском онкологическом научном центре имени Блохина в Москве, где ей рекомендовали дорогой препарат. Но, обратившись в ковровскую больницу с просьбой о выписке ей рецепта на лекарство, она получила отказ: препарат-де не закуплен! Времени спорить и ждать у больной не было, она купила лекарство за свой счет. А затем – обратилась в прокуратуру, и проверка подтвердила факт нарушения ее прав. Позже с этим согласился суд, обязав департамент здравоохранения возместить инвалиду затраты.

Подобный случай недавно произошел в Муроме. Онкобольная купила упаковку препаратов для приема в течение одного месяца – на 130 тысяч рублей. Теперь эти средства департамент возместит ей по решению суда. На следующие месяцы приема пациентка добилась выдачи ей препарата бесплатно. Кроме того, другая муромлянка взыскала с помощью прокуратуры 350 тысяч рублей.

Чтобы потребовать возмещения затрат, пациент обязательно должен иметь рецепт на лекарство (а если врачи на местах отказываются выписать рецепт, хотя показания есть, то больному надо письменно зафиксировать отказ, чтобы потом доказать, что он был необоснован). Кроме того, в медицинской карте пациента должна быть рекомендация врача о приеме этого препарата. И, разумеется, у больного должны быть чеки из аптеки – доказательство, что пациент покупал лекарства сам. Тогда суд примет его сторону.

– Социальная значимость этих исков очень высока, – говорит Елена Грушина. – Но выявлять такие случаи прокуратуре трудно, так как неизвестно, были пациенты обеспечены бесплатным лекарством или покупали его за деньги. А, если гражданин обратится к нам сам и представит необходимые документы, мы готовы принять все меры, чтобы его защитить.

КСТАТИ

Печальная статистика. По данным департамента здравоохранения, во Владимирской области около 30 тысяч онкобольных, или 2135 человек на 100 тысяч населения, в то время как по России – 1969 человек (на 7% меньше). Смертность от злокачественных новообразований – 212 человек на 100 тысяч населения. Летальность исхода больных в течение первого года с момента установления диагноза – 36,8%. На 1-2 стадии заболевания выявляется 69% больных, на 4 стадии – 21,4%.

Согласно данным Королевского университета Швеции (проводившего глобальное исследование с целью узнать, как объем финансирования лекарств влияет на уровень выживаемости пациентов), минимум средств в расчете на одного пациента, необходимый больному на эффективное лечение, составляет 10 евро. В странах Европы этот показатель – от 9 до 35 евро, в России – всего 3,5 евро, сообщает сайт российской общественной организации «Движение против рака».

Елена Певцова

Просмотры: