Русский язык – стимул единения и развития народа

Путешествие в страну славянской азбуки совершили владимирские школьники. Интерактивная игра, посвященная Дню славянской письменности и культуры, прошла в социальном комплексе общественной организации «Милосердие и порядок».

Путешествие в страну славянской азбуки совершили владимирские школьники. Интерактивная игра, посвященная Дню славянской письменности и культуры, прошла в социальном комплексе общественной организации «Милосердие и порядок».

День славянской письменности и культуры возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991-м он получил статус государственного праздника. В этот день страна вспоминает создателей славянской азбуки святых Кирилла и Мефодия, которые выделили в славянской речи звуки, придумали буквы и дали им названия. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи веков, настолько первая русская азбука была простой и четкой, легкой для письма. С ее появлением славянские языки обрели свою письменность, которая связала воедино население огромных территорий.

– Язык и письменность – это основа любой культуры, это мощный стимул единения и развития для любого народа. Мы должны знать и беречь свой язык. Для этого нужно как можно раньше пробудить в подрастающем поколении уважение к культуре своей страны, к ее языку. Проведение подобных мероприятий решает эту задачу, воспитывает в ребятах интерес к изучению родного слова, чувство гордости за родной язык, – отмечает Григорий Аникеев, депутат Государственной Думы РФ, председатель ВПОО «Милосердие и порядок».

Без помощи государства не обойтись

Ученым известно, что в древние времена на Руси была почти 100-процентная грамотность. Берестяные грамоты, найденные на многочисленных раскопках, подтверждают тот факт, что практически каждый горожанин обладал навыками простейшего арифметического счета, умел написать на бересте бытовое послание и средствами тогдашней почты отправить его по адресу. Все это позволяет сделать вывод об образованности древних славян. Филологи убеждены, что и сегодня уже по первой сказанной или написанной фразе можно судить о сути человека.

– Речь отражает не только мировоззрение, но воспитание и характер. Преподавая русский язык, мы воспитываем духовность и чувство гордости за то, что мы, русские, – великая нация, – убеждена учитель русского языка и литературы школы № 10 г. Мурома Марина Зимина.

Насколько же дружат с языком сегодняшние школьники?

– К сожалению, многие из них мало читают и настроены на поверхностное, прагматичное отношение к художественному тексту. Для них важно получить фактическую информацию, которая позволит подготовиться к занятию или уроку. Часто при таком подходе упускается духовная составляющая. Вузы и школы должны не продавать продукт, а осуществлять образовательную деятельность, -говорит кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ВлГУ Наталья Целикова.

2 июля впервые пройдет Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы, посвященный этой проблеме. Учитель из Мурома Марина Зимина подала заявку на участие в нем, так как убеждена, что многие проблемы можно решить только на государственном уровне.

– В школе мы говорим об одном, а дети перенимают язык сериалов. Разговорный язык превалирует и заглушает литературную речь. Пока мы один на один с этой проблемой. Без поддержки государства нам, учителям, не справиться. Судите сами: в начальной школе на русский язык отведено всего три часа в неделю. Столько же на физкультуру; с5-го по 8-й классы дается только 2 часа на классическую русскую литературу. Не лучше ситуация и в старшем звене, – рассказывает учитель. Марина Зимина даже придумала неординарный ход: создала в социальных сетях собственную страничку для общения с учениками и обсуждения литературных произведений. Так дети открыли Вампилова, Коэльо, прочитали Чехова. Теперь делятся своими открытиями и советуют педагогу прочесть то, что понравилось им самим.

Речь – индикатор образованности

Русский язык – живой организм, способный меняться и перестраиваться. Иногда распространенность языкового явления перевешивает литературную норму. Сложно представить, чтобы повсеместно звучало: мастерскИ, тЕфтели, аппартАменты. Изменение нормы – явление нередкое. «Нужно знать, как правильно произносить те или иные слова, чтобы грамотно общаться. Даже эсэмэску девушке написать, к примеру», – лукаво улыбаются восьмиклассники 34-й владимирской школы Максим Кулик и Александр Лукоянов. «Без знания языка успеха в жизни не добиться и на работу не устроиться. Ведь прежде всего придется составить резюме», – рассуждают их одноклассники Алексей Борисов и Марина Александрова.

В старые времена их назвали бы немного иначе: однокашниками. «Тому есть простое объяснение, – рассказывает историк и экскурсовод Владимиро-Суздальского музея-заповедника Галина Петрихина. – В школу дети приходили со всей округи за много километров от дома. В мороз и метель учителя оставляли их ночевать. В классе была русская печка, где все вместе варили кашу – отсюда и однокашники». В Палатах музея есть интересная экспозиция «Старорусская школа».Сегодняшние дети приходят туда на уроки русского языка, пишут на дощечках, знакомятся с древнерусским и старославянским алфавитом. Экскурсоводы рассказывают, как наказывали нерадивых учеников: ставили в угол на горох. Жюри интерактивной игры, конечно, таких кардинальных мер не применяло, ограничившись подсчетом баллов за каждое задание.

Оценивали подготовку команд кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ВлГУ Наталья Целикова; член Союза писателей России Юрий Поликарпов; экскурсовод Владимиро-Суздальского музея-заповедника, учитель истории Галина Петрихина; кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культуры гуманитарного института ВлГУ Валентина Жарнова; председатель совета Владимирского городского краеведческого общества Михаил Пленкин. Команды решали арифметические примеры, написанные не цифрами, а буквами, проявляли эрудицию. Вопросы были не из простых. Кто из братьев
– Кирилл или Мефодий – был старшим? Кто был библиотекарем, а кто воином? Сколько букв в кириллице было до Петра I? Команды готовили и домашнее задание: сценку на тему о том, как появилась славянская письменность. Пользоваться готовым материалом из Интернета запрещалось категорически, важно было показать собственное творчество. С заданием ребята справились блестяще. Несмотря на то, что на него отводилось всего пять минут, школьники сумели превратить его в настоящее театрализованное, костюмированное действо.

День славянской письменности и культуры – это праздник родного слова, языка и культуры. В таком контексте довольно сложно подводить итоги и говорить о победителях. Что касается конкурсов и самой игры, то чуть лучше остальных выглядели команды 20-й школы Владимира, занявшей третье место, школы № 10, завоевавшей второе место, и 15-й школы областного центра, ставшей победителем викторины.

Екатерина Чижова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике