16+

Карта с сюрпризом

Все чаще владимирские магазины по продаже техники, парфюмерии, детских товаров и посуды предлагают приобрести подарочные карты. Хороший презент: вроде бы и не деньги, а, с другой стороны, бери на энную сумму, что хочешь. Но без подводных камней, как всегда, не обходится.

Удобство выбора

В крупных гипермаркетах электроники, а также косметики и парфюмерии подарочные карты существуют давно. Все это время спрос на них был невелик из-за ограниченного доступа. Но все изменилось, и спрос на карты пошел вверх.

Подарочная карта – это, прежде всего, универсальный подарок, на который можно приобрести многое – от школьных тетрадок до холодильника. Номинал карты предельно разнообразен: от 100 до 25000 рублей. Некоторые гипермаркеты предлагают подарочные сертификаты и большей суммы.

Карты оформляют красиво и празднично, запечатывают в конверты и праздничные пакеты. Такой подарок можно сделать как родственникам, так и коллегам по работе. Все карты работают на предъявителя, то есть они не именные, хотя их можно подписать в случае необходимости. Ее предельно удобно использовать: сумму можно раздробить на разные покупки, а если номинала карты не хватает, то возможно добавить наличными или доплатить с банковской карты.

Срок действия карт довольно приличный -2-3 года. Ряд крупных магазинов при покупке подарочных карт выдают и бонусные.

Нулевой баланс

Но и на старуху бывает проруха. На днях коллектив одного владимирского учреждения решил купить в подарок к празднику своим руководителям подарочные карты. Выбрали крупный гипермаркет по продаже бытовой техники и электроники: приглянулся широкий выбор товаров (от телефонов и телевизоров до дисков и посуды), а также лояльные цены и возможность скидок.

Кроме того, подарочные карты в этом магазине были самые красивые: каждая словно открытка с праздничной тематикой. Оформление пяти подарочных карт разным номиналом длилось около часа: с каждой считывался штрих-код, заносилась на счет сумма денег, выдавались чеки, были поставлены подписи и печати. Сомнений в подлинности подарка не было. Как правило, все сетевые компании поясняют, что при покупке товара достаточно предъявить продавцу подарочную карту, с которой он спишет необходимую сумму.

На картах данного гипермаркета было сказано, что чек необходим только при возникновении неполадок. Не опасаясь на этот счет (ведь столько времени заняло оформление карт!), коллектив учреждения подарил руководителям карты без чеков. Все были довольны подарками до той поры, пока не понесли их в гипермаркет. И на кассе при оплате товара возникли сложности. Кассир вежливо пояснила, что баланс карты равен нулю. «Вот так шутку проделали любимые работники!» – подумалось руководителю.

Хорошо, что отношения в коллективе были хорошие: дарителям сказали о трудностях активирования карты. Чеки, к счастью, сохранили, с ними и пошли в гипермаркет. Персонал магазина заявил о компьютерном сбое в программе. Чтобы заново пополнить карту, нужно написать заявление и подождать две недели, в течение которых магазин будет расследовать дело. Кроме того, что на карте не оказалось денег, ее номер не соответствовал тому, что указан в чеке.

«Как нам смотреть в глаза руководителю?» – вопрошали у персонала магазина дарители. На просьбу вернуть некачественную подарочную карту и получить назад деньги торговцы ответили категорическим отказом. Большая удача, что в зале оказался директор гипермаркета, который учел все пожелания клиента. Никаких заявлений и ожиданий не потребовалось – карту заменили на другую, с активным балансом.

Остается надеяться, что по другим четырем картам, обладатели которых еще не приходили за покупками в магазин, сложностей не возникнет.

Оговорки не озвучены

Мы давно усвоили, что для упрощения процедуры приема некачественного товара продавцу следует предъявить кассовый чек. В законе о защите прав потребителей говорится, что отсутствие кассового чека не является основанием для отказа рассмотрения обращения по некачественному товару. Но факт покупки нужно будет доказать с помощью свидетелей или указания точной даты приобретения товара. Это бывает трудно выполнить, поэтому чек стоит сохранить на все время гарантийного срока. Но мало кто соблюдает это правило при покупке подарочных карт.

Зачем чек, если со штрих-кода можно считать номинал карты и дату ее приобретения, а также историю покупок? Оказывается, чек стоит сохранять на случай размагничивания карты или технического сбоя программы, с помощью которой карта оформлялась. Такую приписку мы нашли только на карте одного гипермаркета. У остальных в правилах пользования картами ничего о кассовом чеке не говорится.

На информационных стендах в торговом зале и на интернет-порталах сетевых магазинов можно прочитать правила пользования картой. Но они не указаны на самой карте, да и продавцы никогда не сообщают о нюансах. А бывает так, что у определенных карт из всего ассортимента представленных в магазине установлен короткий срок действия или ими можно расплачиваться только за некоторые товары. Важно знать, что украденные и утерянные карты не восстанавливаются, а денежные средства, оставшиеся на карте, не возвращаются. Причина в том, что она не персонифицирована, в этом деле не помогут даже чеки. Хотя, по сути, в кассовом чеке указаны номер карты и ее номинал, так что при желании продавец все мог бы исправить. Но желания, как видно, нет.

Товар или продукт?

В законе о защите прав потребителей на решения вопросов по товарам и услугам отводятся разные разделы и статьи. Два владимирских адвоката и один юрист,
специализирующийся на защите прав потребителей, утверждают, что подарочную карту следует отнести к товарам. Ведь она покупается у продавца в магазине, как тот же письменный стол или набор посуды.

В законе сказано, что недостаток товара – несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется. В нашем случае неработающую подарочную карту, которой не представляется возможным воспользоваться, можно назвать некачественным товаром. Следовательно, покупатель имел право ее вернуть и потребовать деньги назад.
Но персонал гипермаркета, а также центральный отдел по работе с клиентами отказались выполнить требование потребителя. Они заявили, что подарочная карта – это не товар, а нечто другое, но что именно, не назвали. Хорошо, что рассказанная нами история с подарочными картами разрешилась благополучно. А сколько схожих неприятных сюрпризов произошло с другими обладателями подарочных карт, у которых не оказалось при себе чека, а предъявить претензию дарителю было неудобно? Вопрос открытый.

Анна Тумановская

Просмотры: