История в шоколадной обертке

Не суди о конфете по обертке, но иногда упаковка может оказаться ценнее, чем содержимое.

Не суди о конфете по обертке, но иногда упаковка может оказаться ценнее, чем содержимое.

В Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась удивительная выставка «Серебряный век русского фантика»: более четырехсот дореволюционных оберток от конфет и шоколада, собранных музеем и московскими коллекционерами.

Фантики от конфет собирали многие дети -ценные экземпляры разыскивались по помойкам и мусорным кучам, выменивались у знакомых, дарились на дни рождения. Светлана Мельникова, генеральный директор ВСМЗ, не без удовольствия вспоминает: «Я росла на Сахалине, кондитерских фабрик там не было. Конфеты в доме появлялись только тогда, когда кто-то из взрослых приезжал с материка. Поэтому фантик бы чудом, предметом гордости, нашей детской валютой».

Потом дети вырастали, меняли увлечения, и роскошные коллекции фантиков и оберток оказывались забытыми. Хотя кто знает, возможно, когда-нибудь они могли бы украсить музейную экспозицию.

Игорь Смиренный, генеральный директор московского журнала «Тара и упаковка», собирает фантики уже больше двадцати лет. Во Владимир он привез самые ценные экземпляры, выпущенные в XIX – начале ХХ века. «На этих фантиках просматривается фактически вся наша история – история государства, история жизни людей, – рассказывает коллекционер. – Очень многие события отражались именно на таких шоколадных обертках. По сути, они несли просветительскую функцию, причем не только для детей, но и для взрослых».

На дореволюционном фантике можно найти все что угодно: не только «подхваченные» последующими эпохами изображения играющих детей, животных и сказочных героев, но и, например, полную галерею портретов царей и цариц Российской империи.Или изображения солдат всех родов войск в парадной форме. Товарищество «Эйнем» выпускает этнографическую шоколадную коллекцию с портретами индейцев, эскимосов и аборигенов Австралии и серию «Клады земли и моря» с сюжетами про ловлю трепангов или добычу морских губок. А «Рамонская паровая фабрика конфект и шоколада» предложила клиентам насладиться шоколадом «Борьба» с изображениями различных спортивных приемов.

– В свете того, что объявили Год российской истории, может быть, стоит поучиться у наших предшественников, которые через банальные сладости продвигали государственную идею, – говорит Светлана Мельникова. – Дети смотрели на фантики и спрашивали у родителей: «Это кто?», и, наверное, родителям было бы стыдно не ответить.

Утром в газете – вечером на конфете: похоже, многие кондитерские фабрики действовали именно по этому принципу. Вот, скажем, шоколадные конфекты «1812 год» фабрики Кудрявцева и одноименная карамель фабрики Кочетовых: гордый Наполеон на коне, задумчивый император в землянке, отступающая армия во главе с поверженным Бонапартом… Серия «Модные танцы»: веселые молодые люди отплясывают польку или па-де-катр – настоящая сладкая жизнь! А вот к началу первой мировой войны товарищество «Жорж Борман» выпускает конфеты «Военная жизнь» с мрачными сюжетами типа «Вытягивание гаубицы на передовую» – есть такую конфету можно, но очевидно без всякого удовольствия.

Давно известно: чем привлекательнее конфетный фантик, тем больше рук тянется к сладости. Поэтому кондитерские этикетки являются отражением идеалов красоты, вкуса и настроения разных сословных групп населения соответствующих исторических эпох. В советское время на кондитерских упаковках часто печатали репродукции известных
картин, но дореволюционные фабриканты ради оформления фантиков не скупились: сюжеты для конфетных оберток рисовали Михаил Врубель, Иван Билибин, Александр Апсит и другие известные и малоизвестные живописцы. Громкие имена было не принято афишировать – боялись, что художника переманят конкуренты. Появлялся и настоящий креатив, та-кой как обертки-паззлы: картинку с изображением повара, пожарного, горничной и графини можно было разрезать по линиям на кусочки, а потом собирать их, каждый раз получая новое лицо.

Практически каждый фантик – это маленький шедевр: изображение, шрифт, расположение элементов бьет строго в одну точку. Так и хочется сказать, что нынче так уже не умеют. «Все это утрачивается, – со-жалеет гость выставки, заслуженный художник России Игорь Черноглазов, – раньше промышленная графика – это было целое направление в искусстве, он которого уже практически ничего не осталось».

Обертки от современных конфет и шоколадок не назовет шедевром даже самый упорный оптимист от современного искусства. Впрочем, сто лет назад в изделиях Абрикосова и Эйнема тоже видели скорее вкусовую, чем художественную ценность, поэтому большая часть нынешних раритетов безжалостно летела в помойное ведро. Кто знает – вдруг еще век спустя искусствоведы, разглядывая фантики нашего времени, начнут восторгаться «графическим примитивизмом 90-х» или «наивным реализмом 2000-х».

Марина Сычева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике