16+

Горки № 1 находились на владимирской земле

Подмосковное имение Горки близ города Видное получило всемирную известность в качестве резиденции Ленина, а потом и музея его имени. Однако мало кто знает, что это лишь вторая по счету усадьба с таким названием, имеющая непосредственное отношение к вождю большевиков. А первые ленинские Горки находились в пределах… Владимирской губернии!

Дача фабрикантов

В Горки под Москвой Ильич попал уже в конце своей бурной жизни. А во владимирских Горках он побывал почти на 30 лет раньше, будучи еще совсем молодым человеком. «Горки № 1» принадлежали семейству купцов и фабрикантов из Юрьева-Польского Ганшиным. Во второй половине XIX века Алексей Михайлович Ганшин стал основателем нескольких мануфактур, а его сын Александр Алексеевич Ганшин еще больше расширил семейное дело. В частности, ему принадлежала текстильная фабрика в самом Юрьеве-Польском (ныне Юрьев-Польская ткацко-отделочная фабрика «Авангард»), фабрика при станции Бельково Александровского уезда (позже фабрика «Свобода»), а также чугунолитейный и механический завод в Ярославле, который спроектировал инженер Андрей Михайлович Достоевский – родной брат великого писателя.

Семья Ганшиных пользовалась немалым авторитетом в Юрьеве-Польском. Брат Александра Ганшина Николай Алексеевич занимал там пост городского головы и церковного старосты Воскресенской церкви. А продукция фирмы Ганшиных получила высокую оценку не только в России, но и за рубежом. В частности, ткани, выработанные на ганшинских фабриках, получили золотые медали на международных выставках в Генуе, Венеции и Лондоне.

В 1880 году юрьевский купец 1-й гильдии Александр Ганшин приобрел для семьи усадьбу на берегу речки Шахи на границе Переславского и Юрьевского уездов Владимирской губернии. Усадьба эта принадлежала прежде дворянам Виговским и находилась на возвышенном месте, в окружении парка, рядом с селением Горки. Расположенная в 7 километрах от железнодорожной станции Рязанцево, она была не только прекрасной загородной резиденцией, но и местом для ночлега и отдыха в деловых поездках при перевозке товаров из Юрьева-Польского в Москву и Ярославль. Рядом со старым барским домом Ганшины выстроили еще один так называемый охотничий домик, очень похожий на современные модные деревянные дачи.

Володя из Самары

Придерживаясь либеральных убеждений, Александр Ганшин дал своему сыну Алексею прекрасное образование. Тот обучался в Московском коммерческом училище, затем в Московском университете, а позже блестяще окончил Петербургский технологический институт. Инженерное образование сочеталось в нем с фамильной предпринимательской жилкой, но неожиданно для семьи наследник увлекся революционными идеями. Вскоре его приятелями стали Глеб Кржижановский, будущий председатель ГОЭЛРО и вице-президент Академии наук СССР, и Владимир Ульянов, которого Ганшин рекомендовал родным просто как Володю из Самары (в 1892-1893 гг. тот работал помощником самарского присяжного поверенного).

Летом 1894 года Алексей Ганшин пригласил своего ровесника Володю на семейную дачу в Горках. Гостю отвели небольшую комнату в охотничьем домике. На владимирской земле 24-летний Ульянов гулял, охотился, но главной целью его визита в затерянную среди лесов резиденцию фабрикантов стало издание брошюры «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов» В глубокой тайне Ганшин Ульянов и их друг Масленников отпечатали более сотни экземпляров, используя специально доставленный в Горки мимеограф – забытый ныне тип множительного аппарата.

Весь тираж вывезли из Горок и успешно распространили. Полиция и жандармы вышли на след Ульянова и Ганшина лишь год спустя. В 1895-м они были арестованы. Владимир оказался в ссылке в сибирском селе Шушенское, а его приятель Ганшин после того, как отец нес за него крупный денежный залог, отделался запретом жить в крупных городах и провел не-сколько лет в тех самых Горках. Позже Алексей Ганшин отошел от революционной деятельности. Он занимался семейным бизнесом, причем отличался очень гуманным отношением к своим рабочим: строил для них дома выдавал ссуды на приобретение скота запретил штрафы на своих предприятиях и подчеркнуто уважительно общался с каждым из сотрудников.

Из хозяев – в директора

После 1917 года, когда все предприятия у Ганшиных отобрали, Алексей Александрович продолжил работать на своей бывшей фабрике в Бельково в качестве… директора! Это был пример почти невиданный. При этом уже рабочие всячески поддерживали своего бывшего хозяина. Директорский пост Ганшин занимал после революции целых 13 лет – вплоть до 1930 года. Местные власти не только не пытались «убрать» столь необычного руководителя, но и откровенно побаивались его. И было отчего: в гости к Ганшину запросто приезжали из Москвы такие высокие деятели, как, скажем, Ян Рудзутак, председатель Центротекстиля и нарком путей сообщения (к примеру, он «заскочил» к Ганшиным прямо с Генуэзской конференции), или Яков Петерс, первый зам всесильного председателя ВЧК Дзержинского. Несколько раз вспоминал про «Горки № 1» и Ленин, обещая приехать туда вновь и передавая приветы другу молодости. Однако к Ганшину Ильич больше так и не выбрался.

Алексей Ганшин скончался в возрасте 61 года в Москве в 1940 году, будучи персональным пенсионером союзного значения. Назначения ему этой пенсии добилась Мария Ильинична Ульянова – младшая сестра Ленина. Усадьба Ганшиных в Горках долгое время пребывала в запустении. О том, что в этом месте бывал сам Владимир Ильич, напоминал лишь скромный обелиск. Вспомнили о «Горках № 1» в канун 100-летнего юбилея вождя. К тому времени Горки оказались в составе Переславского района Ярославской области. Хотя от Горок до границы Юрьев-Польского района расстояние менее полутора километров!

В 1970 году в Горках-Переславских, как стали называть это место, открылся музей. Он существует там до сих пор, хотя в 1990-е не раз был близок к закрытию. Теперь в нем большую часть площадей занимают экспозиции по истории крестьянского быта и местных народных промыслов. Да и сама по себе ганшинская усадьба, пусть в частично сохранившемся и измененном виде, является уникальным памятником истории и культуры. О ленинской тематике напоминает лишь отдельный зал, где собрано множество экспонатов, рассказывающих о вожде.

Есть там и портрет, подаренный более 10 лет назад наследником дела Ильича Зюгановым. Рассказывают, что во время его визита в затерянное среди лесов село местные жители, по простоте душевной, попросили у столичного гостя помочь в приобретении сгоревшего насоса на сельской водокачке, без которого в Горках жить было невмоготу. Но в ответ получили лишь ленинский портрет…

Николай Фролов

Просмотры: