16+

Рожать будем в поле?

В регионе закрывается почти половина родильных отделений – в больницах Гороховецкого, Селивановского, Юрьев-Польского и Камешковского районов уже не принимают рожениц, а в ближайшее время закроют еще роддома в Собинке и Суздале.

Беби-бум – не для деревни

По сути, жительницы маленьких городов и поселков остались без квалифицированной медицинской помощи на местах. Массовая ликвидация родильных отделений в районах происходит в строгом соответствии с областной программой «Модернизация системы здравоохранения на 2011-2012 годы».

Официально нам говорится о том, что переход на областное подчинение и участие в программе приведет к росту финансирования больниц и оснащению их современной техникой, повышению качества медпомощи. Но параллельно у всех на глазах происходит и другой процесс. Отделения, которые областные власти сочли неэффективными, то есть не способными выполнять требования и нормативы Минздрава, просто перестают существовать.

Нормативы Минздрава, понятно, не учитывают переживания рожениц, лишенных возможности получить помощь у себя в районе, рядом с домом. Нормативы оперируют сухими цифрами экономических показателей. И сегодня они делят всю систему родовспоможения на три уровня.

Так, к третьему (высшему) уровню в регионе будет относиться только одно учреждение – перинатальный центр во Владимире, когда откроется полностью. А пока беременные, имеющие показания для родов в учреждениях третьей группы (тяжелые осложнения), направляются в Иваново.

Вторая, основная группа – роддома, где количество родов составляет от 500 до 1,5 тысячи в год. Эти отделения должны иметь в своей структуре палаты реанимации и интенсивной терапии для женщин и новорожденных. К таким относятся роддома № 1 и № 2 во Владимире, областная клиническая больница, родильные отделения в Александрове, Гусь-Хрустальном, Коврове, Муроме, Кольчугино и Вязниках. Это наиболее крупные роддома в области, и каждый из них на сегодня соответствует требованиям Минздрава к учреждениям своего типа. Поэтому сокращение им грозить не должно.

Исключением из этого правила неожиданно стали Вязники. В прошлом году там родилось 374 ребенка, это меньше федерального норматива, но, тем не менее, явно говорит о востребованности роддома. Поэтому изначально Вязники в плане закрытия роддомов по программе модернизации не значились. Но там беда с кадрами.

Предвестником кризиса стало увольнение в феврале 2011 года врача родильного отделения Евгении Баландиной. Причина уважительная – женщина переехала на постоянное жительство в город Дзержинск соседней Нижегородской области. После этого в роддоме осталось 3 врача. Но в июле 2011-го на пенсию ушел ветеран родильного отделения Александр Лобанов, отработавший там 38 лет.

Администрация Вязниковской ЦРБ попыталась найти врачей-гинекологов в соседних территориях – в Коврове и в Гороховце. В течение августа 2011-го в Вязники ездила на дежурство женщина-врач из Коврова, по специальности акушер-гинеколог, но месяц спустя постоянные разъезды ей надоели, и от дальнейшей работы она отказалась. Еще один иногородний врач согласилась было перебраться в Вязники, но потом передумала, несмотря даже на то, что имелась служебная квартира. С сентября в родильном отделении окончательно остались лишь два врача. Они сменяли друг друга через сутки, но долго такой график выдержать было просто невозможно, тем более ввиду пожилого возраста медиков. Руководство ЦРБ утвердило для них более щадящий график работы с выходными днями. Тех рожениц, кто ждать наступления очередной трудовой недели не мог, уже тогда начали возить в Ковров.

Пытаясь найти хоть какой-то выход, главврач ЦРБ Марина Коновалова предложила перевести в родильное отделение врачей из местной женской консультации, но те, прежде никогда не работавшие в специфических условиях роддома, категорически отказались от такого перевода. Теперь достаточно было хотя бы одному из действующих врачей заболеть или уйти в отпуск, родильное отделение могло прекратить работу. Но все оказалось еще хуже: в феврале 2012 года врач Ирина Орлова, отработавшая четверть века, приняла решение уйти из больницы. Ее пытались уговорить остаться – безуспешно. В итоге в родильном отделении остался всего один последний врач Ольга Гордина, тоже опытнейший специалист, работающая там с 1986 года. Но она одна, естественно, всю работу акушера-гинеколога не потянула бы. Это обстоятельство и стало причиной временного закрытия роддома в Вязниках.

Четыре случая родов в пути

Вязниковские врачи не скрывают, какие плачевные последствия повлекло за собой решение возить рожениц в соседний район: за последнее время в Ковров отвезли уже более 20 женщин, при этом в вязниковских машинах скорой помощи было принято не менее 4 родов. Женщинам ведь не прикажешь подождать, пока «скорая» прибудет в Ковров за 70 километров по расхлябанным дорогам из какого-нибудь отдаленного вязниковского поселка.

Закрытие роддома в Вязниках наделало много шума, «нештатную» ситуацию власти отчаянно попытались исправить. Сейчас, кажется, временный компромисс найден. Мамочек будут обслуживать «вахтовым методом» врачи из владимирских роддомов № 1 и № 2. Не самый оптимальный вариант. Но все же лучше, чем опасное для жизни матери и ребенка двухчасовое путешествие в чужую больницу.

Между тем главврач Вязниковской ЦРБ продолжает искать городу акушеров на постоянной основе. И, как только кадры найдутся, роддом должен восстановить свою работу.

А вот остальные районные роддома, закрытые в этом году, назад уже не вернуть. К примеру, в Камешковском родильном отделении появляется на свет 100 -150 малышей в год. В Гороховце – ежегодно чуть более 60 новорожденных. Вот она, сухая статистика несоответствия нормативам Минздрава. За каждой цифрой там стоит новая жизнь, рождение человека, которому помогли появиться на свет рядом с домом, создав удобные условия для матери и всей счастливой семьи. Но из-за низких показателей рождений Камешковский и Гороховецкий роддома, также как родильные отделения в Селивановском и Юрьев-Польском районах, отнесены к учреждениям первого (низшего) уровня.

А согласно программе модернизации 82% коек учреждений первого уровня, то есть те, где количество родов не превышает 500 в год и где не обеспечено круглосуточное пребывание врача акушера-гинеколога, в регионе в этом году должны быть закрыты.

В эту же категорию в нашем регионе попадают еще родильные отделения в Собинке и в Суздале. Департамент здравоохранения не скрывает, что в ближайшее время они тоже будут закрыты. А жительницы Суздаля и Собинки поедут рожать соответственно во владимирские роддома № 1 и № 2.

К первому уровню относится и Меленковская больница. Однако местным врачам чудом удалось спасти свое родильное отделение. Областные чиновники согласились, что наладить «безболезненную» перевозку рожениц в Муром будет невозможно из-за плохих дорог и больших расстояний. В итоге в Меленках сократили до предела количество коек, но статус родильного отделения остался, и роды там принимать будут.

Кроме того, в Меленки теперь будут возить и женщин из Селивановского роддома. Тамошние жительницы после закрытия своего роддома ста ли ездить так же в Муром. Двум роддомам – Меленковскому и Муромскому – сегодня вполне по силам распределить между собой новую нагрузку из одного Селивановского района.

Иная ситуация сложилась в Коврове. В единственном родильном отделении он сейчас вынужден принимать не только горожанок и жительниц Ковровского района, но и рожениц из Камешковского, Гороховецкого и Вязниковского районов (поскольку роддом в Вязниках последнее время то работает, то нет).

Койко-место пусто не бывает

Главврач ковровской городской больницы № 1 Александр Плакунов сообщил «Призыву»,что их врачи сейчас не чувствуют перегрузки, и места хватит всем роженицам, дополнительно поступающим туда из трех районов.

– Наш роддом готов принять всех, помещения у нас есть, штат врачами укомплектован, и мы окажем как плановую, так и экстренную помощь всем. В смену здесь работают 15 медиков, в том числе два врача-акушера, анестезиолог и неонатолог.

Специалисты Ковровского роддома уже наладили взаимодействие с врачами из Вязников и Камешково с тем, чтобы роженицы оттуда приезжали в Ковров планово, за несколько дней до родов, чтобы исключить экстренные ситуации при перевозке «скорой». На очереди аналогичные соглашения с Гороховцом.

Готовность больницы принять у себя всех соседей похвальна. Однако сомнения в том, что места в этом роддоме хватит не только на сам Ковров с населением 140 тысяч жителей и Ковровский район с населением 30 тысяч, а еще на три соседних города и три района, остаются. В ковровском родильном отделении всего 38 коек. Рассчитан роддом, как любое учреждение второго уровня, на количество родов от 500 до 1,5 тысячи в год. При этом в прошлом году здесь появилось на свет 1580 малышей, и это только ковровчане и жители Ковровского района. А скоро сюда устремится еще поток женщин из других территорий. При нынешней системе родовых сертификатов больнице выгодно бороться за каждого пациента, сулящего доход, но, тем не менее, возможности учреждения явно не безграничны. Эту ситуацию прекрасно понимают и сами роженицы.

– Тем, кто ратует за укрупнение, советую посетить наш глухой район да поездить отсюда за 70-100 км в «большую больницу», да зимой, а еще лучше на автобусе, который ходит два раза в сутки, – не скрывает эмоций жительница Гороховца Светлана. Она переживает за свою дочь, которой скоро рожать. – Все говорят нам, что укрупнение роддомов – мировая практика. Но, извините, проехать 50 км по дорогам Швеции или по немецким автобанам, в специализированном реанимобиле – совсем не то же самое, что трястись 100 км в раздолбанной колымаге «скорой» без европейского оборудования где-нибудь под Гороховцом. Зачем рушить то, что годами работалона оказание посильной помощи, если взамен предложить нечего, а планы – только на бумаге? Новых оснащенных машин «скорой» мы еще не видели, а рожать в «центр» наших женщин отправляют уже сейчас.

Жительница Камешково Екатерина – на шестом месяце беременности. В каком роддоме у нее появится малыш, для будущей мамы пока еще вопрос.

– Закрытие роддома в Камешково лишило беременных женщин возможности рожать рядом с домом и права выбора, – говорит Екатерина. – Все говорят, что надо повышать рождаемость. А у нас роддома закрывают! Еще говорят, что сокращение идет в рамках модернизации, улучшения качества и доступности помощи. За нас просчитали, что так будет лучше, рентабельнее. Невыгодно стало чиновникам лечить нас рядом с домом. А каково будет нам, никто не подумал. Не все могут позволить себе уехать в Ковров и во Владимир. У нас вот даже машины нет, на чем ехать? В электричке трястись с животом?

– Такая реорганизация здравоохранения нарушает конституционные права пациенток на доступное лечение и своевременное получение медицинской помощи, – считает и бывшая заведующая родильным отделением в Камешково Наталья Балдина. – Как можно, сославшись на некую экономическую выгоду, поставить крест на районе и его жителях? – недоумевает она. – Как можно рассуждать о рентабельности, когда речь идет о здоровье матери и ребенка?

В Камешковском роддоме было 10 коек и 20 медработников. Когда он закрылся, медики устроились работать в роддома Владимира. А в районе годами создаваемая, налаженная акушерская служба полностью развалилась, сокрушается Наталья Балдина. Сама она осталась работать в родном районе заведующей женской консультацией и гинекологом. Врач вспоминает, как пришла сюда несколько десятилетий назад. Тогда выпускников медицинских вузов специально направляли в маленькие города и в деревни, чтобы развивать там акушерские службы, чтобы местные жительницы могли получать квалифицированную помощь даже вдали от центров. Сейчас все повернулось вспять, но это грозит непоправимыми последствиями как женщинам, так и здоровью населения в целом, уверена врач.

– Одна жительница Камешковского района в этом году уже родила дома, – рассказывает Наталья Балдина. – И то ли еще будет! Роды – вещь не всегда предсказуемая. Могут быть тяжелые осложнения, кровотечения, например, когда счет идет на минуты и стоит вопрос о жизни и смерти! А до роддома ехать еще 40 километров. И «скорая» где-то в другом конце района, еще с предыдущего вызова не вернулась. Жалко женщин и всю загубленную акушерскую службу. Я уверена, время покажет, какой это был неверный шаг.

Больницы стали нерентабельны

А вот главврачи районных больниц, где родильные отделения закрыли, тревог будущих мам не разделяют. На недавнем совещании по здравоохранению во Владимире и главврач из Камешково Сергей Маирко, и его коллега из Гороховца Василий Бондаренко отрапортовали областному начальству, что ходом модернизации довольны. Они безропотно приняли решение департамента и вслед за ним повторяют: так будет лучше. Зато благодаря модернизации в больницу Камешково недавно поступило около 5 млн рублей, и там купили УЗИ, в больницу Гороховца пришли 9 млн на новый рентген, сияют главврачи. От комментариев по поводу роддомов отказываются…

– Не нужно создавать ажиотаж, – призвал и директор областного департамента здравоохранения Владимир Безруков. – Это обычная рабочая ситуация. Сейчас мы переориентируем родовспомогательную помощь из ряда муниципальных образований на более крупные родильные дома. Чем размазывать средства по всем районам, лучше сосредоточить их в крупных межрайонных центрах. Скоро будут видны положительные результаты преобразований. В Гороховце в 2011 году в роддоме родилось всего 64 ребенка. Это одни роды за неделю. Все остальное время персонал занимается какими-то другими вещами. Я полагаю, если мы говорим о сохранении жизни и укреплении здоровья детей, то должны создавать условия для получения ими качественной помощи. А когда персонал принимает роды раз в неделю, о каком качестве там может идти речь? И в этой позиции нас очень здорово поддерживает и помогает Минздрав, устанавливая свои нормативы и требования.

Программа модернизации действует по всей стране, и закрытие роддомов в других регионах тоже происходит, о чем немало сообщений в СМИ. Правда, больше внимания уделяется не этому печальному факту, а другой стороне модернизации: в медучреждения поступает новое высокотехнологичное оборудование, идут деньги на ремонт больниц, на повышение зарплат медработников. При этом в системе здравоохранения появился термин, применяемый раньше только в коммерции: рентабельность.

Мы внимательно изучили стратегический документ на двести страниц – «Модернизация здравоохранения Владимирской области на 2011-2012 годы». Картина, нарисованная в нем, наводит на печальные мысли. Как достижения региона там преподносятся масштабы сокращения больниц. Так вот, за последние годы в области были ликвидированы 1,5 тысячи коек круглосуточного пребывания в стационарах! Вместо 12 тысяч их осталось чуть более 10 тысяч. И если по ряду направлений медицины это оправдано: появляются новые способы борьбы с недугами, более эффективные медикаменты, но уж с родами какие могут быть новации? Если только в качестве таковых рассматривать появление малышей в каретах скорой помощи? Ну, если так пойдет и дальше, то скоро в качестве плодов модернизации по-владимирски женщины, как сотни лет назад, начнут рожать в поле.

Кстати

Закрываем – на благо

«С целью улучшения качества медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в 2012 г. планируется уменьшение количества коек в муниципальных учреждениях родовспоможения 1 группы с 89 до 16 коек, т.е. на 82% (73 койки)».

Из программы модернизации здравоохранения Владимирской области.

Елена Певцова

Просмотры:
расценки на ремонт квартир ремонты72.рф
электропростынь medilife.com.ua