16+

Убийство русского принца

Царь всея Руси Иван Васильевич, четвертый российский государь этого имени и получивший у современников и потомков прозвание Грозный, ознаменовал свое правление невиданными прежде массовыми казнями. Жертвами неуемного царского гнева, граничащего с паранойей, становились все: крестьяне и горожане, служилые люди и представители знати, бояре и воеводы, монахи и архиереи.

Не пощадил грозный царь и своих родственников, в том числе считавшегося в течение длительного времени наследником престола двоюродного брата князя Владимира Старицкого. Его убили вместе с женой, матерью и малолетними детьми. По мнению многих историков, начиная еще с Н.М. Карамзина, это величайшее преступление XVI столетия произошло в пределах позднейшей Владимирской губернии – в селе Слотино, расположенном на старой дороге из Троице-Сергиевой лавры в Александровскую слободу – нынешний райцентр город Александров.

Место давней трагедии

Сегодня Слотино находится на самой границе Владимирского и столичного регионов. Место там холмистое, и узкая дорога то ныряет в глубокие овраги, в которых то тут, то там бьют родники, то круто поднимается на поросшие вековым лесом склоны. Если попадется встречное авто – беда. Разъехаться там могут разве что внедорожники и то с трудом.

В центре села, как игрушка, красуется храм Иоанна Богослова. Он недавно восстановлен после длительного запустения. В нынешнем году Иоанновской церкви исполняется 190 лет – ее освятили в 1822-м по благословению епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта при настоятеле священнике Иакове Богословском. По преданию, именно на том месте, где стоит церковное здание, когда-то и произошла трагедия.

Прежде в Слотино находился деревянный путевой дворец, в котором останавливались цари и их свита во время путешествий по святым местам. Последним монархом, побывавшим в Слотинском тереме, пруд рядом с которым даже в начале XX века местные жители именовали не иначе, как Царским, стала императрица Екатерина II. Руины и фундамент дворца были видны еще в начале 1900-х годов и служили своего рода достопримечательностью для заезжих любителей старины. Однако теперь от прежнего царского терема видимых следов уже не осталось.

Последний удельный князь

Князь Владимир Старицкий родился в 1533 году. Его отцом был князь Андрей Иванович Старицкий – младший сын великого князя Московского и Владимирского Ивана III, деда Ивана IV Грозного. Как и будущий царь, его двоюродный брат Владимир рано лишился отца. Вплоть до начала 1550-х гг. он являлся наследником престола, так как единственный родной брат Ивана Грозного Юрий Васильевич Московский с детства был слабоумным и не имел возможности стать правителем. Даже после того, как у Ивана IV родился первенец царевич Димитрий, московские вельможи считались с князем Владимиром как с потенциальным новым государем. Сначала тяжело заболел сам Иван Грозный, потом младенец-царевич Димитрий погиб во время поездки на богомолье (его случайно выронила кормилица во время погрузки на лодку при переправе через реку, ребенок упал и утонул).

У царя вскоре родились новые сыновья: Иван (которого потом Грозный в приступе гнева собственноручно убил ударом жезла) и не вполне полноценный, с задержками в развитии Федор – будущий царь, последний из династии Рюриковичей (позже появится еще и царевич Димитрий-младший, погибший при загадочных обстоятельствах в Угличе). Но маниакально подозрительному государю повсюду мерещились заговоры в пользу его двоюродного брата. Пытаясь ослабить влияние Владимира Андреевича в стране, Иван IV отобрал у него родовую Старицу и передал большую часть Стародубского княжества в пределах Суздальского и Владимирского уездах, включая город Стародуб-Кляземский (нынешнее село Клязьминский Городок в Ковровском районе).

Однако этого царю показалось мало. У него было тогда всего два сына, из которых Федора считали едва ли не дурачком, а у Владимира Старицкого имелось 3 здоровых сына и 4 дочери, которые в будущем могли составить сильную конкуренцию слабому царскому потомству. Поэтому Иван Васильевич и решился на убийство. Владимира Старицкого с его семьей срочно вызвали в Александрову слободу, где тогда находился государь вместе со своими опричниками. По пути в Слотино посланные царем убийцы перехватили кортеж Владимира Андреевича. Его охрана не посмела сопротивляться. По официальной версии, князя Старицкого и его близких заставили принять яд, от которого они сразу скончались. Это случилось 9 октября 1569 года. Не пощадили даже 9-летнюю дочь княжну Марию, 6-летнего князя Юрия и младенца Ивана Владимировича, которому было всего несколько месяцев.

Королева Мария

По малопонятному капризу царя в живых почему-то оставили лишь самого старшего сына Владимира Старицкого – 17-летнего Василия. Но спустя 4 года молодой человек тоже скончался при так и не выясненных до конца обстоятельствах. Не исключено, что его тоже умертвили по царскому приказу. Из потомства князя Старицкого Ивана Грозного пережила лишь его дочь Мария-старшая (тезка своей убитой младшей сестры). По политическим соображениям царь выдал ее замуж за принца Магнуса, герцога Голштинского, сына датского короля Кристиана III. Магнус был провозглашен королем Ливонского королевства, созданного из земель, отвоеванных Московским царством у Ливонского ордена. Однако это искусственно составленная держава просуществовала недолго. В 1583 году Магнус умер, и 23-летняя королева Мария Владимировна осталась вдовой с двумя маленькими дочерьми.

Дальнейшая жизнь королевы сложилась драматично. Ее вскоре уговорили вернуться в Россию, хотя польский король оказывал ей покровительство и поселил ее в Рижском замке. На Руси Марию, вопреки обещаниям содержать в чести, заточили в монастырь и насильно постригли в монашество с именем Марфа. После смерти Ивана Грозного новый царь Федор Иванович пожаловал своей троюродной сестре инокине-королеве Марии-Марфе богатое село Лежнево Суздальского уезда, где несчастная женщина основала Знаменскую женскую обитель и выстроила храм в честь иконы Божией Матери Знамение. Ее дочери к тому времени умерли. Возможно, их тоже уморили. Знаменский монастырь в Лежнево существовал до 1764 года, а его храм, кельи и высокая колокольня сохранились там до сих пор. После образования Владимирской губернии Лежнево входило в состав Ковровского уезда, причем несколько десятилетий было больше Коврова – своего уездного центра.

После кончины царя Федора последняя оставшаяся в живых дочь Владимира Старицкого могла бы претендовать на престол,как единственный потомок угасшей династии, поэтому новый царь Борис Годунов держал Марию Владимировну под строгим надзором. Когда же Борис умер, то подругой по несчастью бывшей королевы стала несчастная царевна Ксения Годунова, которую тоже насильно постригли в монахини с именем Ольга.

В 1608-1609 гг. Мария Старицкая находилась в Троице-Сергиевом монастыре, который выдержал длительную осаду польско-литовских интервентов под командой Сапеги и Лисовского. Точное время смерти Марии Владимировны до сих пор неизвестно. По наиболее распространенной версии, она умерла ровно 400 лет назад в первой половине 1612 года и была погребена в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры – всего в 20 верстах от того места, где убили ее отца, мать, сестер и братьев.

Николай Фролов

Просмотры: