Селям вашему таланту

Среди раритетов библиотеки покойного владимирского архивиста, краеведа и литературоведа Георгия Овчинникова находился небольшой сборник стихов поэта Александра Чачикова «Чай-Хане».

Книга была издана в 1927 году в Москве так называемым «Московским цехом поэтов» — чем-то наподобие позднейшего Союза писателей. На титульном листе этой книги имеется автограф автора: «Чох саол! (по-персидски «Очень благодарен») На долгие годы дорогому Якову Коробову! Селям Вашему талантливому перу! Александр Чачиков. 31.1.1928 г. Москва». Книга более чем 80-летней давности, да еще с авторским посвящением — уже исторический документ. И вполне уместен вопрос: кто же такой поэт Чачиков, кому он подарил и надписал свою книгу, и как она оказалась во Владимире?

Сегодня оба поэта — и Чачиков, и Коробов — оказались прочно забыты. Между тем их биографии — часть отечественной литературной истории, страницы которой связаны и с Владимирским краем. Наверное, трудно найти столь непохожих друг на друга людей, как Александр Чачиков и Яков Коробов. Они принадлежали к разным поколениям. Родившийся в 1893-м Чачиков, по национальности армянин, настоящая фамилия которого Чачикашвили, был почти на 20 лет моложе своего собрата по перу Якова Коробова, появившегося на свет в 1874 году в селе Кусуново близ Владимира. И, тем не менее, их пути пересеклись…

Пародии на Северянина
Яков Евдокимович Коробов — сын кусуновского крестьянина, уже в 15-летнем возрасте отправился на заработки в Москву, где в совершенстве освоил профессию штукатура. Однако, несмотря на тяжелый труд в первопрестольной, Коробов много читал, занимался самообразованием, а потом стал пробовать свои силы в качестве литератора, причем как в поэзии, так и в прозе. Первый опус крестьянского паренька появился в печати в 1899 году. В 1904-м, поступив на службу статистиком во Владимирскую губернскую земскую управу (что само по себе требовало немалого образовательного уровня), Яков Коробов продолжал совершенствоваться в различных жанрах изящной словесности, а также начал работать и в качестве журналиста. В своих сочинениях он по большей части рассказывал о том, что сам очень хорошо знал. Не зря его называли бытописателем русской деревни, причем его творчество положительно оценил сам Максим Горький.

Но поистине всероссийскую известность владимирскому поэту принесли не добротные рассказы в жанре «капиталистического реализма », а… шутка! В 1913 году вместе со своим приятелем, поэтом Дмитрием Семеновским (сыном священника из Ковровского уезда), исключенным из Владимирской семинарии за участие в забастовке, он составил сборник стихотворных пародий на популярнейшего тогда поэта, классика «серебряного века» Игоря Северянина.

Под нарочито романтическим названием «Сребролунный орнамент» эта небольшая книжечка была напечатана в типографии М.Н.Леонтьевой во Владимире. В 1914-м Коробов и Семеновский там же выпустили и вторую часть «Сребролунного орнамента». Несмотря на небольшой тираж, эта владимирская шутка достигла Москвы и Петербурга, прославив авторов.

Кстати, Семеновский позже стал профессиональным поэтом и посвятил Якову Коробову стихотворение «Родина». Сегодня Семеновского особенно почитают в Ивановской области, поскольку там он жил и работал много лет. А вот оставшегося во Владимире Коробова в нашем регионе, к сожалению, нынче мало кто помнит. Между тем в свое время Яков Евдокимович был в городе фигурой известной, в 1920-е годы даже являлся редактором газеты «Кооперативная жизнь», выходившей во Владимирской губернии. Он очень много успел за свою не слишком долгую жизнь, написал даже два тома воспоминаний — «На утренней заре» и «На острие ножа».

При Коробове провинциальный Владимир был самым непосредственным образом причастен к высокой поэзии. Владимирцы внимательно следили за литературными новинками, поддерживали контакты с ведущими поэтами и писателями своего времени. Примечательно, что одно из стихотворений Владимира Маяковского «Радиоагитатор», как точно установлено историками литературы, впервые было опубликовано во владимирской газете «Призыв» в июне 1925 года!

И это вовсе не было случайностью: стихи Маяковского на страницах «Призыва» неоднократно печатались еще с 1923-го. А 25 июня 1927 года Владимир Маяковский уже не стихами, а собственной персоной посетил «город-тезку» на Клязьме, где в забитом до отказа зале владимирского партклуба читал свои стихи. Среди владимирских писателей, принимавших Маяковского, был и Яков Коробов, который лично знал многих нынешних классиков, в том числе Сергея Есенина и Сергея Городецкого.

Русский поэт с армянской фамилией
Владимирские литераторы и сами часто выбирались в столицу. В один из таких приездов Якова Коробова в Москву ему и подарил свою книгу стихов собрат по перу Александр Михайлович Чачиков. Судьба этого человека вполне могла бы стать сюжетом приключенческого романа. В молодости он служил на флоте, совершил кругосветное плавание, в качестве офицера ВМФ участвовал в первой мировой войне, был награжден боевым орденом и Георгиевским крестом. В 1917-м Чачикашвили участвовал в штурме Зимнего дворца, но в смутную пору гражданской войны покинул Центральную Россию, обретался в Тифлисе, Батуме, Персии, бедствовал, жил впроголодь, одно время существовал тем, что продавал редкие марки из своей коллекции, служил помощником капитана на итальянских торговых судах.

Чачиков был знаком со многими писателями и поэтами, в том числе с Сергеем Есениным и Михаилом Булгаковым. Серьезно поэзией он занялся довольно поздно. Появившаяся на свет в 1927 году его книга «Чай-Хане», о которой говорилось выше, стала его дебютом в литературе. Напротив, Коробов в то время уже находился на закате своих дней. Чачиков, несомненно, хорошо знал творчество владимирского писателя и ценил его высоко. Это следует и из содержания автографа на подаренной книге. Свой первый поэтический сборник Чачиков подарил Коробову 31 января 1928-го, а уже 19 августа того же года Яков Евдокимович скончался в возрасте 54 лет.

Чачиков в 1931-м выпустил новый поэтический сборник «Тысяча строк», а потом книги у него выходили практически ежегодно. Он писал рассказы о борьбе угнетенных народов Востока против колонизаторов, много переводил национальных поэтов, причем поэты Чувашии, Мордвы, Зырянского края и Республики Коми были переведены им на русский язык впервые. Александр Михайлович собирал материалы для «Есенианы» (как в СССР, так и в США), написал несколько книг об истории российского и советского кино.

После начала Великой Отечественной войны 47-летний литератор добился призыва в армию и отправки на фронт. 6 июля 1941 года , находясь всего лишь четвертый день на передовой, Александр Михайлович Чачиков погиб в бою. Воспевавший в стихах сильных смелых людей, он и сам стал примером целеустремленности и героизма. И книга с его автографом — ценная реликвия для владимирцев.

Николай ФРОЛОВ

Запись опубликована в рубрике Вехи истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Чтобы переезд не казался кошмаром Приглашения на свадьбу Модная одежда оптом

Комментарии запрещены.