16+

Как и кому досталось имущество Ковровского экскаваторного завода?

В нынешнем году Ковровский экскаваторный завод должен был отметить свой 150-летний юбилей. Однако праздника не получилось. Уже более двух с половиной лет это старейшее машиностроительное предприятие Коврова не действует и фактически прекратило свое существование.

Между тем у КЭЗа более чем славная история. Завод был основан в 1861 году в качестве Центральных железнодорожных мастерских Московско-Нижегородской железной дороги. Первоначальной задачей предприятия являлся ремонт подвижного состава – вагонов и паровозов. В 1931-м Ковровский ремонтный завод, как к тому времени именовались прежние мастерские, выпустил первый советский экскаватор, получивший обозначение «Ковровец», – паровую машину на железнодорожном ходу с ковшом вместимостью 2,5 кубометра. С той поры ремонтный завод переименовали в экскаваторный.

Ковровские экскаваторы использовались на крупнейших стойках первых пятилеток, в том числе на строительстве каналов Москва-Волга и Беломоро-Балтийского. Во время Великой Отечественной войны КЭЗ выпускал продукцию военного назначения -корпуса авиабомб, мин и снарядов, а также детали легендарных «Катюш». Осенью 1941-го там был построен бронепоезд «Ковровский большевик», защищавший Москву.

После Победы на КЭЗе был сконструирован и поставлен на промышленное производство универсальный механический экскаватор Э-505, за создание которого группа заводских конструкторов получила Государственную премию. В 1966-м орденом Ленина был награжден и сам экскаваторный завод.

В 1974-м там начали производить первый в СССР гидравлический экскаватор ЭО-4121. Всего же на Ковровском экскаваторном заводе было выпущено более 90 тысяч экскаваторов. Эти машины работали по всему Советскому Союзу и поставлялись в 50 стран мира. Землеройная техника с ковровской маркой работала на строительстве Асуанской ГЭС в Египте, массово эксплуатировалась в Китае и Вьетнаме, использовалась даже в Австралии и ЮАР.

В перестроечные и постперестроечные годы экскаваторный завод вначале стал организацией арендаторов, потом – закрытым, а еще позже – открытым акционерным обществом. Череда реструктуризаций и перерегистраций закончилась тем, что «Экскаваторный завод «Ковровец» – бывший КЭЗ оказался в составе Группы ГАЗ. Вскоре после начала экономического кризиса в первой половине 2009 года руководство Группы ГАЗ приняло решение завод закрыть. Без работы остались опытные рабочие, инженеры и конструкторы, многие из которых до сих пор не смогли трудоустроиться по специальности.

Однако еще до этого бывший флагман советского экскаваторостроения был разделен на несколько частей, причем ОАО «Экскаваторный завод «Ковровец» признали банкротом, но перед тем решением группы лиц в обход значительного числа акционеров было выведено различное имущество на значительную сумму.

Многие сотрудники КЭЗа не могут смириться со столь печальной судьбой их родного завода. А акционеры бывшего ЗАО «КЭЗ» и его последующих трансформаций и вовсе пострадали вдвойне.

Несколько месяцев назад прежний начальник цеха металлоконструкций экскаваторного завода и его акционер Вадим Ситков, много лет возглавлявший производственное объединение «Стройдормашсервис», которое занималось обслуживанием ковровских экскаваторов в суровых условиях Западной Сибири, выступил с инициативой возрождения, казалось бы, навсегда «умершего» предприятия и возобновления на нем производства экскаваторов, благо что разработки ковровских конструкторов имеют большой задел по времени.

Вадим Ситков возглавил новый КЭЗ – ОАО «Ковровский экспериментальный завод». Акционеры доведенного до банкротства прежнего КЭЗа в перспективе смогут получить акции нового предприятия и реально влиять на процесс восстановления былой гордости Коврова.

Но прежде необходимо разобраться с тем, кто и как банкротил когда-то процветающий завод, и кому досталось имущество первого КЭЗа. На прошедшем 14 декабря в ковровском ДК имени Ленина (бывшем клубе экскаваторостроителей) собрании акционеров и ветеранов экскаваторного завода Вадим Ситков рассказал о предпринятых им действиях со времени предыдущей подобной встречи, состоявшейся в минувшем августе.

По его словам, тема преднамеренного банкротства стала предметом обращения в различные инстанции: городскую, областную и Генеральную прокуратуру и даже к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину и Президенту Дмитрию Медведеву. В эти же инстанции был отправлен запрос депутатом Государственной Думы Антоном Беляковым. Эти обращения взяты на контроль.

Вадима Ситкова принял прокурор Владимирской области Вячеслав Чеботарев. ОБЭП ковровского ОВД начал было проводить соответствующую проверку, но почему-то сотрудники полиции затянули ее сверх всякой меры, и пока конкретных результатов нет. Однако тем временем, как проинформировал Вадим Ситков, переданное из ОАО «Экскаваторный завод «Ковровец» перед его банкротством в ООО с таким же названием имущество на общую сумму в 234 миллиона рублей исчезло и остатки проданы третьему лицу. Покупатель уже внес предоплату. После же того, как деньги будут получены сполна, возможность возвращения имущества собственникам будет затруднительна.

– Непонятно, кем и на каком основании это имущество оказалось переданным в ООО «Экскаваторный завод «Ковровец»? – недоумевает Вадим Ситков. – И почему акционеры лишились своих имущественных прав? Считаю, что необходимо создать следственную группу с привлечением аудиторов для выяснения всех обстоятельств случившегося. Пока же мною передано заявление в прокуратуру о том, чтобы передача имущества третьим лицам и процедура банкротства ОАО «Экскаваторный завод «Ковровец» были приостановлены до окончания расследования. К моему большому сожалению, наше обращение к первым лицам города осталось без ответа. Неужели нашу городскую власть не волнуют судьбы обманутых акционеров-пенсионеров и вопрос возврата нескольких тысяч потерянных рабочих мест?

Малый зал ДК (большой готовили к новогодней елке) был заполнен до отказа, люди стояли в дверях и в проходах. Акционеры и ветераны внимательно выслушали представителя своих интересов. Одним из насущных вопросов стало получение нотариальной доверенности от акционеров В. Ситковым для того, чтобы иметь возможность затребовать ряд документов, без которых нельзя разобраться в проблеме. Впрочем, заводчане не только занимались судьбой имущества, но и, как водится, поздравляли юбиляров, общались, вспоминали лучшие времена КЭЗа. Они верят, что экскаваторный завод можно восстановить.

Николай ФРОЛОВ
На правах рекламы

Просмотры: