Спасти Москву помог… Тевтонский орден

Поздней осенью, когда землю уже покрыл снег, большая колонна врага полным ходом двигалась к Москве. Там ничего не знали о внезапном прорыве. Город вполне могли взять с ходу. Казалось, все предопределено. Но на пути неприятеля неожиданно встала небольшая группа бойцов — наших земляков во главе со своим командиром Семеном Крапивой.

Несмотря на огромное численное превосходство захватчиков, защитники столицы храбро вступили в бой. Силы бы ли неравным и. Вскоре Крапива и его соратники пали смертью храбрых. Но их гибель спасла москвичей. Перед началом сражения Семен Крапива послал одного из своих подчиненных с донесением. Когда вражеское нашествие докатилось до Москвы, там уже были готовы к обороне. После неудачных попыток штурма в лагерь к осаждающим пришло известие о том, что к ним в тыл ударили союзники россиян. Враги спешно отступили. Так подвиг Крапивы и его однополчан спас первопрестольную…

Земляк Крапива
К какому времени относится рассказанный эпизод отечественной боевой славы? К Великой Отечественной? Действительно, очень похоже. Примерно так же преградили путь гитлеровским танкам 28 героев-панфиловцев в 1941-м. Но в данном случае речь идет о гораздо более давних событиях, относящихся к концу ноября 1368 года.

Тогда, 643 года назад, на Москву шел походом великий князь Литовский Ольгерд, сын Гедимина, а в столице правил 18-летний Дмитрий Иванович, имевший титул великого князя Владимирского — будущий Донской. Что же касается отдавшего жизнь «за други своя» Семена Крапивы — он был уроженцем города Стародуба на Клязьме, находившегося в пределах нынешнего Ковровского района. К сожалению, этот храбрый воевода оказался забытым героем.

Печально, но историю России немалая часть наших сограждан знают слабо, да к тому же пребывают в плену стереотипов. Наверное, не преувеличу, если предположу шоковую реакцию читателей на уточнение, кто же были потенциальные союзники будущего победителя Куликовской битвы. Тогда в тыл Ольгерду ударили… рыцари Тевтонского ордена. Да-да, те самые псы-рыцари, которых в 1242 году разбил на льду Чудског о озера прапрадед Дмитрия Донского Александр Невский. А 126 лет спустя после Ледового побоища именно крестоносцы очень помогли России!

Блицкриг по-литовски
К 1368 году Великое княжество Литовское находилось в зените своего могущества, объединив не только Литву, но и почти всю нынешнюю Беларусь, а также значительное число русских княжеств — вплоть до смоленской земли. Его правитель, 72-летний Ольгерд Гедиминович, по тогдашним меркам считался глубоким стариком. Однако даже в столь преклонном возрасте он отличался крепким здоровьем, имел заслуженную репутацию выдающегося полководца и политика.

Великое княжество Владимирское, как в ту пору официально именовалось государство с центром в Москве, он рассматривал в качестве одного из главных соперников. После того как московское войско разгромило союзника Ольгерда князя Михаила Тверского, литовский правитель решил отомстить. «Литовщина» — так окрестили в народе это нашествие — по оценке историков могло стать бедствием, вполне сравнимым с нашествием монголо-татар хана Батыя.

Ольгерд отправился в поход поздней осенью, когда морозы вымостили ему путь. Собранное в глубокой тайне большое войско, состоявшее, в основном, из конницы, быстро двигалось к Москве. Как и много позже, расчет врага делался на блицкриг — молниеносную войну. Литовская рать заходила с юго-запада, примерно по границе нынешних Смоленской и Калужской областей. Все попадавшиеся на пути деревни и села уничтожались вместе с их обитателями, дабы никто не мог предупредить москвичей о грозящей опасности.

Пограничник Дмитрия Донского
И тут на пути огромного войска оказалась дружина Семена Крапивы. Точно неизвестно, сколько людей было в этом отряде. По-видимому, речь идет о нескольких сотнях, может быть, тысяче человек. Литовцев же было не менее 30 тысяч. Укрепившись на местности, возможно, заняв возвышенный берег одной из многочисленных речек, храбрецы смело вступили в безнадежный для них бой.

Воевода Семен Крапива — не кто иной, как князь Семен Федорович Стародубский. Он был сыном стародубского князя Дмитрия Федоровича, умершего в 1355 году, и прямым потомком великого князя Владимирского и Суздальского Всеволода Большое Гнездо. Князь Семен не принял удел отца, а стал служить московскому князю Дмитрию (Донскому). Со своей дружиной он выполнял пограничную службу — охранял рубежи русской земли.

Опытный в ратном деле человек, Семен Дмитриевич прекрасно понимал, что его отряду против войска Ольгерда не устоять. Но он также хорошо знал, что если врага не задержать и не предупредить Москву о нашествии — последствия могут быть катастрофические. Поэтому Семен Стародубский (Крапива было его прозвище) и вступил в свой последний бой, послав перед тем гонца в столицу.

Подробности о сражении отряда князя Семена Крапивы с Ольгердом до нас не дошли. Видимо, оно продолжалось не более одного-двух часов. Но этого времени хватило, чтобы гонец далеко ушел на северо-восток, и самые лучшие литовские наездники уже не могли его ни догнать, ни даже просто выйти на след. Большое же войско со скоростью одинокого всадника и вовсе двигаться не могло.

Отступление врага
В пересчете на новый стиль эта битва произошла 29 ноября 1368 года. Отряд Крапивы сделал примерно то, что в 1941-м совершили герои-панфиловцы. Ценой своих жизней они задержали во много раз более сильного врага, дав защитникам Москвы драгоценное время для того, чтобы собраться с силами.

Когда Ольгерд в начале декабря подступил к Москве, его ждали во всеоружии. Всего за два года до этого был выстроен первый Московский белокаменный кремль (ныне сохранившийся возведен из кирпича позже). Стенобитных орудий у литовцев не было, равно как и пушек, которые тогда лишь начинали применять. Можно было попытаться взять город измором, но в стан Ольгерда прибыл гонец из Литвы со срочным известием. С севера на Литовское княжество ударил Винрих Книпродский — великий магистр Тевтонского ордена (один из лучших полководцев тевтонцев, правивший ими более 30 лет) со своими рыцарями. Без Ольгерда литовцы терпели поражения от крестоносцев одно за другим и молили князя срочно вернуться домой.

Ольгерд, скрепя сердце, отдал приказ отступать. Осада Москвы продлилась всего три дня, хотя и за этот короткий срок литовцы полностью разорили окрестности, в том числе спалив дотла несколько подмосковных городков. Захватчики увели с собой много пленных, убили тысячи русских людей. И лишь самопожертвование нашего земляка Семена Крапивы и помощь крестоносцев (для них литовцы были заклятыми врагами) спасли Москву от полного разорения.

Николай ФРОЛОВ

Возможно Вас также заинтересует:

  1. «Призыв» помог найти родных погибших солдат В прошлом номере «Призыв» рассказал о немецком «лагере смерти» для...
  2. Орден из победного сорок пятого В прошлом во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике была организована выставка «И поиск...
  3. Возле Вязников строят Москву Правый возвышенный берег Клязьмы близ небольшой деревеньки Щекино Вязниковского района,...
  4. Спасти рядового Антонова Страшно писать о 32-летнем человеке в прошедшем времени. Но...
  5. Этих детей можно спасти Настоятель мужского Спасо-Преображенского монастыря в Муроме игумен Кирилл выступил с...
Запись опубликована в рубрике Вехи истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Повседневный городской стиль Залог автомобиля: выгоден ли кредит? Эндотелий — что это?

Комментарии запрещены.