18+
Погода: +0,8°C
Курсы валют: $00 00

Историческое кладбище обретает достойный вид

30.11.2011

После того как в 2004 году был закрыт Владимирский некрополь, широко обсуждался вопрос о том, что же станется с Князь-Владимирским кладбищем, чья историческая ценность для города бесспорна.

Значительная часть обязательств по его содержанию еще с тех пор была возложена на специалистов МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг». Механизированная и ручная уборка, выкос газонов, вывоз мусора и аварийных деревьев, расчистка дорог от снега в зимнее время – это основные обязательства, которые, однако, не исчерпываются перечисленными выше работами.

Для того чтобы привести кладбище в подобающий достойный вид, изначально потребовалось больше, чем формальное выполнение обязанностей. Ключевые вопросы – уборка и благоустройство – за последние несколько лет из разряда центральных проблем перешли в категорию будничных, ежедневно решаемых. Прежде всего, руководству «Спецкомбината» удалось обеспечить удаление многих крупных старых деревьев, грозивших обрушиться на могилы и повредить их. Тем, кто много лет не посещал существующий на кладбище мемориал, есть резон это сделать, хотя бы с той целью чтобы оценить разницу и в его состоянии, и в состоянии всей прилегающей исторической территории. Внимание к порядку в целом, желание сделать память доступной для всех, кому она интересна и важна, – эти задачи решаются достаточно эффективно. Ощущения заброшенности или забвения истории, которые нет-нет да появлялись в прежние годы, сегодня здесь не возникает.

Одна из причин в том, что за порядком на кладбище следит постоянная бригада, возглавляемая смотрителем Татьяной Малышевой. Мужчины, вдохновленные ее чутким женским руководством, не только демонстрируют частные примеры трудового героизма, но и проявляют живой интерес к истории, невольно заражаясь страстью исследователей. Сегодня территория кладбища (около 11 га) поделена на 16 участков, каждый из которых имеет свои особенности, захоронения известных людей. Пока ориентироваться в этом заповеднике прошлого не так просто, и, пожалуй, только те, кто долгие годы был связан с мемориалом, могут наверняка указать неожиданно объявившимся потомкам место захоронения их предка.

- Мы очень осторожно и внимательно относимся к уборке, – рассказывает Татьяна Малышева. – Из мусора, которого отсюда мы вывозим в день 2-3 «лодки», периодически удается извлечь обломки старых памятников еще XVIII века, а иногда и почти целиком сохранившиеся надгробья. Сейчас все находки мы собираем в определенном месте и думаем о том, чтобы сделать нечто вроде небольшого музея под открытым небом, в чем нас поддерживает руководство предприятия. Сегодня более 5 тысяч существующих захоронений прошли перерегистрацию, всего их порядка 11 тысяч и наверняка есть определенное число еще неизвестных нам.

Искать «своих», впрочем, по-прежнему трудно, ибо не существует пока ни общедоступной схемы кладбища, ни четких рядов. Надо обойти всю его территорию, чтобы без явных ориентиров отыскать нужную могилу, а это, конечно, задача не на один день. Упростить поиск – вполне достижимая и близкая цель, доступный всем план кладбища вскоре появится. Пока же гидом и «базой данных» в одном лице, выступает все та же Татьяна Вениаминовна. Не так давно ей удалось привести в состояние тихого счастья израильских гостей, разыскивавших могилу отца одного из старых ответственных работников химического завода – Владимира Борисовича Каневского. А только за этот год силами бригады при технической и организационной поддержке предприятия было поднято десять старых памятников, в том числе на месте упокоения представителей известных купеческих династий города (например, Введенского, Петровского). На месте обнаруженных захоронений участников войны (Сорокина, Евтифеева) поставлены памятники за счет «Спецкомбината». Есть внимание и к простым насущным потребностям посетителей кладбища. Например, этим летом установлена цистерна с водой, которая упростила жизнь всем, кто приходит следить за могилами.

- По моим наблюдениям, около трети могил поддерживаются в порядке потомками или родственниками, – отмечает Татьяна Малышева. – Вместе с тем есть много известных захоронений, которые относятся к «подшефным» (например, дворянские), однако особый статус не означает, что, кроме нас, до них кому-то есть дело. Например, меня лично смущает то обстоятельство, что никто не приходит и не интересуется судьбой захоронения Столетовых, при том что у нас в городе существует музей этой семьи и их именем назван университет. Конечно, мы убираемся там, потому что было бы позором запустить такую могилу. И в то же время мы слышим достаточно много критики в наш адрес, хотя далеко не всегда считаем ее обоснованной. Приходите, чтобы увидеть изменения собственными глазами, а еще лучше помогите нам довести начатое дело до конца! Все, чего мы хотим, это навести на кладбище порядок, сделать историю доступной, дать возможность новым поколениям почувствовать свои корни, отыскать могилы дедов и прадедов. Омрачают жизнь работников мемориала не только зачастую несправедливые выпады в СМИ, но и существующая ситуация вокруг кладбища, причем «вокруг» в буквальном смысле. Соседство с неблагополучными районами города превращает его в проходной двор, а иногда в «кафе под открытым небом» для молодежи и тех, кто постарше. Необходимо возведение современной ограды, обустройство охраняемых входов для того, чтобы воспрепятствовать этим недолжным проявлениям. Нужные для этого средства может изыскать только городской бюджет, и здесь уже от решения муниципалитета зависит, каким именно будет почти освобожденное от многолетнего захламления Князь-Владимирское кладбище.

Матвей ИВАНОВ

Обсуждение закрыто.