18+

Слово Церкви – это дождь…

16.11.2011

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий рассказал о том, почему православные священники не пристают к людям на улицах, чем важен день Петра и Февронии и как – словом и делом – церковь помогает нуждающимся.

Мы боремся не за кирпичи…
- Владыка, Вы уже двадцать один год возглавляете Владимирскую епархию. Что изменилось за это время?

- Изменилось многое. Появились новые храмы, монастыри, работают православная гимназия, духовная семинария. В нескольких монастырях действуют приюты для сирот – раньше все это и представить было невозможно. Но главное – меняются люди. Они проникаются высоким чувством ответственности жизни. Ведь подлинно верующий человек не поднимет руку ни на какое преступление. Он старается жить с пользой не для себя, а для окружающего мира, и при этом чувствует, что ничего не теряет, а, напротив, духовно обогащается. Священники рассказывают, что в последнее время в храмах больше половины тех, кто подходит к причастию, – дети. Это тоже о многом говорит, в первую очередь о том, что люди пытаются укрепить и защитить своих детей с помощью веры. Конечно, в этих вопросах возникает немало споров. Некоторые не понимают, как дети могут соблюдать пост. Но они же при этом не голодают! Это, конечно, крайности, но без них не бывает.

В нашей жизни происходит много хорошего, однако и зло не унимается. История показывает, что так было всегда: там, где усиливается добро, обостряются и проявления зла. Но смысл в том, что добро всегда побеждает, а зло терпит крах.

- Как у Владимирской епархии сейчас складываются отношения со светскими властями области?

- Очень свободно. Нам открывают двери в социальные учреждения: больницы, дома престарелых, тюрьмы… Мы не хотим ничего навязывать, не хотим никого стеснять. Но мы умеем ждать и терпеть, и это дает прекрасные результаты. Получается, что наше слово как дождь: никогда не возвращается туда, откуда падает. Был один случай: просили передать нам храм, который был занят под котельную. Нам сказали, что это совершенно невозможно. Бумага пролежала на столе большого начальника пять лет. Потом они сами нам позвонили: говорят, собрались вместе, подумали – зачем держать котельную в церкви, лучше построить новую. То же с музеем: можно спорить до хрипоты, но мы стараемся искать общий язык. Сейчас есть закон о возвращении церковной недвижимости: в епархии, конечно, составляют списки храмов. Но мы не торопимся. Мы боремся не за стены и кирпичи, а за сознание и понимание. Истинная вера взвешивается не в каких-то материальных единицах, а только в человеческой душе.

- В последние годы многие церковные праздники – например, день Петра и Февронии или день святого благоверного князя Андрея Боголюбского – стали отмечаться, как большие светские торжества. Как к этому относится церковь?

- Я считаю, что это хороший пример передачи идеи, живого смысла, настроения от церкви в светское общество. Люди, которые приходят на такой праздник, узнают что-то новое о тех святых, чья память отмечается. Возможно, кто-то задумается, кто-то возьмет для себя пример. Это спасительное дело. Мы замечаем, что в последние годы люди на самом деле стали чаще приходить в храмы, сначала из любопытства, а затем – потому что их действительно захватывает эта среда. Обратиться к церкви никогда не поздно: Бог принимает покаяние даже на последнем вздохе.

В новую жизнь силком не тащат
- Многие другие конфессии ведут активную миссионерскую работу. Кажется, что православная церковь более сдержанна в этом вопросе. С чем это связано?

- Есть люди, которые не видят успеха ни в чем, кроме агрессивно насильственной пропаганды. Но основной элемент истинной религии в том, что человек сам волен выбирать веру. Что добровольно, то прекрасно. Только такой выбор любезен небу. Но наша сдержанность не говори т о равнодушии. Православная вера принимает всех и радеет о каждом. Мы молимся о мире во всем мире, для верующих и неверующих, и никого не презираем. Можно, конечно, читать проповеди на стадионе или останавливать людей на улице. Но наше миссионерское назначение мы видим в другом: раскрывать православие как доброту, красоту, радость. Узнавая состояние мира, человек получает возможность сам рассудить, где свет истины, а где нет подлинного содержания.

- Православная церковь сейчас помогает людям только духовно, молитвой и добрым словом, или оказывает еще и материальную помощь?

- Помощь людям – это значительная часть нашей работы. При Московской патриархии сейчас создано Межсоборное присутствие, где люди занимаются исключительно вопросами благотворительности. В нашей епархии также есть свой Попечительский совет, который принимает прошения от тех, кто нуждается в помощи, и каждую просьбу мы спешим рассмотреть и удовлетворить. В прошлом году, когда сгорели деревни в Меленковском районе, епархия выделила средства на покупку матрасов и одеял для погорельцев. Когда рухнул дом в Струнино, церковь тоже оказывала пострадавшим материальную помощь. Мы сотрудничаем с организацией, которая заботится о бездомных: привозим горячие обеды, сейчас думаем о том, как помочь этим людям с помещением на зиму.

- В прошлом году был разговор о том, чтобы объединить под крылом православной церкви волонтеров – людей, готовых безвозмездно помогать другим. Как продвигается эта работа?

- Волонтеров мы одобряем и ищем. Священник в своем приходе просто не в состоянии в одиночку помочь каждому нуждающемуся, будь это ребенок или немощная старуха. И здесь нам необходимо объединять силы со всеми заинтересованными людьми. А особенно важно, как мне кажется, вовлекать в эту волонтерскую работу молодежь. Это мы сейчас и пытаемся сделать.

- Многие до сих пор помнят, как люди, считающие себя православными, отказывались от паспортов нового образца, потому что рассмотрели в них дьявольские знаки. Теперь правительство собирается выпускать пластиковые социальные карты, которые должны заменить ряд других документов. Наверняка снова будут недовольные. А как к таким картам относится церковь?

- Церковь не видит в подобных документах ничего дурного, что располагало бы к отречению от веры. Это новое время, новая экономика, у нее свои законы и правила. Но есть люди – их особенно много среди стариков, – которым свойственно бояться нового. И, возможно, не стоило бы стричь всех под одну гребенку, приводить к новым явлениям жизни силком, а потом разбираться с последствиями. Тем, кого смущают эти пластиковые карты – неважно, из каких соображений, религиозных или практических – стоило бы предоставить альтернативу, для государства это незазорно.

- А у Вас новый паспорт или старый?

- Новый. Хотя многие, когда узнают об этом, сильно удивляются.

Кстати
Суздальского епископа помянут от Албании до Японии
Вселенский патриарх Варфоломей внес имя Арсения Элассонского, архиепископа Суздальского и Тарусского, в список святых, почитаемых во всем православном мире.

Арсений Элассонский был канонизирован в 1982 году как местночтимый владимирский святой. Это означает, что его имя известно, в основном, только в пределах Владимирской епархии. Хотя на самом деле Арсения Элассонского помнят и чтят еще и в православной Греции, откуда он родом (в Россию священник попал в 1588 году как патриарший посол; после чего остался в нашей стране и принимал активное участие в событиях Смутного времени; в 1615 году был назначен на Суздальскую кафедру). Именно греческая церковь обратилась к вселенскому патриарху с просьбой «перевести» Арсения Элассонского из местночтимых святых в общепочитаемые.

Теперь имя святого Арсения будет направлено предстоятелям всех поместных православных церквей (русской, грузинской, румынской, болгарской, иерусалимской и т.д.) для включения в святцы – церковный календарь с указанием памятей святых. А в Рождественском соборе Суздальского кремля, как рассказал владыка Евлогий, теперь каждый четверг читается молебен, обращенный к святому Арсению.

Марина СЫЧЕВА

Loading...

Обсуждение закрыто.