18+

От Москвы до Берлина

16.11.2011

Жительнице Вязников Анне Васильевне Мокровой в наступающем декабре исполнится 91 год. Из них полвека она отдала медицине. В родном городе ее знают многие – операционная сестра одной из местных больниц, эта скромная трудолюбивая женщина выходила тысячи земляков.

А начиналась ее трудовая биография в канун военного лихолетья и суровую пору Великой Отечественной. О фронтовых путях медсестры Мокровой напоминают ее боевые награды, из числа которых две медали словно символическое обозначение начального и конечного пунктов четырех тяжелейших лет кровопролитной войны: «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина»…

Анна Лебедева родилась в декабре 1920 года в деревне Марьино на крутом берегу Клязьмы в шести километрах к востоку от Вязников в крестьянской семье. Ей было пять лет, когда родители переехали в город. Там ее отец работал возчиком на комбинате хлебопродуктов, а мама трудилась ткачихой на фабрике имени Парижской коммуны. Аня училась в вязниковской школе имени Горького. Любимым предметом у нее была математика. И профессию она выбрала хотя и гуманитарную, но требующую почти математической точности в принятии решений. В 1939-м после окончания школы медсестер девушка начала работать в хирургическом отделении местной больницы. Вскоре встретила любимого человека. Владимир Мокров был инструктором и авиамехаником «Осоавиахима» на вязниковском аэродроме. Свадьбу Аня и Володя сыграли 12 мая 1941 года. А всего через 40 дней началась война.

– Повестку из военкомата мне прислали в первый же день, 22 июня, – вспоминает Анна Васильевна. – Никто поначалу не думал, что война будет такой страшной и длительной. Как медсестру, меня направили в эвакогоспиталь № 1754, формировавшийся в тогдашней Ивановской области, в том числе в Вязниках, а потом – ближе к фронту. Так в военных госпиталях и в форме рядового медицинской службы я провела всю войну – до самой Победы!

Однако в 1941-м до победного мая 1945-го было очень далеко. В госпиталь, где служила Мокрова, поступали раненые с подмосковных рубежей обороны. Персоналу приходилось работать по 12 часов, а нередко и целыми сутками. В небе то и дело кружила немецкая авиация. Но операции не прекращались даже во время авианалетов. Медсестры за день переносили сотни раненых. Порой девушки просто валились с ног от усталости, но никто не жаловался, старались, как могли.

- Иногда целыми днями не выходили из палат и операционных, – улыбается рядовой в отставке Анна Мокрова, точно вглядываясь в те далекие дни. – Даже не видели, какая погода – солнце или дождь. Кругом кровь, страшные раны, стоны, запах лекарств и эфира. Часто потом по ночам снился этот кошмар.

А как радовались девчонки, когда узнали в декабре 1941-го, что немцев под Москвой разбили и перешли в наступление! Тогда они как-то и не осознавали, что в этой первой и поэтому самой дорогой победе была и частица их труда.

- И когда почти три года спустя, уже в 1944-м, вдруг объявили, что меня и моих подруг, тех, кто трудился в госпитале с самого начала войны, наградили медалями «За оборону Москвы», то это стало почти потрясением. Не могли поверить, что так оценили наши скромные заслуги. На передовой я почти не была, в боях не участвовала – просто помогала нашим раненым. С тех пор и до сегодняшнего дня это моя самая дорогая медаль.

Позже Анне Васильевне вручили почетные знаки «60 лет обороны Москвы» и «В память 850-летия Москвы». А нынешнее 70-летие битвы за столицу для нее – особо значимый праздник!

После битвы за Москву госпиталь медсестры Мокровой, дислоцируясь сначала в Калуге, изрядно поколесил по фронтовым дорогам, в 1943-1945 гг. находясь в составе 1-го Украинского фронта. Это было время общего наступления. Освобождение Киева, Житомирско-Бердичевская и Корсунь-Шевченковская операции следовали одна за другой. Потери в частях были тяжелые, раненых привозили много. Особенно запомнился Анне Васильевне Бердичев – городок в Житомирской области на Украине. Его советские войска освободили в начале 1944 года. Оказалось, что там немцы устроили лагерь смерти, в котором было уничтожено почти 40 тысяч человек. Те узники, которых успели освободить, оказались крайне измождены, многие из них умирали уже на госпитальных койках и спасти их, несмотря на все усилия врачей и медсестер, не смогли.

В Великую Отечественную воевала почти вся семья Анны Васильевны. Ее отец рядовой Василий Андреевич Лебедев пал смертью храбрых в 1943-м, защищая Ленинград. Там же на Черной речке сражалась с врагом родная сестра Александра Васильевна Лебедева – военный связист, отмеченная многими наградами. Она вернулась домой живой. Всю войну прошел и муж Анны Мокровой, старший лейтенант-техник ВВС Владимир Михайлович Мокров, он тоже защищал Ленинград, освобождал Белоруссию, польскую столицу Варшаву, а закончил боевой путь во вражеском логове. Его последними наградами, как и у супруги, стали медали «За взятие Берлина» и «За Победу над Германией». Однако испытания военного времени не прошли даром. Уже 30 лет как Владимира Михайловича нет в живых.

Анна Васильевна, демобилизовавшись, вернулась в родные Вязники. Здесь в течение еще более 40 лет она работала медсестрой в горбольнице № 2. На заслуженный отдых ушла лишь на восьмом десятке, хотя и тогда коллеги уговаривали остаться. Всего она награждена почти двумя десятками медалей и орденом Отечественной войны. Однако надевать свои награды ветеран так и не привыкла, шутит, что все сразу тяжело носить. Да и часть медалей внуки куда-то задевали – для них в детстве это были лишь игрушки. Но самые главные, фронтовые, медсестра Великой Отечественной хранит особенно трепетно: потрепанное и аккуратно подклеенное на сгибах удостоверение к медали «За оборону Москвы», врученной 27 июля 1944 года…

Николай Фролов

Loading...

Обсуждение закрыто.