16+

Между небом и землей

Строительство международного аэропорта во Владимирской области начнется не раньше 2016 года. Пока нет даже его проекта. Но о том, что аэропорт построят, заявлено на уровне руководства страны. Что ждать владимирцам от появления «воздушной гавани» рядом с областным центром?

А там еще немного -и Прованс?
Тема строительства аэропорта во Владимирской области начала обсуждаться еще пять лет назад. За последние годы были пересмотрены разные варианты строительства и размещения «взлетного комплекса». Сначала речь шла о международном аэропорте для крупнотоннажных грузовых самолетов в окрестностях Лакинска или села Второво Камешковского района, потом о внутренних пассажирских авиалиниях на базе старого владимирского аэродрома Семязино. Не было ясности и в том, нужен ли вообще региону свой аэропорт.

На сегодня уже известно, что аэропорту в регионе быть. Разместиться он должен вблизи села Добрынское Суздальского района – там, где сейчас базируется аэродром Министерства обороны и летают вертолеты МЧС. Решение построить стратегически важный объект в этом году принималось на федеральном уровне в рамках программы строительства и развития региональных аэропортов в Центральном федеральном округе. Модернизация авиалиний затронет Тверь, Кострому, Липецк, Брянск, Воронеж и ряд других городов, а федеральные инвестиции на проект в общей сложности составят 50 млрд рублей.

При этом аэропорту «Добрынское» вблизи Владимира отводится довольно скромная роль. Международного масштаба и того, чего так опасались местные жители: взлетных полос длиной до четырех километров и летающих над головами громадных авиалайнеров – аэробусов и «боингов» – там не будет. Речь идет даже не о строительстве, а о реконструкции старого аэродрома с перспективой развития межрегиональных авиаперевозок. Это будут внутренние авиалинии. Но, учитывая, что аэродром возле военной базы «Сокол» последние два десятилетия практически не развивался, можно считать, что новый компактный «взлетный комплекс» с современным бизнесцентром, терминалами, объектами торговли и гостиницей будет отстроен «с нуля».

Команда на взлет
По поручению президента России стратегия развития аэропортового комплекса «Добрынское» была разработана в нашем регионе областным департаментом транспорта совместно с отраслевым министерством. Весной во Владимирской области были проведены специальные маркетинговые исследования с учетом социально-экономического положения и инфраструктуры региона. Маркетологи наметили «траектории полетов», которые будут востребованы в Добрынском, исходя из потребностей в авиаперевозках жителей региона, туристов и представителей бизнеса из других областей.

Как сообщил «Призыву» заместитель директора департамента транспорта Леонид Усков, аэропортовый комплекс «Добрынское» будет развивать полеты в двух направлениях – пассажирском и грузовом, и основным станет именно пассажирское. При этом авиаперевозки будут организованы самолетами малых классов – третьего класса (со взлетной массой десять – тридцать тонн) и четвертого класса (с максимальной взлетной массой до десяти тонн). Это «легкие» самолеты, рассчитанные на 50 – 70 посадочных мест.

Из Добрынского пассажиры смогут летать на юг России (в первую очередь, на черноморские курорты) и на север страны (в наш регион в последние годы переселяется много северян). А кроме того, добраться самолетом можно будет в три крупных областных центра с развитой инфраструктурой своих аэропортов – Нижний Новгород, Казань и Уфу. В этих городах пассажир, задумавший лететь дальше, сможет сделать пересадку на другой удобный рейс. Такая система будет не только развивать межрегиональные авиаперевозки в стране в целом, но и облегчит жизнь перегруженным столичным аэропортам. Ведь в разные регионы страны станет возможным летать, минуя Москву.

Изначально маркетологи в своих исследованиях рассматривали и вариант полетов из Добрынского в столицу, но позже его исключили, посчитав, что эта «траектория» будет невостребованной. Владимир и Москву разделяет относительно малое расстояние, добраться в первопрестольную несложно и наземным транспортом – на машине, автобусе, по железной дороге.

Кроме того, Добрынское по-прежнему продолжат использовать и подразделения МЧС Владимирской области, вертолеты которых летают там сегодня. Туда же, в Добрынское, переместится база «Владимирской авиационной охраны лесов» из Семязино.

Нынешний аэродром в Семязино не вписался в будущую картину полетов из-за своей близости к областному центру. Он расположен в черте города. Добрынское же находится дальше – примерно в 17 километрах от Владимира. И хотя в Семязино взлетно-посадочная полоса гораздо длиннее, чем в Добрынском, специалисты посчитали аэродром Семязино неперспективным, и развиваться он не будет. После открытия аэропорта в Добрынском семязинский аэродром либо закроют (а земли, возможно, будут отданы под строительство жилья), либо зарезервируют в запас.

А Добрынский аэродром, предположительно, будет расширен. Даже для «легких» пассажирских самолетов нужны взлетные полосы в пределах 2,5 километра длиной. И площади поля в Добрынском позволяют увеличить границы этого аэродрома, в отличие от Семязино, который упирается в жилую застройку.

Самолетик пока бумажный
Правительство России планирует выделить на строительство аэропорта «Добрынское» 1,5 млрд рублей, из которых 700 млн рублей будут потрачены на разработку проекта. Средства начнут поступать с 2013 года. А пока департаменту транспорта необходимо уладить с Минобороны вопросы собственности. Аэродром «Добрынское» должен быть передан региону. В своем письме министерству президент страны попросил ускорить вопросы передачи.

Проекта аэропорта, из которого можно было бы узнать, какие конкретно объекты там будут построены, пока нет даже на бумаге. Проектирование, по ожиданиям департамента транспорта, начнется в 2014 году и растянется не менее чем на полтора года. Затем проект должен будет пройти обязательную госэкспертизу. Строительство аэропорта начнется, таким образом, не раньше 2016 года. И лишь к 2020 году, предположительно, новый аэропорт будет сдан.

Выделенных из федерального бюджета 1,5 млрд рублей для возведения «взлетного комплекса» будет явно недостаточно, и скорее всего, потребуется привлечение средств региона и частных инвесторов. На средства инвесторов планируется строить «вспомогательные» объекты аэропорта – гостиницы, кафе, бизнес-центры, торговые точки. Поиск инвесторов начнется после того, как будет готов проект.

Леонид Усков уверен, что открытие аэропорта даст мощное развитие экономике и социальной сфере региона – появятся рабочие места, будут налажены новые деловые связи. Еще более важную роль аэропорт сыграет в развитии туризма. По данным департамента транспорта, доля туристов в авиаперевозках «Добрынского» должна составить 25%.

Иллюзия полета
Беспокойство по поводу открытия аэропорта сегодня выражают только жители прилегающих к Добрынскому населенных пунктов. Они даже собрали инициативную группу и поначалу пытались добиться отмены решения о выборе места для аэропорта.

– Мы не против экономического развития нашей области. Но нельзя отметать экологические и социальные аспекты. Аэропорт хотят строить в густонаселенном районе, вокруг находится 30 населенных пунктов, и люди не смогут жить в условиях грохота и вибрации самолетов, электромагнитного излучения от радаров, загрязнения воздуха и почвы продуктами сгорания топлива. Это отнимет здоровье и покой у нас и наших детей, – объясняют свою позицию жители Боголюбова.

Люди переживают, что возросший поток транспорта через Боголюбово и нерлинский мост приведет к многочасовым автомобильным пробкам и загазованности, что осложнит не только проезд к новому аэропорту, но и путь во Владимир для жителей Камешковского района, которые каждый день ездят в областной центр на работу. А о строительстве новых дорог к аэропорту во властных структурах на сегодня речь не идет.

Жители Боголюбово прогнозируют, что через их поселок ежедневно пойдут потоки транспорта, и они навсегда застрянут в шуме, грязи и бесконечных пробках. А ведь Боголюбово – не просто жилой населенный пункт, в поселке и его окрестностях расположены уникальные памятники архитектуры, охраняемые ЮНЕСКО. Но пока проект аэропорта не прошел госэкспертизу, никто официально не дает гарантий, что бесценные объекты будут в безопасности.

Людей, готовых защищать свой покой и стабильность, конечно, можно понять. Любые перемены влекут за собой волну эмоций и переживаний жителей, которых новации, так или иначе, касаются. Тем более, когда затевается масштабный проект. Однако решение о строительстве аэропорта уже принято, и место определено именно в Добрынском. Экономический эффект от проекта должен даже превысить уровень региона. Ведь новый «взлетный комплекс» станет частью федеральной программы по совершенствованию транспортной системы России на 2011 – 2015 годы, а значит, послужит развитию страны в целом.

Россия владеет огромной территорией, поэтому использование воздушного транспорта, учитывая проблемы авто- и железнодорожных сетей, играет значимую роль в поддержке экономических и социальных связей между регионами. К тому же аэропорты и аэродромы – часть системы транспортной безопасности России, составляющая ее стратегического развития.

Как известно, последние десятилетия малая авиация переживала упадок. По всей стране остались с прошлого века сотни загубленных аэродромов – полуразрушенных, морально устаревших. Глава Росавиации в интервью одному из центральных СМИ недавно отметил, что за 20 лет пассажирооборот самолетов малой вместимости сократился в 40 раз. Но эта ситуация не может продолжаться. Сейчас люди больше путешествуют, налаживают деловые контакты. Без своих аэропортов регионы не смогут развиваться. В то же время базу старых аэродромов еще можно успешно использовать. Для развития социально значимых местных и межрегиональных авиаперевозок в этом году правительство наметило комплекс мер господдержки и выделяет средства. В числе этих мер – реконструкция перспективных аэродромов, таких, как Добрынский.

«Наши граждане должны иметь возможность добраться самолетом в любой конец страны безопасно, удобно и за приемлемые деньги», -сказал президент страны 31 октября на совещании по развитию транспорта. Также глава государства отметил, что на сегодня российская маршрутная сеть авиаперевозчиков построена так, что в большинстве случаев бывает проблематично добраться из одного региона в соседний напрямую – летать приходится с пересадкой через Москву, а это дорого и нерационально. «Нужно создавать в регионах узловые аэропорты, хабы. Невозможно сделать нашу страну такой современной и развитой в коммуникативном плане, если мы не сможем возродить малую авиацию», – сказал президент.

Елена ПЕВЦОВА

Просмотры: