Двадцать лет в борьбе за конкуренцию

Завтра управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области отметит свое двадцатилетие. За эти годы сотрудники управления рассмотрели тысячи дел о нарушении антимонопольного и рекламного законодательства, законодательства о естественных монополиях и проведении торгов.

Только за девять месяцев текущего года в УФАС поступило более 5600 жалоб и обращений от населения. Руководство управления подчеркивает, что количество обращений от жителей Владимирской области увеличивается с каждым годом. Это говорит о растущем доверии к данной структуре. Кроме этого, вопросы, рассматриваемые в УФАС, решаются в предельно короткие сроки. Управление имеет право не только выявить и признать сам факт нарушения, но и привлечь нарушителя к административной ответственности. Нарушители — юридические лица вообще могут «заработать» оборотный штраф — от 1 до 15% от валовой выручки организации за истекший финансовый год.

Хлебушек дорожал неспроста
В прошлом году такой штраф выписали двум крупным предприятиям области. Почти одновременно Владимирский и Вязниковский хлебокомбинаты повысили цены на свои изделия. В областном центре батон «Дачный» подорожал на 14,1%, а хлеб «Дарницкий» — на 14,6%. В Вязниках батон «Горчичный» и хлеб «Дарницкий» стали стоить больше на 14,9%. Комиссия управления установила, что у организаций не было объективных причин для повышения цен на хлеб, что свидетельствовало об отсутствии в их действиях добросовестной конкуренции. Управление установило, что хлебокомбинаты нарушили закон «О защите конкуренции», в связи с чем хозяйственным субъектам были выданы предписания устранить нарушения антимонопольного законодательства, кроме этого, предприятия были привлечены к административной ответственности.

Еще одно дело о противоправных согласованных действиях, но уже на торгах, было возбуждено в Коврове. В областной департамент имущественных и земельных отношений пришло письмо, в котором говорилось о сговоре участников размещения заказов при проведении открытого аукциона на право заключения госконтракта на выполнение работ по ремонту коридоров и лестничных клеток в Ковровском доме-интернате для престарелых и инвалидов. В ходе изучения материалов и проведенной проверки было принято решение о возбуждении административного дела в отношении ряда строительных компаний.

Не соблюдаются и другие антимонопольные требования по проведению торгов. Так, зачастую заказчик объединяет в один лот не связанные между собой как функционально, так и технологически, виды работ и услуг. Яркий пример — нашумевший контракт с «Мехколонной» во Владимире. Работы по обслуживанию дорог, парков и подрезку деревьев можно было разграничить, но все эти виды отдали одному лицу.

В последнее время увеличилось количество нарушений в сфере действия закона о естественных монополиях. Простому гражданину или небольшой организации трудно противостоять монополистам. Ресурсоснабжающие организации могут допустить к своим сетям, а могут и не допустить. Характерно, что некоторые услуги, например, подачу газа или воды, ничем другим заменить нельзя. С началом отопительного сезона количество жалоб от населения, поступающих в УФАС, растет.

Присвоил чехол на автокресло
Выявляют нарушения и в отделе по недобросовестной конкуренции. Зачастую нарушители незаконно присваивают себе чужие товарные знаки либо используют технические решения. Грешат этим и газеты.

- В последнее время мы часто привлекаем к ответственности печатные издания, особенно рекламного характера, — говорит заместитель начальника управления Федеральной антимонопольной службы Алексей Потанин. — Газеты пытаются привлечь на свои страницы рекламодателей, а те, естественно, выбирают издания с большими тиражами. И некоторые СМИ намеренно завышают свои тиражи.

Заслуживает внимания и рассмотренное в конце прошлого года дело в отношении ООО «Росшвейнгрупп «Автопилот». В УФАС обратился индивидуальный предприниматель с жалобой на эту компанию, якобы использовавшую в своих изделиях запатентованную им модель чехла для переднего сиденья автомобиля с боковой подушкой безопасности. Коммерсант сравнил выпускаемые им и конкурирующей фирмой чехлы и пришел к выводу, что данные изделия являются практически идентичными по своим потребительским свойствам. Управление провело независимую экспертизу, в ходе которой подтвердился факт незаконного использования продукции фирмой «Росшвейнгрупп «Автопилот». Организации было выдано предписание изъять из оборота модель чехла.

Реклама становится агрессивнее
Большое поле для работы УФАС по-прежнему предоставляет выявление нарушителей закона «О рекламе». В последнее время работы в этом направлении стало больше — рекламный рынок активно развивается, а рекламщики становятся все хитрее. Зато у управления появляется все больше помощников.

- Надо сказать большое спасибо жителям Владимирской области. Они стали более бдительными. Количество жалоб от населения на незаконную рекламу у нас увеличилось, — говорит Алексей Потанин. — Реклама становится все более агрессивной, так как конкуренция постоянно растет. Мы за девять месяцев текущего года выработали столько постановлений и решений в этом направлении, сколько было за весь прошлый год. Во Владимире появляется все больше «профессиональных» игроков на этом рынке, и они придумывают все новые и новые ходы, чтобы обойти закон «О рекламе».

Бывает, сотрудники управления не сходятся в однозначном мнении — есть нарушение или нет. Тогда им на помощь приходит общественно-консультативный совет по рекламе, состоящий из филологов, психологов и представителей рекламного бизнеса. Так и принимается совместное окончательное решение.

Примеров «недоброкачественной» рекламы — масса. В июне этого года комиссия УФАС признала незаконными рекламные объявления, распространенные на территории Коврова. Листок с изображением бравого мужчины с битой в руках вещал: «Не зли меня, я и так не очень добрый. Олег Огородник, сотрудник ЧОО « Дозор». На другом флаере — человек, держащий автомат на изготовке, с таким пассажем: «За пару секунд сделаю из веселого грабителя грустного. Игорь Калыгин, сотрудник ЧОО «Дозор». В соответствии с законом «О рекламе» рекламная продукция не должна побуждать к совершению противоправных действий, а также призывать к насилию и жестокости. Здесь же используемые в рекламе образы сотрудников охранной организации носили явно агрессивный и жестокий характер.

А скидка где?
В последнее время на улицах города появилось много наружной рекламы, предлагающей услуги по ликвидации и регистрации организаций. Эта реклама — недостоверная, так как данные функции может исполнять только налоговая инспекция, а никак не частники.

Или вот. В управление ФАС поступило обращение от жителя города Владимира. Бдительный гражданин увидел по телевизору рекламу о том, что в одной из аптек действует скидка 20%. Пошел по указанному адресу, но обещанной скидки не получил. Содержание рекламного ролика дословно звучало так: «Гипертония, аденома, диабет, астма, эпилепсия, артрит, язва. Лечение на 20% дешевле», а далее — адрес аптеки. Последняя фраза и ввела в заблуждение телезрителя (и, надо полагать, не его одного), так как сформировала у него впечатление, что в указанной фармации все лекарства — дешевле на 20%. Нарушителя привлекли к административной ответственности в виде штрафа сто тысяч рублей.

На две тысячи рублей наказали и гражданина, рекламирующего цирк «Шапито «Золотой дракон». В апреле по Владимиру разъезжала машина с громкоговорителем и призывала граждан посетить представление. Закон «О рекламе» запрещает распространять звуковую рекламу с помощью транспортных средств. Кроме этого, Кодекс об административных правонарушениях РФ гласит, что такое распространение рекламной информации карается административным штрафом.

В интересах бизнеса и простых людей
Не следует рассматривать антимонопольную службу как некоего «цепного пса». Ее роль — иная. Прежде всего в том, чтобы обеспечить честные правила игры на рынке. Без этого страдают все — и простые люди, и бизнесмены. Скажем, существование так называемых картелей ведет к тому, что хозсубъекты согласованно поднимают цены абсолютно без всяких на то оснований, а потребители за это платят. Или в результате небескорыстных действий чиновников «избранные» фирмы получают в первоочередном порядке землю, субсидии, низкие процентные ставки, дешевые кредиты, а другие компании-конкуренты просто разоряются. Этому злу и противостоят сотрудники УФАС. Кстати, в областном управлении их всего 30, а рассматривают они до 700 обращений в год.

Юлия ДЕНИСОВА

Возможно Вас также заинтересует:

  1. В борьбе с огнем они незаменимы 80 лет назад у российских лесов появился воздушный щит -...
  2. Стать офицером в двадцать лет Балакиревский гуманитарно-правовой техникум в этом году отмечает свое пятилетие. Студенты...
  3. Арбитражный суд согласился с УФАС Арбитражный суд Владимирской области подтвердил законность и обоснованность решения суда...
  4. В борьбе за чистоту на кону стоят миллионы Казенным дорогам - казенное учреждение. Депутаты Владимирского горсовета проголосовали на...
  5. В борьбе за жизнь побеждают дети Наша газета уже рассказала о трехлетней Алине Ефременковой из Коврова,...
Запись опубликована в рубрике Профессионалы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Выбор и покупка компьютерного стола Кукольные домики с мебелью Бесплатные доски объявлений - недостатки и преимущества

Комментарии запрещены.