Жизнь пассажира дорожает

В России будет введено обязательное страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами всех видов общественного транспорта.

Автобус — не роскошь?

Госдума РФ до конца сентября планирует принять законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам». Этот закон предусматривает выплату компенсации в размере как минимум 2 млн 25 тыс. рублей за гибель пассажира и 2 млн рублей за причинение вреда его здоровью в любом виде общественного транспорта, в первую очередь, автобусе и троллейбусе. Ведь на городском транспорте, гораздо более востребованном людьми ежедневно, и риск попасть в аварию, по статистике, гораздо выше, чем риск крушения самолета или поезда.

По замыслу авторов проекта, закон должен стать гарантией возмещения вреда жизни и здоровью пассажира. Ведь сегодня пострадавшие в транспорте вынуждены годами обивать пороги судов, чтобы получить мизерную компенсацию, а то и вовсе остаются ни с чем. А новый закон предлагает пассажиру выплату «круглой суммы» по упрощенному механизму, причем с беспрецедентным сроком возмещения — всего один месяц. В конечном итоге новая система призвана повысить безопасность общественного транспорта. Однако перевозчики, страховщики, да и сами пассажиры сегодня считают, что все не так просто.

Законопроект утверждает, что обязательное страхование пассажиров не разорит перевозчиков, а, наоборот, укрепит их финансовую стабильность. Перевозчик должен будет перечислять в страховую компанию взносы (страховую премию), размер которой устанавливается по соглашению сторон. Сумма определяется отдельно по каждому риску, виду транспорта и фактору, повышающему риск, например, техническому состоянию автобусов. Риски оценивает страховщик.

При наступлении страхового случая пассажир обращается в страховую компанию с заявлением о выплате и пакетом документов, и та обязана в течение 30 дней выплатить ему компенсацию, иначе ей начнут капать пени. Кроме того, пострадавший пассажир имеет право попросить «аванс» — предварительную выплату в 100 тыс. рублей на лечение, и страховщик обязан перечислить ему деньги в течение трех дней с момента подачи документов и заявления. Когда требование о предварительной выплате подают сразу несколько пассажиров, то сумма 100 тыс. рублей распределяется поровну между ними. А если здоровье пассажира ухудшилось после получения компенсации, он вправе потребовать от страховщика доплаты.

В свою очередь, страховая компания имеет право потребовать компенсацию от перевозчика, если страховой случай (к примеру, авария) наступил в результате умысла перевозчика, а также, если на момент аварии уплата страховых взносов перевозчиком была просрочена. Если водитель был в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, то страховщик также может потребовать компенсацию от транспортного предприятия в том же
денежном размере, что требовал пассажир. Сроки исковой давности при этом не применяются.

На рынок нового страхования может выйти только страховщик, состоящий в саморегулируемой организации. Профессиональное объединение страховщиков понесет субсидиарную ответственность за каждую компанию в своем составе. То есть, если компании вдруг нечем платить пассажиру, ему заплатит объединение из специально созданного общего компенсационного фонда, а потом взыщет свои расходы с компании. Такая система построена ради того, чтобы пассажир гарантированно получил свою выплату, даже если страховая компания «на мели», отказывается платить, у нее отозвана лицензия или пострадавший не смог вручить ей свое требование о компенсации.

Авторы законопроекта хотят сделать обязательное страхование эффективной заменой всем остальным видам «страховок» пассажиров, бывшим в ходу до сих пор. Прежде транспортные компании могли решать, страховаться или нет, добровольно. В то время как во многих странах мира страхование является обязательным, и пассажир более защищен, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Теперь и у нас перевозчик, если откажется страховаться, покинет рынок.

Поворотный момент закона в том, что он предлагает выровнять размеры компенсации вне зависимости от того, причинен ущерб жизни или здоровью пассажира и в каком виде транспорта человек пострадал. Огромная, по прежним меркам, «европейская» сумма выплат — минимум 2 млн рублей — в наших реалиях звучит как фантастика. Но авторы закона утверждают: это адекватная компенсация, и вводится она, чтобы даже при минимальной страховой сумме семья пассажира могла поддерживать достаточный уровень жизни в течение 4-10 лет в случае его гибели или чтобы сам пострадавший смог получать качественные медицинские услуги в случае частичной утраты здоровья.

Пассажирские страхи

Владимирские страховые компании воспринимают инициативу неоднозначно. Пассажиру новый закон дает одни плюсы, считает директор владимирского представительства страховой компании «СО-ГАЗ» Владимир Филин. Упростится механизм компенсации и увеличится сумма выплат -пассажиры будут более защищены. Но безопасность общественного транспорта вряд ли от этого повысится. И о пользе нововведений для страховых компаний Владимир Филин говорит с осторожностью. Безусловно, это новый сейчас рынок для страховщиков, а значит, дополнительные возможности для развития бизнеса. Но высокая социальная ответственность этого бизнеса диктует свои правила. Сможет ли та или иная компания гарантировать пассажиру выплаты, зависит от правильного расчета уровня рекомендованных тарифов и определения существенных условий договора страховщика с перевозчиком. От того, насколько качественно в этих областях будет проработан закон, зависит возможность страховых компаний исполнять свои обязательства. Пока законопроект не предлагает строгих расчетов тарифов.

С коллегой согласен директор компании «ВТБ — страхование» Игорь Невар. Необходим четкий механизм реализации, считает он. Когда этого нет, реальность оказывается далека от замысла авторов законопроектов. Взять, к примеру, срок выплаты компенсации в 30 дней — для любой страховой компании этого будет явно недостаточно. Ведь пострадавшему надо обратиться в больницу, собрать справки в ГИБДД и много чего еще, а страховщику — проверить целый пакет документов, прежде чем принять решение о выплате. Наверняка на практике сроки компенсаций не будут соблюдаться.

К тому же каждая страховая компания сама станет устанавливать систему взносов перевозчика и расчетов ущерба, и может возникнуть неразбериха. Как рассчитать сумму компенсации за тот или иной вред здоровью? Задача сложная. А если суммы взносов окажутся слишком малы и не покроют миллионных компенсаций, страховщики начнут нести убытки, и система станет разрушаться, прогнозирует Игорь Невар.

Впрочем, авторы проекта тоже признают, что его слабое место — страховые компании, не готовые отвечать по взятым на себя обязательствам. Необходим механизм по отбору и контролю за деятельностью страховщиков, участвующих в программе обязательного страхования. Иначе ответственным, надежным компаниям придется платить «за себя и за того парня» — возмещать убытки из общих средств, как это сейчас происходит в системе ОСАГО.

Крепче за баранку держись, шофер

Как сообщил инспектор по пропаганде УГИБДД УМВД России по Владимирской области Виталий Карасов, с участием автобусов в регионе за 8 месяцев этого года случилось 110 ДТП, 11 человек погибли, 188 ранены. Из них по вине водителей автобусов произошло 41 ДТП, где двое погибли и 90 человек ранены. Троллейбусы попадали в 24 аварии, один человек погиб и 28 ранены. Из них по вине водителей троллейбусов случились 15 ДТП, где 19 человек были ранены. Если проанализировать эту статистику, станет ясно, что около половины ДТП с общественным транспортом случаются именно по вине водителей. Причем число таких происшествий значительно выросло по сравнению с прошлым годом.

Новый закон, считает Виталий Карасов, нацелен главным образом на преодоление последствий ДТП — дает преимущества по получению выплат пассажирам. Но главная, стратегическая цель — усиление безопасности общественного транспорта — может быть достигнута только устранением причин аварий, а ими часто оказываются нетрезвость и невнимательность водителя.

Если перевозчик, опасаясь, что миллионные суммы выплат пассажирам разорят его, станет, наконец, жестче подходить к проверке водителей, тогда наши дороги станут более безопасными. А пока перевозчик заботится о состоянии автобусов больше, чем о состоянии водителей. На работу порой принимают неизвестно кого. Перед каждым рейсом водителя должен проверять медработник, но это правило соблюдается далеко не всегда. Недавно был случай, когда пассажиры автобуса связались с ГИБДД и пожаловались, что их везет пьяный водитель. «Шофера» сняли с рейса, наказали, но нет гарантии, что через какое-то время он снова не выйдет в рейс.

Что и требовалось доказать

Сомнения вызывает и сумма выплат — 2 млн рублей. Сейчас компании порой много месяцев подряд судятся даже из-за малозначительных дел, где фигурируют суммы в несколько тысяч рублей. Так, лишь на днях Октябрьский суд г. Владимира вынес решение по ситуации, случившейся больше года назад.

Пассажирка с маленькой дочерью ехали в троллейбусе. На остановке она стала передавать ребенка родственнице, которая вышла из салона на улицу. Но водитель неожиданно закрыл двери и поехал, невзирая на крики несчастной матери, пытающейся удержать ребенка одной рукой, зажатой дверями. Ребенок чудом не пострадал, мать получила травмы руки (легкий вред) и долго не могла справиться с переживаниями. Она взыскала с предприятия небольшую стоимость лечения, а за моральный вред попросила 50 тыс. рублей, но в итоге получила по суду всего 5 тысяч.

Суды шли целый год. И стоит предположить, как ожесточится борьба сторон, когда счет пойдет не на тысячи, а на миллионы рублей. Не факт, что жертвам аварий так легко удастся получить выплаты, к тому же закон не дает четкого определения, за какой именно вред страховщик обязан платить компенсацию пассажиру, а за какой нет.

Так, по закону страховщик вправе отказать в выплате возмещения, если докажет, что страховой случай не наступил. Или, если пассажир не доказал факта наступления страхового случая и размера подлежащих возмещению убытков сам. Причем страховщик и перевозчик не обязаны содействовать пассажиру в доказывании его правоты. Пассажир может оказаться один на один со своей проблемой, а перевозчик и страховщик наймут лучших юристов и будут настаивать на своей непричастности к его трагедии.

Документ не прописывает конкретно, что будет являться страховым случаем: любое ДТП, авария по вине водителя или что-то еще. Каждый перевозчик станет договариваться об этом со своим страховщиком индивидуально. Но при решении вопроса о выплате может начаться неразбериха, полагает и заместитель директора группы компаний «БигАвтоТранс» Юрий Желдыбин. Стороны будут ожесточенно спорить, произошел страховой случай или нет.

Есть еще один момент. Индивидуально будут устанавливаться суммы взносов, которые перевозчик станет платить страховой компании. Не исключено, что регулярные отчисления влетят перевозчикам в копеечку.

- Мы вынуждены будем заложить эти расходы в тариф, — говорит Юрий Желдыбин. — А как иначе? Не работать же себе в убыток.

В то же время собеседник уверен: у перевозчиков новые правила игры ажиотажа не вызовут. На междугородных перевозках требование страховать ответственность действует уже давно, новая система лишь конкретизирует его. На пригородных и городских перевозках сегодня тоже есть страховки. Правда, добровольные. На памяти у перевозчика случай. Автобус сбил насмерть старушку, переходившую дорогу в неположенном месте. Тогда еще страховки не было. Родственники погибшей отсудили у компании 250 тысяч рублей. С тех пор компания страхуется по собственной инициативе.

И последний нюанс. Законопроект гласит, что, если в аварии виноват водитель, сумму компенсации страховщик сможет взыскать с перевозчика. К примеру, за 2011 год автобусы «БигАвтоТранса» 29 раз попадали в ДТП, и в 6 случаях виноват был водитель. Если бы закон действовал сейчас, и по каждому случаю с виновника взыскивалось бы по 2 млн рублей, только за этот год владимирская компания уже потеряла бы порядка 12 млн рублей. Деньги существенные…

Конечно, принятие закона — дело благое. Он поневоле заставит перевозчиков навести кадровый и технический порядок. Жаль, что за безопасность перевозок платить придется в том числе пассажирам. Но уж тут, как говорится, «Любишь кататься…»

Елена Певцова

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Картофель дешевеет, крупа дорожает Во владимирских магазинах и на рынках наблюдается сезонное снижение цен...
  2. Жизнь дала трещину Трещина по стене первого подъезда дома № 39 по ул....
  3. Бюджет заплатит за проезд сполна Льготников на транспорте просят не волноваться. Областные власти и муниципалитеты...
  4. Собачья жизнь и та под прицелом Владимир МИХАЙЛОВ   Бездомные животные часто становятся предметом общественного обсуждения,...
  5. Ни к селу, ни к городу. Как изменилась жизнь селян на присоединенных к городу Владимиру территориях? Анна ТУМАНОВСКАЯ   Вот уже четыре года, как 17 населенных...
Запись опубликована в рубрике Главная тема. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Авиабилеты в Словению - это начало путешествия к озеру Блед Худеем без риска для здоровья Значение сварки в строительном секторе

Комментарии запрещены.