Породниться с Наполеоном

Едва ли не каждому с юных лет знакомы строки Федора Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Но мало кто знает, что они были посвящены...

113 0
113 0

Едва ли не каждому с юных лет знакомы строки Федора Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Но мало кто знает, что они были посвящены Надежде Акинфовой -супруге покровского предводителя дворянства и “председателя местной уездной земской управы камер-юнкера Владимира Акинфова.

Драма предводителя
Выпускник Александровского лицея, Владимир Николаевич Акинфов принадлежал к старинному владимирскому дворянскому роду. Его предки прославились благотворительностью и выстроили более десятка храмов, сохранившихся по сей день. Так сложилось, что Вольдемар, как его называли в свете, оказался последним в мужском поколении представителем Акинфовых. Продолжение рода зависело от успеха его брака. На свою беду Владимир Акинфов без памяти влюбился в красавицу Надежду Анненкову. Однако брак, поначалу безоблачный, оказался неудачен.

Владимир Акинфов был богат, независим и во Владимирской губернии считался одним из первых аристократов. Его супруге оставалось лишь блистать на местных дворянских балах. Но Надин, как звали Анненкову-Акинфову знакомые и друзья, желала большего. Ей было безумно скучно в провинциальном Владимире, не говоря уже про уездный Покров. Рождение двух дочерей у Акинфовых ничего не изменило.

Вскоре Надежда Сергеевна, оставив дочек на попечение мужа, отправилась в Петербург, для того чтобы «развеяться». Бывшие однокашники по лицею известили Акинфова, что у него появился соперник – не кто иной, как министр иностранных дел светлейший князь Александр Михайлович Горчаков! По иронии судьбы он тоже был лицеистом, но самого первого выпуска – одноклассником Пушкина. Он приходился Надин двоюродным дедом и был «всего» на 41 год ее старше. Тем не менее, бурный роман столь разных и на первый взгляд не подходящих друг другу людей продолжался несколько лет, став сенсацией в столице. В итоге почти 17-летний брак Владимира Акинфова и Надежды Анненковой в 1877 году оказался расторгнут.

Замуж за принца
Но разведенная мадам Акинфова связала свою жизнь вовсе не с князем Горчаковым. Ее новым избранником стал герцог Николай Максимилианович Лейхтенбергский – один из первых женихов Европы. По отцу – внук знаменитого вице-короля Италии Евгения де Бо-гарне, пасынка Наполеона Бонапарта. Сын Евгения Богарне Максимилиан Лейхтенбергский женился на любимой дочери российского императора Николая I великой княжне Марии Николаевне. Лейхтен-бергские получили статус русских великих князей и титул князей Романовских. Таким образом, Надин Акинфова вознамерилась выйти замуж за внука российского императора и правнука супруги Наполеона!

Принц Николай Лейхтенбергский, генерал от кавалерии и кавалер разных орденов, влюбился в Акинфову без памяти. Кстати, он был четырьмя годами моложе своей пассии. Император Александр II был категорически против столь неравного брака племянника с разведенной женой покровского предводителя. Жандармы получили приказ вести за Акинфовой тайную слежку. Когда Надежда Сергеевна стала гонимой властью, в обществе стали жалеть «страдалицу». История Надин навеяла Льву Толстому сюжет «Анны Карениной». В числе почитателей оказался и Федор Тютчев, посвятивший своему идеалу цикл стихотворений. Кстати, «сочувствие» в приведенных выше поэтических строках не что иное, как призыв к снисходительности по отношению к Надежде Акинфовой.

В конце концов, Надин добилась своего. Уехав с возлюбленным за границу, она стала-таки женой герцога Лейхтенбергского. Александр II признал этот брак, не без иронии пожаловав новообретенной кузине титул графини Богарне с явным намеком на славившуюся амурными похождениями прабабушку счастливого супруга Жозефину де Богарне, умудрившуюся навесить рога самому Наполеону.

Грустный эпилог
Николай Лейхтенбергский и Надежда Богарне долго скитались по Европе, пока принц не получил в наследство от тетки Амалии, императрицы далекой Бразилии, небольшое поместье в Баварии. Там чета влюбленных и провела остаток своих дней. С детства обладавший слабым здоровьем герцог скончался в январе 1891 года в возрасте 47 лет. Тело принца было погребено в Петербурге. В своем завещании он приказал не хоронить его в усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости, так как Надин никогда бы не позволили упокоиться рядом. Графиня Богарне пережила любимого принца всего на 5 месяцев. В 1930-е годы кладбище Троице-Сергиевской пустыни под Петербургом, где обрела покой скандально известная чета, снесли. Уничтожили и семейный склеп с гробами герцога Лейхтенбергского и графини Богарне.

Забытый всеми Владимир Акинфов, фамилия которого столь своеобразно вошла в анналы отечественной литературы, пережил неверную жену и счастливого соперника на 23 года. Он сделал неплохую карьеру, в 1890-е годы занимал пост владимирского вице-губернатора, а потом был губернатором в Симбирске, получил известность как меценат, историк и нумизмат. Вторично Владимир Николаевич так и не женился, хотя ко времени развода с Надин ему исполнилось лишь 36. Действительный тайный советник и камергер Акинфов умер в мае 1914 года и был погребен в московском Донском монастыре. Его могила уцелела до наших дней.

А в Госархиве Владимирской области и сегодня хранится отдельный личный фонд Акинфова и его семейства. Но документов, проливающих свет на тайну его любви к Надин и размолвку с ней, там, к сожалению, нет.

Николай ФРОЛОВ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике