Урожай-урожай, кому хочешь продавай!

На владимирских полях созревают картошка, капуста, морковь и другие овощи. Но на прилавках местных магазинов их редко увидишь. На совещании в «Белом доме» аграрии нашего региона в очередной раз попытались договориться с торговыми сетями.

Давят конкуренты с юга

- Владимирские сельхозпроизводители уже не¬однократно обращались к нам за помощью, — рас¬сказал Александр Трутнев, первый заместитель директора областного департамента сельского хозяйства и продовольствия. — И вот недавно мы провели небольшой мониторинг. Выяснилось, что во владимирских магазинах продаются овощи буквально со всего света: египетский картофель, лук из Нидердандов, польская морковь, огурцы и помидоры из всех регионов России… Но что касается продукции именно местного производителя — либо она вообще отсутствует на прилавках, либо ее доля ничтожно мала. Между тем только в этом году на владимирских полях планируется собрать около 80 тысяч тонн картофеля и примерно 12 тысяч тонн других овощей, и все это необходимо где-то реализовывать.

Сами производители при этом жалуются, что торговые сети назначают слишком низкие закупочные цены на их продукцию. «Я только что вернулся с переговоров из Москвы, — объясняет Александр Беспалов, директор ООО «Владимирские овощи» (Камешковский район). — Там мне предложили продавать картошку по 4,5 рубля за килограмм. Понятно, что на таких условиях мне работать совершенно невыгодно. Но другого выхода нет: поставки корнеплодов из Астрахани и Краснодарского края «бьют» все цены производителей средней полосы.
Что касается торговых сетей в нашем Камешковском районе, то до¬говориться с магазинами напрямую не получается: все переговоры ведутся с головными офисами, которые обычно тоже расположены в столице. Есть и еще одна деталь: практически все сетевые корпорации требуют за¬платить «бонусную часть» за право с ними работать. При этом интерес к сотрудничеству именно с владимирскими магазинами у нашего предприятия есть: даже с учетом всех ранее заключенных договоров на поставки у «Владимирских овощей» остается примерно 4 тысячи тонн «свободного» картофеля, который тоже нужно продавать.

Еще несколько лет назад у торговых сетей были серьезные вопросы к местным поставщикам. Так, долгое время те были готовы продавать только «овощи прямо с грядки» — тогда как магазинам требовался уже вымытый и расфасованный товар, причем желательно не только во время сбора урожая, но и в течение всего года. Аграрии напряглись, закупили нужное оборудование, но желаемого результата так и не добились.

- В этом году мы посадили 500 гектаров картофеля и 260 — других овощей, — рассказывает Любовь Бакрина, генеральный директор ООО «Мечта» (Муромский район). — Картошка не очень уродилась из-за того, что июль в Муромском районе был жаркий и засушливый, зато ка¬пусты, моркови и свеклы соберем много. Мы при¬мерно на 80% обеспечены овощехранилищами, в том числе и с холодильными установками. Поэтому готовы осуществлять даже круглогодичные поставки. Но вот что получается: раньше 60-65% урожая мы про¬давали по контракту в Министерство обороны, МВД и другие структуры. Но сейчас на аукционах цен у обрушивают те производители, у которых нет собственных хранилищ. Так, в Брянской области картошку сейчас выращивают абсолют¬но все — от лесников до строителей. И так как хранить свою продукцию им попросту негде, они готовы сбывать ее по любой бросовой цене. Недавно я была в Дании. Там, как ни странно, фермеры тоже живут не¬богато. Но, по крайней мере, они получают от государства дотации -312 евро на гектар. А нам работать иногда просто страшно: весной сажаем овощи, а сколько их по¬требуется, кому они будут проданы — знать не знаем. Все аукционы на поставки проводятся обычно уже летом, в июне-июле. Если что-то случится, ни выкопать посаженное, ни посадить что-то дополнительно мы уже не сумеем. А с перекупщиками каши не сваришь: так, «Мечте» недавно предложили продавать капусту всего по полтора рубля за килограмм.

У торговых сетей свои резоны для того, чтобы не заключать с местными производителями крупных долгосрочных контрактов. Стабильностью на этом рынке даже не пахнет. Пока урожай отдан на откуп матушке-природе: будет теплое лето с сильными, но не¬затяжными дождями -вырастут и картошка, и капуста, и прочие огурцы с кабачками. Заморозки, продолжительные ливни, засуха губят овощи под корень. Пример тому — прошлогоднее лето, когда во Владимирской области собрали меньше половины от намеченного урожая и спасти ситуацию удалось толь¬ко за счет поставок из южных регионов и из-за границы.

Капуста — сила, свекла — бренд!

Тем не менее, на со¬вещании представители торговых сетей почти хором заявили, что были бы очень рады иметь дело именно с региональными производителями. «Практически все местные товаропроизводители, от молочной до мясной продукции, у нас присутствуют, — заявил Николай Баранов, заместитель управляющего одного из владимирских гипермаркетов. — С аграриями дело было несколько сложнее, но вот два предприятия проявили настойчивость, и сейчас договора с ними находятся на стадии под¬писания. Наши условия известны: мытый, фасованный, конкурентоспособный товар, поставки — ежедневно или раз в два дня. Свою наценку мы не скрываем — это 15% от стоимости товара. Понятие бонусов у нас прописано в рамках действующего законодательства, но ничего не мешает производителям заложить этот бонус в свою цену. Я думаю, со-бравшимся на совещании есть смысл задуматься о такой вещи, как имидж товара, — тогда его начинают покупать, не глядя на стоимость».

А почему все производители так зациклены на крупных сетях типа «Глобуса» или «Перекрест¬ка»? — удивляются другие торговые представители. «У нас более 100 мест, предназначенных именно для региональных производителей, пустуют, — говорит Татьяна Трошина, заместитель директора МУП «Центральный рынок» (г.Владимир). -Хотя мы предлагаем для них льготные условия. Приходите хоть завтра, торгуйте хоть в помещении, хоть на улице».

«Мы хотели бы сотрудничать с владимирскими поставщиками, — говорит Надежда Предтека, представитель ООО «Торговый дом «Алекс», — тем более, бонусы за вход у нас не предусмотрены. Но где желающие? Пару лет назад мы обзванивали местные СПК и обнаружили большие проблемы с их стороны. Так, почти ни у кого не было налаженной системы по¬ставок, тем более такой, которая работала бы с не¬большими объемами то¬вара. А зачем нам 20 тонн того же картофеля в точке, которая продает 100 килограммов в неделю? Что касается цен «от поставщика», то они никак не маленькие. Сегодня здесь люди жаловались, что вынуждены отдавать картофель по 4,5 рубля за килограмм. К нам таких предложений почему-то не поступало. Нам владимирские поставщики предлагают его по 11,5 рубля, что для нас тоже не очень выгодно».

Пока ясно, что и производители, и продавцы вроде как готовы налаживать отношения, но конструктивного диалога пока все равно не получается. Аграрии в итоге договорились до того, что пора создавать собственную гильдию. Суть в том, чтобы объединить ресурсы и уже в таком виде договариваться с торговыми сетями. Выйдет, и правда, удобнее: если, например, кабачки не уродятся в Селивановском районе -условия контракта будут выполнены за счет петушинских или камешковских фермеров.

Еще одна продуктивная идея — создавать бренд именно владимирского товара. Раньше на ярмарках покупатель доподлинно знал, чем суздальские огурцы отличаются от костромских. Сейчас такую разницу никто не видит, и смотрят люди в первую очередь на цен¬ник, а не на локацию поставщика. Хотя в департаменте сельского хозяйства предсказывают, что интерес именно к местному товару у потребителя появится — на первых порах достаточно будет просто выделить его из общей массы. А для этого надо создавать в магазинах и торговых сетях отдельные полки с указателем «Овощи: владимирское производство».

Впрочем, и то, и другое потребует времени. А пока владимирским производителям овощей предлагают реализовывать свою продукцию на так называемых «ярмарках выходного дня». Такие уже работают в Москве и Санкт-Петербурге. Правда, половину мест там все равно занимают перекупщики, но это, как объяснил Александр Трутнев, только потому, что сами аграрии пока на такие рынки не спешат, хотя торговые места -бесплатные.

Во Владимире попытка организовать такую яр¬марку будет предпринята в сентябре. «Пробный шар» пустят со 2 по 4 сентября на площадке возле «Глобуса». Если эксперимент окажется удачным — то есть придут и продавцы, и покупатели — ярмарки выходного дня станут проводиться каждые выходные месяца. Пускать на площадку обещают только владимирских производителей с собственным товаром. «Правда, — констатируют в департаменте сельского хозяйства, — в прошлые годы мы уже пытались устроить такие ярмарки, но особого успеха не добились. Продавцы назначали цены, сравнимые с магазинными и рыночными, поэтому народ туда не шел». Так что в итоге аграриям посоветовали поумерить аппетиты, а торговым сетям — проявлять больше патриотизма.

Марина Сычева

Возможно Вас также заинтересует:

  1. МАЛ УРОЖАЙ, ДА ДОРОГ Лето год кормит, говорят в народе. Прокормимся ли мы этой...
  2. Поливы и подкормки повышают урожай Многие коренные горожане начинают серьезно заниматься садоводством после тридцати, не...
  3. Хочешь жить хорошо? Узнай свои права! Многоквартирный жилой дом отечественного производства - объект, который с возрастом...
  4. Кому обещают «подъемные» Областной парламент разъяснил порядок предоставления многодетным семьям земельных участков под...
  5. Хочешь петь — пой Осенью во Владимире пройдет молодежный музыкальный фестиваль «Start up», который...
Запись опубликована в рубрике Качество жизни. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Обсуждение Федерального закона «О процедуре медиации» в рамках «Недели науки» Что скрывается под аббревиатурой PR? Как выбрать ортопедический матрац

Комментарии запрещены.