В Александровской слободе найдены царицыны палаты

В 2013 году Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская Слобода» собирается отпраздновать 500-летие основания государева двора — загородной великокняжеской резиденции. В преддверии юбилея архитектурно-археологические открытия не заставили себя ждать и окончательно поставили ансамбль Александровской слободы на один уровень с памятниками столичной и европейской архитектуры.

«Троицкие выселки»

Еще преданный исследователь архитектурных древностей Александровской слободы Вольфганг Кавельмахер утверждал, что датой ее рождения является 1513 год. По его мнению, слобода была построена по инициативе иерархов Троице-Сергиева монастыря в качестве своеобразных «троицких выселок» для государя Василия III, ежегодно отправлявшегося на богомолье. О «духовной связи» нового государева двора, точнее загородной резиденции, с Троице-Сергиевым монастырем говорит архитектура главной соборной церкви, посвящение приделов и церквей и весь принятый в слободе на протяжении столетий обиход.

Этот, казалось бы, вполне логичный вывод при довольно скудном финансировании исследований Вольфгангу Кавельмахеру пришлось обосновывать всю свою жизнь . Но оно того стоило.

Образ строителя Александровской слободы Василия III в сознании историков и историков архитектуры затмил образ его сына — Ивана Грозного, а первоначальный облик архитектурного ансамбля — поздняя, «опричная» застройка и понесенные с течением времени утраты.

Промельк русского Ренессанса

Исследователи упорно не желали видеть в разбросанных на громадной территории Александровской слободы церковных зданиях остатков единого, подчиненного общему замыслу грандиозного архитектурного ансамбля начала XVI века. Их не убеждало ни тождество строительного материала, ни единое для всех четырех храмов колористическое решение фасадов, ни итало-готическая резьба церковных порталов, поясов и карнизов.

При этом официальная наука считала, что здания слободы сооружались не в один, а в два приема с разрывом в 50 лет: первая группа зданий — собор и церковь «под колоколы»
- при Василии III, вторая — две церкви на погребах и подклетах в глубине двора, а также гигантская шатровая столпообразная колокольня, заново возведенная над старой церковью «под колоколы», — при Грозном, в эпоху опричнины. Но нет худа без добра. Именно это пренебрежительное отношение к ансамблю избавило его от насильственного вмешательства реставраторов.

Дотошно расшифровывая все сохранившиеся письменные источники об Александровской слободе, в частности записки датского посла Якоба Ульфельдта, и занимаясь натурными исследованиями, Вольфганг Кавельмахер попытался реконструировать двор Василия III. Вывод его был однозначен: территория слободы была застроена «второстепенными объемами» — крыльцами, папертями, кордегардиями и приделами — разнообразных служб, объединенных «гульбищами», деревянными и каменными переходами на манер Московского Кремля. Все это позволяло ему утверждать, что Александровская слобода — «художественное явление колоссального значения, вполне сопоставимое с королевскими дворами Европы», поскольку запечатлело переход архитектуры Руси от мрачного средневековья к ренессансной открытости. Новый тип дворцовых сооружений вырабатывался именно в Александровской слободе и именно итальянскими мастерами во главе с Алевизом Новым, специально приглашенным государем для этой цели.

Вовремя «поймать» фундаменты>

Благодаря стараниям директора музея-заповедника Аллы Петрухно и Вольфганга Кавельмахера в 1995 году указом Президента РФ архитектурный ансамбль Александровской слободы был отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального значения. Последовавшие уже после смерти исследователя открытия московской и петербургской археологических экспедиций подтвердили его гипотезу и успели стать привычными.

- Конечно, нам хотелось бы вести раскопки архитектурных памятников XVI века на территории Александровской слободы более масштабно, но, к сожалению, отсутствие финансирования не позволяет нам этого, — сетует начальник архитектурного отряда древнерусской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа Екатерина Турова.

С 2005 года в задачу питерской экспедиции входило обнаружить и датировать памятники, которые, как предполагал Вольфганг Кавельмахер, относятся к эпохе отца Ивана Грозного Василия III. Результаты разведок, которые проводились до приезда археологов Эрмитажа в Александровскую слободу сотрудниками областного Госцентра по охране памятников, не давали четких указаний на то, как соотносятся найденные в пробитом шурфе следы кирпичной кладки со стратиграфией или с сохранившимися постройками, и поэтому мало пригодились в работе.

Но в 2007 году экспедиция Государственного Эрмитажа обнаружила фундамент белокаменного перехода на столбах, который технически относился к первому периоду строительства дворцового комплекса и соединял какие-то помещения.

- В определении местоположения раскопа в сезоне 2011 года мы пользовались исследованиями Кавельмахера и ориентировались на сохранившиеся на стенах построек «архитектурные знаки», указывавшие на наличие возможных пристроек, — поясняет Екатерина Турова. — Они позволили нам локализовать интересную в археологическом отношении территорию к западу от церкви Успения около надкладезной часовни. Мы проложили здесь траншею глубиной 80 см, которая действительно позволила «поймать» фундаменты двух построек, из-за технико-технологических приемов кладки отнесенных нами к разным периодам строительства.

Опричнина и качество

В процессе исследований питерцы пришли к выводу, что одна из обнаруженных кладок — более качественная — относится к раннему периоду строительства, другая — менее качественная по технике — к позднему. И в кладке, и в заливке был найден материал вторичного использования с остатками полов, печных изразцов, сгоревшего мусора, который с высокой долей вероятности датируется периодом Ивана Грозного.

Начав масштабные раскопки и углубившись до фундаментов, археологи увидели, что одна из стен постройки грозненского времени опирается на стену более ранней постройки.

- Мы подумали, что это может быть рухнувший свод какой-то старой постройки, но оказалось, что это подвальная часть большого помещения, засыпанная мусором, — говорит Екатерина Турова. — Сейчас, когда мы увидели стены этого подвала in situ, то есть «на месте нахождения», мы с высокой долей вероятности можем утверждать, что это постройка времени Василия III.

Успенская церковь, возле которой найдены подземные остатки крупного сооружения, датируемого началом XVI века, могла входить в комплекс царицына двора, наличие которого в дворцовом комплексе предписывалось специальным свадебным чином наряду с дворами государя и царевича, и выполнять функции домовой церкви царицы. В помещении сохранились нарядная белокаменная обшивка, кирпичные полы «в елочку», и это позволяет утверждать, что оно использовалось не для хозяйственных целей — в нем, например, могли храниться предметы царицына обихода.

- В этой жилой каменной палате, находившейся в непосредственной близости от церкви с богородичным посвящением, могла бывать царица — Сабурова или Глинская, мы не знаем, а в детстве — и Иван Грозный, — продолжает Екатерина Турова.

Время разрушения постройки и возведения на ее месте новой после забутовки строительным мусором относится к эпохе «грозного царя» и связано, по всей видимости, с сильным пожаром, следы которого зафиксировали археологи. Представление о том, как далеко он распространился, помогут составить раскопки в будущем сезоне.

Пока обнаруженные архитектурным отрядом древнерусской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа царицыны палаты — единственное в Александровской слободе дворцовое помещение, служащее подтверждением того, что на ее территории был построен уникальный комплекс ренессансной стилистики, по размерам сопоставимый с ансамблем Московского Кремля.

Сегодня александровские музейщики мечтают о дальнейшем развитии экспозиции и музеефикации археологических находок, свидетельствующих о первоначальном периоде застройки слободы и позволяющих получить представление о зарождении в начале XVI века стиля русского Ренессанса, в полной мере проявившегося уже в дворцовом комплексе села Коломенское.

Ольга Романова

Возможно Вас также заинтересует:

  1. В Александровской ЦРБ трудятся настоящие энтузиасты Реалии нашей жизни стремительно меняются. В 2010 году стартовали программы...
  2. Продолжается формирование Общественной палаты По закону Общественная палата Владимирской области должна быть окончательно сформирована...
  3. Председатель Счетной палаты отправлен в отставку Депутаты Законодательного Собрания досрочно освободили от должности председателя Счетной палаты...
  4. Борьба хорошего с очень хорошим. Так назвали депутаты ЗС презентацию кандидатов в члены Общественной палаты региона Накануне решающего заседания Законодательного Собрания, на котором народные избранники должны...
  5. Палаты — отдельно, пациенты — отдельно В тесноте и в обиде уже второй год живут александровские...
Запись опубликована в рубрике Регион 33. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Ремонт компьютеров Чтобы принтер радовал своей работой Западное офисное веяние

Комментарии запрещены.