Гроссмейстер ковра и гобелена

Нынешний райцентр Камешково возник при прядильно-ткацкой фабрике Дербеневых, которая была основана династией предпринимателей, начало которой положил купец из крестьян Никанор Тимофеевич Дербенев.

32 0
32 0

Нынешний райцентр Камешково возник при прядильно-ткацкой фабрике Дербеневых, которая была основана династией предпринимателей, начало которой положил купец из крестьян Никанор Тимофеевич Дербенев.

Сыновья фабриканта в 1890-е годы выстроили не только крупное предприятие, оснащенное самым передовым по тому времени оборудованием, но и поселок и Вознесенскую церковь при нем, который и стал ядром нынешнего города. Даже одна из самых первых электростанций во Владимирской губернии благодаря фабрикантам появилась именно в Камешково. Неудивительно, что до сих пор камешковцы с полным основанием почитают Дербеневых отцами-основателями своего города.

Тем значимей стал для камешковцев визит праправнука Никанора Тимофеевича Дербенева москвича Андрея Мадекина и его сына Сергея. Кстати, прадед гостя Павел Дербенев был еще и мэром города Иваново-Вознесенска (нынешнего Иваново), который прежде входил в состав Шуйского уезда Владимирской губернии. Потомки Павла Дербенева в Камешково побывали впервые. Андрей Мадекин рассказал, что прежде вспоминать о предках-фабрикантах было небезопасно. Однажды после школьного сочинения о Дербеневых, написанного внучкой Павла Никаноровича, ее родителей… арестовали! Поэтому в семье старались помалкивать о своих корнях, заодно уничтожив почти все документы и фотографии, свидетельствовавшие о принадлежности родни к капиталистам-эксплуататорам.

Однако сам Андрей Ильич Мадекин примечателен не только своим родством с Дербеневыми. Он – член Союза художников и Ассоциации художников декоративного искусства, известен своими коврами и гобеленами, а также богословскими трудами (в 1990-е годы являлся сотрудником отдела катехизации Московской патриархии и вместе с известным историком церкви Львом Регельсоном создал исследование «Толкование Апокалипсиса»). Андрей Мадекин в 1985-м закончил факультет декоративно-прикладного искусства Московского технологического института, работает в технике ручного гобелена, живописи, витража, занимается проектированием авторских ковров, а также занимается историей и теорией искусства. Изучая творчество зарубежных мастеров, он объехал полмира: от стран Западной Европы и Африки до Дальнего Востока и загадочного Непала. Мадекин участвовал во многих всероссийских и международных выставках, в том числе персональных в Москве, Польше, Южной Корее и Голландии, награжден серебряной медалью Российской академии художеств в 2005 году.

Гобелены Андрея Мадекина продолжают традицию классической шпалеры и созданы в основном на мифологические сюжеты. Условно их можно разделить на две группы. Первая объединяет коллекционные произведения, созданные в неповторимом авторском стиле, продолжающем творческие искания кубистов и метафизиков начала ХХ века – Пикассо, Брака, Джорджо де Кирико. Другая состоит из работ, созданных им для общественных и жилых интерьеров. Вних художник стремится органично войти в заданную архитектурную среду, учесть ее стиль и функциональное назначение. Характерная деталь: А.Мадекин сам соорудил для себя ткацкий станок, причем усовершенствовал его, что позволило работать в два раза быстрее. По оценке самого мастера, с 1983 года им соткано около 200 квадратных метров гобеленов.

– На текстильное отделение я попал случайно, перед поступлением занимался с преподавателем из этого института, – считает Андрей Мадекин. – Но задним умом я теперь думаю, что приход мой в текстиль был не случайным, это что-то вроде реализации генетической памяти: я происхожу из династии крупных предпринимателей – Дербеневых.

В первых гобеленах Андрея Мадекина прослеживалось влияние серебряного века, соцарта, и даже Малевича. Затем художник серьезно увлекся живописью, продолжая заниматься гобеленами. А затем пришло увлечение коврами, которые, по мнению Андрея Ильича, являются естественным продолжением интерьерного гобелена. Такие ковры достигают длины в несколько десятков метров, причем их рисунок учитывает повороты лестницы, число и форму ступеней. Сам художник создает общий проект ковра, определяет его размеры, вплоть до последнего узелка прорабатывает эскиз. А сами ковры потом ткутся за границей, обычно в Испании или Непале.

Сегодня работы Андрея Мадекина находятся в собраниях Министерства культуры РФ, Министерства иностранных дел РФ, Музее-усадьбе Царицыно, Российского государственного социального университета, Музея текстиля в г. Лодзь и фонда «Пограничье» в г. Сейны (Польша), фонда Р.Штайнера в г. Амстердаме (Голландия), во многих учреждениях, коллекциях знатоков и в интерьере частных домов как в России, так и за рубежом. Каждый раз Андрей Ильич индивидуально подходит в решению поставленной задачи. К примеру, гобелены «Выезд на охоту» и «Прием послов» были сотканы по заказу МИДа России для украшения резиденции посла РФ в Южной Корее в Сеуле.

Автором была предложена историческая тема с национальными традиционными образами. За основу было взято время царя Алексея Михайловича, середина XVII века с его красочной, костюмированной жизнью. Тема одновременно и патриотическая, и благодатная для художественной интерпретации.

Зачастую работы Мадекина представляют собой символическое изображение целой философской концепции в рамках отдельно взятого гобелена. Так, в композиции гобелена «Микеланджело» были использованы фрагменты росписи Сикстинской капеллы. Бордюр там представляет образ Земли с элементами растительного орнамента, изображениями льва, единорога. А атланты Микеланджело держат небесный свод, который символизирует декоративный зодиакальный круг. А центр неба увенчивает знак солнца.

Человек редкого трудолюбия и редкого таланта, Мадекин преподавал технику рисунка и создания гобелена в ряде вузов и создал школу своих учеников. Местожительство предков он посетил впервые. Кстати, при Дербеневых поселок Камешково входил в состав Ковровского уезда. В том, что у мастера по изготовлению ковров центр малой родины – город Ковров, поистине мистическое совпадение!

Андрей Мадекин с большим интересом осмотрел город, основанный его предками, посетил краеведческий музей, рассказал, что он намерен провести выставку своих гобеленов в Камешково и принять участие в конференции, посвященной 120-летию основания Дербеневской фабрики в этом городе, которая состоится в будущем году.

Николай ФРОЛОВ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике