Опыт инновационных технологий – в третьем сборнике

Готовится к изданию третий сборник статей, куда войдут лучшие работы педагогов-новаторов Владимирской области, занимающихся по инновационной программе «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников» на семинарах, которые в течение всего...

Готовится к изданию третий сборник статей, куда войдут лучшие работы педагогов-новаторов Владимирской области, занимающихся по инновационной программе «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников» на семинарах, которые в течение всего прошлого учебного года проходили на базе общественной организации «Милосердие и порядок».

Инновационная методика внедряется во Владимирской области по решению депутата Госдумы Григория Аникеева. За три года работы программы в нашем регионе она успела доказать свою высокую эффективность и бесспорное практическое значение. Учителя отмечают, что в классах повышается успеваемость, дети с интересом включаются в учебный процесс и с радостью идут в школу навстречу новым открытиям.

– Школьное образование – это фундамент для развития любого государства. И базовые принципы, лежащие в основе образовательной системы, должны соответствовать требованиям времени: стремительно развивающейся науке, промышленности, экономике, – убежден депутат Григорий Аникеев. – Выпускник школы должен не только обладать определенными знаниями, умениями и навыками; владеть информационными технологиями, но главное – проявлять исследовательские способности, не останавливаться на достигнутом, идти вперед. Инновационная технология помогает школьникам полностью раскрыть свой творческий потенциал, формирует активную жизненную позицию.

Статьи для широкой аудитории

Сборник рассчитан на самую широкую читательскую аудиторию. Он заинтересует педагогов, методистов, руководителей сферы образования, студентов педагогических вузов, школьных психологов, работников системы повышения квалификации психолого-педагогических кадров. По мнению автора программы «ЦРПСШ» Андрея Плигина, пособие поможет посмотреть «другими глазами» на обучение и развитие ученика. В книгу включены статьи педагогов, преподающих разные предметы: русский язык и математику, физику и географию, технологию и историю. Кроме того, в нее войдут разработки в области дополнительного образования и общепедагогические статьи.

Учителя образовательных учреждений Владимирской области в течение трех лет обучаются по программе «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников». За это время в работу включились 150 педагогов как городских, так и сельских школ. Осенью прошлого года в регионе начала действовать областная экспериментальная площадка по теме «Целенаправленное развитие познавательных стратегий – основа индивидуального развития». Она работает на базе трех школ: № 25 г. Владимира, № 22 г. Коврова и Бавленской школы Кольчугинского района.

Тематические педсоветы, семинары, тренинги, мастер-классы, презентации и обсуждения открытых уроков, видеозаписи занятий, творческие отчеты учителей-экспериментаторов на методических советах школ, в ВИПКРО и выступления на межрегиональной научно-практической конференции в Москве – все материалы вошли в копилку областной экспериментальной площадки.

Урок как интеллектуальная игра

Экспериментальная площадка только набирает обороты, но уже сейчас можно говорить о некоторых весомых результатах.

К примеру, анализ, проведенный педагогами Бавленской школы Кольчугинского района, выявил положительную динамику эмоциональной включенности детей в урок и удовлетворения от процесса учения.

– Школьники стали активнее на уроках, свободнее и успешнее в своих ответах, у многих появилось желание получать дополнительные задания, – подтверждают и педагоги СОШ № 22 г. Коврова.

Они отмечают и другой результат совместной работы: ученики стали воспринимать деятельность по выявлению стратегий как интеллектуальную игру. Для них важно, кто выявит больше шагов, чьи операции будут более успешными. В экспериментальных классах значительно снизился уровень тревожности, в том числе страх самовыражения и страх проверки знаний: дети стали значительно увереннее, в том числе во время публичных выступлений. Часты случаи, когда ученики, освоив стратегию на одном предмете, пробуют выявлять и применять новый метод для изучения других дисциплин, объясняя это тем, что «так удобно». Применение стратегий ломает стереотип «отсиживания» на уроке, дети становятся энергичнее, любознательнее.

Применение инновационной технологии позволяет совершенствовать профессиональную подготовку и самих педагогов, повышать развивающий потенциал уроков.

– Изменился сам процесс подготовки занятий, эффективной стала организация индивидуальной работы с учащимися, – признают в школе № 25 г. Владимира. Педагоги отмечают, что особую ценность технология представляет для начальной школы, потому что позволяет выявить особенности познавательных стилей детей на раннем этапе и закрепить учебную мотивацию.

Инновационная программа прекрасно работает и в среднем, и в старшем звене. На информатике с помощью стратегий составляют программы движения робота, на русском языке осваивают секреты применения правил, на математике решают текстовые задачи алгебраическим способом, на английском – пишут эссе и заучивают наизусть тексты.

Всего для сборника педагоги подготовили более 90 статей. К изданию отобраны лучшие из лучших. В одних исследованиях исчерпывающе раскрыты индивидуальные стратегии учеников, в других – разработаны методические материалы, в ряде статей есть интересные технологические находки, некоторые будущие публикации впечатляют объемом проделанной работы.

Заработают педагогические мастерские

Учителя сходятся в одном – деятельность экспериментальной площадки перспективна. И поэтому ее необходимо и интересно продолжить в следующем учебном году. Владимирским педагогам уже есть что передавать своим коллегам, которые только знакомятся с инновационными методами.

Будут продолжены исследования индивидуальных познавательных стратегий, совершенствование технологии «ЦРПС», обобщение универсальных стратегий. На базе школ под руководством педагогов, прошедших обучение на семинарах «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников», предполагается создать педагогические мастерские, более активно включать механизмы обмена опытом, выстраивать работу в предметных секциях.

– Любая инновация в обучении требует хорошо подготовленных кадров. В настоящий момент у нас сложилась хорошая команда учителей, которая с нами уже три года. Это те педагоги, которые способны на высоком уровне внедрять технологию на практике, проводить свои исследования и передавать свой обобщенный опыт коллегам, – отмечает депутат Государственной Думы РФ, председатель общественной организации «Милосердие и порядок» Григорий Аникеев. – Радует, что педагоги активно и творчески реализуют свои идеи, находят все больше единомышленников не только во Владимире, но и в небольших сельских школах. Я уверен, что наши общие усилия в деле воспитания подрастающего поколения принесут свои плоды -сегодняшние школьники вырастут гармонично развитыми людьми, достойными гражданами нашего общества, которые принесут много пользы России!

Сборник выйдет тиражом 200 экземпляров и в новом учебном году будет распространен бесплатно в образовательных учреждениях Владимирской области.

Елена Щукина

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике