18+
Погода: +21,8°C
Курсы валют: $33.06-0.14 44.1-0.17

Добро пожаловать в мир звуков

20.07.2011

С 2008 года в России начала работать программа по ранней диагностике нарушений слуха у детей. Во Владимирской области аудиологический скрининг массово начали проводить лишь в этом году. Насколько актуально данное обследование, как оно поможет детям, как это изменит жизнь их родителей, рассказывает сегодняшний эксперт рубрики «Здоровье» детский врач-сурдолог Фаина Солдаткина.

От проблем никто не застрахован

Сегодня в России около 13 млн людей с нарушениями слуха. По данным Всемирной организации здравоохранения, на тысячу новорожденных на свет появляется один глухой ребенок, и еще два теряют слух в течение первого года жизни.

Есть факторы риска по тугоухости и глухоте (патология беременности и родов, наследственность). Общеизвестно, что у глухих родителей может родиться ребенок с нарушением слуха. Но нередко бывает так, что у здоровых родителей рождается глухой ребенок. Это тоже наследственность: если оба родителя являются носителями рецессивного гена, у ребенка могут возникнуть проблемы со слухом. Так что от подобных проблем никто не застрахован. Поэтому так важна ранняя диагностика: чем раньше будут выявлены проблемы со слухом у ребенка, тем эффективнее пройдет реабилитация.

Диагностика в два этапа

Меня очень беспокоит тот факт, что порой приходят на прием родители с месячным ребенком, пребывая в состоянии шока: мол, им в роддоме сказали, что у них ребенок глухой. Однако это преждевременное заявление.

Сегодня практически все наши родовспомогательные учреждения оснащены приборами, с помощью которых можно провести диагностику нарушения слуха у ребенка, начиная с 3-4-го дня жизни. Это первый этап диагностики. При выписке ребенка из роддома в карте ставится пометка: прошел он аудиологический скрининг или нет. Если прошел – беспокоиться не о чем. Если не прошел – потребуется обследование на втором этапе.

Это уже более тонкая диагностика, более детальная и сложная, этим занимаются специалисты областного центра сурдологии и микрохирургии уха. Родители должны обратиться в центр в месяц-два. Кому-то мы сразу отметаем подозрение. Существует множество факторов, по которым тест может быть отрицательным, в том числе и технических: наличие серы или первородной смазки в слуховом проходе, беспокойство ребенка во время обследования. Поэтому неправильно говорить родителям или педиатру, что ребенок глухой, нужно лишь сообщить, что требуется второй этап обследования.

У нас в центре есть возможность исключить патологии наружного уха, среднего уха и дальше вести диагностику. Если ребенок вызывает у нас подозрения, мы будем смотреть его не один раз, поскольку с первого раза такой малышке поставить диагноз бывает трудно. Обследуются такие детишки в состоянии естественного сна.

Ребенок будет слышать

Если у ребенка выявляется нарушение слуха, обусловленное патологией внутреннего уха, мы проводим реабилитацию.

В зависимости от того, какая степень снижения слуха выявлена, это может быть слухопротезирование или достаточно новый метод, который применяется при грубых нарушениях слуха – частичной или тотальной глухоте, – операция кохлеарной имплантации. Когда мы не можем полностью реабилитировать ребенка с помощью слухового аппарата, мы направляем его на операцию. Если несколько лет назад были единицы прооперированных детишек, то сегодня по России речь идет уже о сотнях. В нашей области порядка 30 детей имеют кохлеарные импланты. Это тоже техническое средство реабилитации, но более совершенное, чем слуховой аппарат.
В улитку вводится электрод а снаружи имеется процессор заушного или карманного типа.

В идеале такая операция должна быть проведена на первом году жизни – тогда результат будет лучше Приведу пример: в прошлом году ребенка прооперировали в восемь месяцев и сейчас у него состояние речи соответствует его возрасту То есть речь больного ребенка аналогична речи его сверстников с нормальным слухом.

Имплант – на всю жизнь

Операция – это лишь 20 процентов успеха. Сама она очень сложная и дорогостоящая – порядка 800 тыс. руб. Все проводится за счет государственных средств, в России действует соответствующая программа. Существуют два центра в Москве и один в Санкт-Петербурге, куда мы направляем наших деток при отсутствии противопоказаний, как медицинских, так и социальных. Что касается медицинский противопоказаний – нужно пройти массу различных обследований. Есть и социальные противопоказания: если у родителей нет мотивации к этой операции, то проводить ее нет никакого смысла. Нужно быть готовым к тому, что имплант – это пожизненно. И первые годы после операции родителям придется много времени уделять занятиям с ребенком. Кстати, дети сразу начинают понимать, для чего им нужен этот маленький процессор: они просыпаются и сразу его ищут, показывают, что надо включить. Интересно бывает наблюдать за малышом, когда в процессоре садится батарейка. Он поначалу не понимает, что с ним происходит, куда исчезли все звуки. А с имплантом они чувствуют себя комфортно.

Успех – в реабилитации

80 процентов успеха после операции отводится реабилитации. В зависимости от возраста ребенка, когда была проведена операция, реабилитация может занимать разный период времени. В среднем два года.

Имплант ребенку подключат спустя месяц после операции. Сразу с маленьким пациентом начинают работать специалисты: аудиологи, которые настраивают имплант, сурдопедагоги, которые учат ребенка слушать через имплант, психологи, логопеды, социальные педагоги – целая команда специалистов. Проходят так называемые настроечные сессии, родители с ребенком приезжают в центр, где проводилась операция, примерно раз в полгода, пока имплант не будет использоваться на полную мощность. Итак, нельзя просто провести операцию и забыть -здесь все сложно. Но потом все с лихвой окупается. Здесь главное не упустить время.

Важно

На сегодняшний день не существует операций по полному возвращению слуха, если речь идет о тугоухости, которая обусловлена поражением внутреннего уха. Здесь современная медицина во всем мире может предложить только реабилитацию.

Патологии слуха, обусловленные проблемами в среднем ухе (кондуктивная тугоухость), лечатся в наших условиях. В вопросах сурдологии и микрохирургии уха Россия не отстает от мировых тенденций. Все, что есть в медицине, мы можем предложить нашим пациентам.

Ирина Дубиневич

Обсуждение закрыто.