16+

Осторожно, лагерь закрывается

Загородных оздоровительных лагерей во Владимирской области с каждым годом становится все меньше. Как сохранить летний отдых детям?

Посчитали – прослезились

Отдых и оздоровление – конституционное право каждого ребенка. Закон обязывает областные и местные власти в пределах их полномочий обеспечивать права детей на «загородные каникулы», в том числе сохранять и развивать детские оздоровительные лагеря. Конечно, официально все причастные к этому делу должностные лица утверждают, что летняя оздоровительная кампания сейчас проходит на ура. Статистика по отдохнувшим детям даже лучше, чем прежде. Но от глаз детей и их родителей не укроешь тот факт, что самих лагерей с каждым годом становится все меньше.

По данным департамента образования, в этом году из 36 загородных лагерей в регионе приняли детей только 30. Шесть лагерей пустуют. В прошлом году таких было только четыре, то есть в нынешнем прибавилось еще два закрытых. Только каждый десятый ребенок в регионе летом покидает душный город. Отдыхать все большему количеству ребят приходится на так называемых «школьных площадках». Там детей каждый год прибывает. Но дневные лагеря не могут стать равнозначной заменой лагерям загородным, всегда составлявшим основу полноценного детского отдыха. Если закрытие загородных лагерей такими же темпами продолжится и дальше, то уже через несколько лет полноценный летний отдых для половины владимирских детей окажется недоступным.

Ситуация, в которой находятся детские лагеря Владимирской области, во многом совпадает с положением дел по стране в целом. По данным центральных СМИ, за последние десять лет в России закрылись порядка шестисот загородных лагерей. Только за последние полгода – с ноября 2010-го по 1 апреля 2011 года – закрылись 69 лагерей.

Причины типичны. Во-первых, с прошлого года изменился порядок финансирования оздоровительных учреждений. Раньше от 50 до 90% стоимости путевки оплачивалось фондом социального страхования, но отныне за отдых детей (следовательно, и за финансирование оздоровительных учреждений) отвечают областные и местные власти. Понятно, что далеко не все муниципалитеты находят деньги на финансирование детского отдыха. Во-вторых, демографическая ситуация оставляет желать лучшего. Детей школьного возраста сейчас мало из-за низкой рождаемости в конце 90-х. Не везде есть спрос на путевки. Владельцы инфраструктуры рассуждают, что нет смысла содержать лагерь, к примеру, на триста мест ради ста желающих отдохнуть. В-третьих, устаревает сама инфраструктура лагерей. Многие были построены в 60 – 70-х годах, обветшали и не отвечают требованиям безопасности. Если денег на реконструкцию нет, единственным выходом становится решение закрыть лагерь.

Главная проблема – потерянная база не восполняется. Многие лагеря постигает участь муниципальных и ведомственных детских садов, которые когда-то в отсутствие спроса на места были проданы или перепрофилированы. На базе детских лагерей строятся развлекательные центры либо пансионаты для семейного отдыха, это более рентабельно.

Во Владимирской области продали около половины из 67 загородных лагерей, открытых для ребят вплоть до 90-х годов. Так, клуб-отель «Велес» работает на месте лагерей «Сокол» (принадлежал ВЭМЗ) и «Радужный» (был на балансе профсоюза работников торговли и потребкооперации). На месте лагерей «Солнечный городок» и «Лесная сказка» в окрестностях Владимира выросли элитные коттеджные поселки. Лагерь «Солнечная поляна» в Спас-Купалище (относился к профсоюзу работников здравоохранения) был продан московской компании. Лагерь «Лукинские зори» (принадлежал профсоюзу работников образования) также ушел в частную собственность.

Можно продолжать список мест отдыха, безвозвратно ушедших от детей. Но есть пустующие лагеря, которые еще можно вернуть. Из шести брошенных в этом году лагерей два ведомственных, остальные – муниципальные. По словам заместителя директора департамента образования Ольги Беляевой, открывать ли муниципальный лагерь – исключительные полномочия местных властей. В этом году не все города и районы изыскали средства, чтобы обновить лагеря и представить на контроль надзорным органам. А в таком виде, в каком находятся места отдыха сейчас, «контролеры» их не принимают – для детей небезопасно.

Так, «Солнечная поляна» предприятия «Муромтепловоз» второй год
подряд на замке. Четвертый год не принимает ребят лагерь химзавода в Пенкино – ходят слухи, что он выставлен на продажу. Закрылся лагерь «Автомобилист» в Суздальском районе, пустуют по одному лагерю в окрестностях Селиваново, Мурома и Кольчугино. Детские корпуса там уже начали потихоньку ветшать, а то и просто растаскиваются. Но, если подойти к делу со всей ответственностью и пониманием важности проблемы, процесс разрушения еще можно остановить, сохранив ценную базу для детей.

Сиди дома, не гуляй

«И что же это ты в городе?» – сочувственно спрашивают соседи кольчугинских школьников, которые по жаре отираются на уличном асфальте. «Да лагерь закрыт», – можно услышать ответ. Не одно поколение детей летом отдыхало в
оздоровительных лагерях «Кудрявцево» и «Дубки», расположенных в Кольчугинском районе. В этом сезоне «Кудрявцево» снова пустует, а «Дубки» заполняется наполовину и работает только с 1 июля. Там отдыхают лишь 120 детей, причем, в основном, по льготным путевкам от отдела социальной защиты населения. А остальные детишки оказались не у дел.

В Кольчугино многие родители закрытие «Кудрявцево» воспринимают как удар. «Помню, как мы сами ребятишками ждали лета и поездки в этот замечательный лагерь, потом стали отправлять туда детей и видели, как им интересно, – рассказала одна из жительниц города. – Полезные занятия с хорошими воспитателями, общение с ровесниками, веселая культурная программа: зарницы, конкурсы отрядов, дни Нептуна и Ивана Купалы… Разве получишь столько впечатлений от пустого шатания в городе? Смотришь теперь на этот брошенный лагерь, и слеза наворачивается!».

Запущенный лагерь и впрямь производит гнетущее впечатление. Одинокие детские качельки, облупившиеся качалки-лошадки, пустые скамейки, беседки, спортивные площадки. Карусель-вертушка с сиденьями, обмотанными цепью. Закрытые на замок деревянные корпуса, клуб, библиотека, комнаты для кружков. В окошки летних построек видно, что внутри по-прежнему стоят детские кровати и тумбочки. Корпуса сохранились и внутри, и снаружи. Только крылечк и уже кое-где покосились. Но окна не выбиты и еще хранят образцы детского творчества – рисунки краской по стеклу. Смеющееся солнышко – придуманная ребятами эмблема лагеря, и выведенная детской рукой разноцветная надпись «КИПР»: «Кудрявцево. Интересно. Прикольно. Радостно» – это местный девиз школьных отрядов. Лагерь-«призрак» будто еще ждет, когда здесь снова зазвучат детские голоса. Только вокруг тишина, а территория зарастает травой, в этом году некошеной. Некоторых построек в густых зарослях почти не видно. И пруд, где прежде купались ребятишки, затянулся ряской.

– Наш лагерь мог бы работать круглый год, есть все условия для оздоровления детей, и в этом сегодня есть острая необходимость. Кольчугинской детворе надо подкреплять силы перед новым учебным годом, но многие томятся в душном городе или едут в другие районы за десятки километров – в Ковров, в Иваново. К сожалению, не все зависит от нас, – говорят работники учреждения. Среди них есть те, кто проработал здесь по сорок лет и помнит этот лагерь здоровым и цветущим. Сегодня им больно видеть тут разруху и запустение.

День убытия

По словам сотрудников учреждения, в начале двухтысячных годов лагерь подчинялся напрямую администрации Кольчугинского района, и дела у него шли в гору. Каждый год проводился ремонт жилых павильонов и главного корпуса. Построили прачечную, баню, купили четыре новых жилых домика для детей, заменили весь водопровод, приобрели мебель, обновили столовую, обустроили спальни, купили технику на кухню, дорожки заасфальтировали. В лагере появилось новое игровое оборудование для детей, спутниковое телевидение, компьютерный класс. И спрос всегда был повышенный – каждое лето в «Кудрявцево» отдыхало до четырехсот детей. Поэтому всех обновлений лагерю удавалось достичь за счет средств от продажи путевок.

Пять лет назад учреждение перешло под руководство районного управления образования. Еще два года продержались, но кризис 2008 года стал для лагеря «лебединой песней». Чиновники рассудили, что «Кудрявцево» как место детского отдыха району не нужно. Штат работников лагеря сократили до предельного минимума – оставили сторожа, кочегара, уборщицу, дворника, завхоза и директора. Решено было поддерживать только главный корпус. На остальные помещения повесили замки. Школьники перестали ездить в «Кудрявцево».

Кстати, главный корпус расположен в историческом здании – памятнике архитектуры, барской усадьбе Самсоновых-Микулиных. Архитектурный ансамбль дополняют роскошная липовая аллея, посаженная по всему периметру лагеря как образец малого английского сада XIX века, и пруды. Усадьба хорошо сохранила следы былого величия – высокие потолки, широкие дверные проемы, просторные комнаты. Еще недавно в этих комнатах жили дети, а в актовом зале со сценой ребята устраивали свои праздники.

Сейчас о тех временах напоминает только пианино. Оно по-прежнему в своем углу. В остальном обстановка кардинально поменялась. В актовом зале – звуковые динамики, а вместо детских кроватей и стульчиков в комнатах сейчас стоят кожаные диваны и кресла, бильярдные и теннисные столы. Детский оздоровительный лагерь стал использоваться не по назначению. Теперь там круглый год проводятся корпоративы, свадьбы, юбилеи. На этих «праздниках жизни», разумеется, нет места для детей.

Не так давно состоялся, к примеру, слет байкеров со всей страны. Любители «железных коней» на сайте бурно обсуждали перспективу «исторической» тусовки на территории живописной барской усадьбы. Потом мотоциклы с ревом колесили по пустым детским площадкам. Еще в лагере, бывает, останавливаются на ночь туристы, путешествующие по «Золотому кольцу», по договоренностям с турфирмами. Заезжают москвичи и жители Подмосковья на «уик-энды» под шашлык. По словам работников учреждения, это в районе им предложили зарабатывать за счет «платных услуг» -зазывать в лагерь взрослых отдыхающих и тем самым окупать содержание главного корпуса.

Отнятое детство

Информацию о том, что на территории детского лагеря сегодня проводятся корпоративы, подтвердил «Призыву» заместитель главы Кольчугинского района по социальным вопросам Юрий Виноградов.

– Строения в лагере старые и требуют ремонта, а у нас нет средств. И мы не видим смысла их вкладывать в этот лагерь, – отметил он. Чиновник считает, что на «Кудрявцево» нет спроса: не все дети желают отдыхать летом за городом. Некоторые сами предпочитают ехать в лагеря на Черном море, в санатории, в профильные смены других лагерей региона:

– Если дети и родители так решили сами, это их выбор. Они проблем в этом не видят, мы – тоже. А все остальные дети умещаются в одном лагере «Дубки». Если вдруг через два-три года в связи с ростом рождаемости возникнет спрос на «Кудрявцево», может, мы откроем его для детей, но только главный корпус (он рассчитан на сто детей), поэтому мы сейчас поддерживаем его за счет платных услуг, содержим минимальный штат работников. Остальные корпуса уже нет смысла реставрировать.

Работники лагеря с позицией чиновников не согласны:

– Мы считаемся детским лагерем, но вынуждены принимать здесь только «взрослых гостей». А у детей отнимают детство, это несправедливо. Кто сказал, что на «Кудрявцево» нет спроса? Мы уверены, это не так. К нам хотят приехать школьники! Но у них нет выбора. Считаем, это ущемление прав детей. И ходят слухи, что лагерь закрыли и доводят до ручки потому, что хотят его продать, хотя официально в районе это отрицают. Не знаем, где найти правду. Сколько раз мы обращались к местным властям и предлагали, например, сделать тут хотя бы выездной детский сад. Но реакции нет.

То, что на Кудрявцево в районе на самом деле есть спрос, подтверждает письмо, которое отправила в блог президента одна из кольчугинских школьниц. Девочку очень волновало, почему она и другие школьники не могут отдыхать в этом лагере, и просила главу государства разобраться, почему лагерь закрыт. Требование выяснить вопрос спустилось по административной лестнице обратно в район. Но разобраться местные власти почему-то решили не с лагерем, а с девочкой. Приходили к ней в школу и беседовали, что заставило ее написать президенту. А «наверх» в итоге отправили стандартный ответ, что в районе действует один лагерь «Дубки», то есть формально отдых детей обеспечен и никакой проблемы нет.

Здоровье нельзя пускать с молотка

Между тем Дмитрий Медведев в этом году на совещании по организации летнего отдыха выступил категорически против дальнейших продаж загородных лагерей и призвал собственников детских учреждений к ответственному поведению. Президента возмутило известие о сокращении числа лагерей. «Если каждый год у нас их будет убывать по 70 штук, пройдет лет 10-15, и ничего не останется. Все распродадут», – цитирует слова Медведева ИТАР ТАСС. Он призвал губернаторов «не разбазаривать» материальную базу, а генпрокурору дал поручение проверить законность отчуждения лагерей.

При этом президент весьма жестко раскритиковал отдых детей на «школьных площадках»: «Что напрягает, это попытки выдать за организацию летнего отдыха детей организацию лагерей дневного пребывания. Мы понимаем, что это фиктивная форма отдыха. Это та же самая школа, где кормят, но это не отдых».

Чтобы сохранить ведомственные лагеря, президент предложил ввести совместную схему ответственности собственника и региональных властей, согласно которой собственник предприятия не сможет закрыть детский лагерь и будет обязан превратить его в оздоровительное учреждение. Будем надеяться, реакция главы государства даст результаты. Иначе может получиться, как в ситуации с детсадами, когда сначала их продали за ненадобностью, а потом спохватились.

В некоторых регионах важность проблемы уже вполне осознали и взяли инициативу президента «под козырек». К примеру, в Нижегородской области региональные власти в этом году выкупают у предприятия за 14 млн рублей оказавшийся на грани закрытия лагерь «Энергетик», рассматриваются также варианты выкупа и сохранения еще двух лагерей. Кроме того, в Нижнем Новгороде решают, что построить на месте обветшавших лагерей (где ребята жили в деревянных павильонах и щитовых домиках), чтобы не закрывать их совсем. К сожалению, в
нашем регионе власти выкупать брошенные лагеря пока не торопятся. Но, к счастью, и продать их после недавнего запрета президента вряд ли получится.

Запрет на продажу и перепрофилирование детских лагерей, а также их статус готова обсудить Госдума. Депутаты понимают, что сегодня, к сожалению, доверие к лагерям как учреждениям оздоровительно-воспитательным падает, поэтому важно не только сохранить их количество, но, главное, повысить качество отдыха, безопасность детей. Это потребует укрепления материально-технической базы. Очевидно, проблема потребует комплексного решения. И таким может стать разработка современной стратегии развития детского отдыха в России.

В срезе губернии

Кому-то повезло, а иным – не очень

Если многие территории Владимирской области за последние два десятилетия потеряли немалую часть прежних детских оздоровительных лагерей, то Коврову в этом отношении повезло гораздо больше.

Детские лагеря там строились крупными промышленными предприятиями, большинство из которых успешно работают до сих пор. Самые крупные при этом по сей день не отказываются и от своей социальной сферы. Так, самый большой и лучше всех обустроенный из ковровских лагерей «Солнечный» близ деревни Суханиха по-прежнему остается в ведении ОАО «Завод имени В.А.Дегтярева», а лагерь «Искатель» близ деревни Погост – в ведении ОАО «Ковровский электромеханический завод».

Детский лагерь «Лесной городок» у деревни Бельково, созданный Ковровским механическим заводом, после перехода данного предприятия в структуру «Росатома» стал муниципальным. Одним из лучших лагерей по праву считается старейший лагерь «Березка» (созданный на базе барской усадьбы Обтяжновых в сельце Иевлево еще в 1920-е годы), который прежде относился к экскаваторному заводу, но потом фактически оказался самостоятельной структурой и позже формально стал городским. Лагерь «Дружба» (рядом с «Лесным городком») самого слабого в экономическом отношении предприятия – прядильно-ткацкой фабрики им. Абельмана, прекратившей свое существование, еще в 1990-е был передан Ковровской государственной академии им. Дегтярева. В окрестностях Коврова существует и вторая «Дружба» – муниципальный лагерь близ деревни Сенинские Дворики, созданный на базе спортивного лагеря советских времен.

А вот в соседних экономически менее развитых и с меньшим числом городского населения районах есть печальные примеры утраты детских лагерей. Например, лагерь Вязниковского льнокомбината «Турист » на реке Таре близ поселка Мстера, считавшийся лучшим подобным заведением всего района, в 1990-е был продан одной из местных строительных фирм. Ее руководство вынашивает планы создания там лечебно-оздоровительного центра, в том числе и для детей, но, даже если он будет создан, в своем прежнем значении этот лагерь безвозвратно утрачен. Теперь на весь Вязниковский район остается единственный действующий детский оздоровительный лагерь «Сосновый бор», расположенный поблизости от поселка Никологоры.

В Гороховецком и Камешковском районах также имеется всего по одному действующему детскому загородному лагерю: соответственно «Солнечная поляна» на реке Суворощь и «Дружба» на реке Клязьме.

Елена Певцова

Просмотры:

Купить угги Австралия в Одессе

купить угги австралия uggaustralian.kiev.ua