Наш земляк адмирал Вильбоа

В нескольких километрах к югу от нынешнего райцентра Камешково находится село с обычным русским названием Горки, где посреди деревянных домиков высится белая церквушка напротив небольшого пруда. Однако именно...

310 0
310 0

В нескольких километрах к югу от нынешнего райцентра Камешково находится село с обычным русским названием Горки, где посреди деревянных домиков высится белая церквушка напротив небольшого пруда. Однако именно это селение, далекое от морей-океанов связано с биографией российского адмирала Вильбоа, еще при жизни ставшего легендой императорского военного флота…

Петровский гардемарин
В 1697 году царь Петр I в составе «великого посольства» посещал страны Западной Европы. Не преминул он заглянуть и в Англию, где лично встречался с королем Вильгельмом III и живо интересовался новинками техники, морского и военного дела. Намереваясь строить большой флот, государь приглашал иностранных моряков и мастеров различных ремесел в Россию. Среди откликнувшихся на его зов был и 16-летний паренек Франсуа-Гульем де Вильбоа – потомок французских протестантов, эмигрировавших в Великобританию вследствие католической реакции. Несмотря на юный возраст, Вильбоа уже неплохо изучил морское дело и, с дозволения английского монарха, был принят гардемарином в российский флот.

В новом отечестве этого полуфранцуза-полуангличанина быстро переиначили в Никиту Петровича. Есть версия, что Вильбоа даже принял православие. Он оказался в окружении царского любимца Александра Меншикова. В 1712 году на свадьбе Петра Великого с бывшей служанкой пастора Глюка Мартой Скавронской, прозывавшейся в России Екатериной Алексеевной (позже она стала императрицей Екатериной I), Никита Вильбоа выполнял почетную роль царского шафера. Однако преуспел этот дважды эмигрант все же не в придворных интригах, а на морской службе в многолетней Северной войне со Швецией.

Герой Северной войны
Уже в следующем 1713 году Вильбоа, собрав 50 рыбацких лодок, напал на 3 шведские бригантины. Один из неприятельских кораблей он взял на абордаж и захватил, а два других поспешили ретироваться. За этот подвиг Никита Вильбоа был пожалован в лейтенанты – в отличие от нынешнего времени тогда данный чин считался весьма высоким. Новоиспеченный лейтенант получил под команду корабль «Лансфер», на котором конвоировал караваны купеческих судов из Данцига в Ревель (соответственно, нынешние Гданьск и Таллинн) и обратно.

В 1717 г од у лейтенант Вильбоа захватил немецкое судно, которое доверху было забито шведской контрабандой – стратегическим сырьем для военной промышленности. Петр I в награду за подобное рвение произвел Никиту Петровича в капитан-поручики флота и назначил его командующим целым отрядом кораблей. Вскоре крейсера Вильбоа почти полностью парализовали шведскую морскую торговлю. Захваченные грузы с пытавшихся прорвать блокаду шведских судов исправно пополняли российскую казну. В качестве премии отважному капитану, который подчас подстерегал неприятельские караваны прямо под носом у королевских военных эскадр, Петр Великий пожаловал Вильбоа 2000 талеров -по тому времени целое состояние.

В 1719 году шведы, в свой черед, блокировали три корабля Вильбоа в гавани Данцига, отрезав им выход в море. Несколько месяцев русский отряд находился в осаде. Шведская эскадра не решалась атаковать в узком проливе, который находился под прицелом пушек капитан-поручика Вильбоа. В конце концов, отряд отважного капитана без потерь пробился из Данцига и благополучно прибыл в Ревель. Петр I, узнав о завершении данной эпопеи, произвел Вильбоа в капитаны 2-го ранга и назначил его командиром новейшего 66-пушечного линейного корабля «Пантелеймон-Виктория». А в 1721-м в честь заключения Ништадтского мира, который завершил победоносную для России Северную войну, продолжавшуюся более 20 лет, Никита Вильбоа получил чин капитана 1-го ранга. Вскоре он был пожалован в потомственные дворяне Российской империи и награжден за отличную службу имением в тогдашнем Владимирском уезде – селом Горки с окрестными деревнями. Кстати, в числе земельных угодий, относящихся к вотчине с центром в Горках, была и пустошь Камешково, много лет спустя давшая название нынешнему городу.

Взлеты и падения капитана Вильбоа
После заключения мира со Швецией Вильбоа отправился в командировку в Астрахань. Там он принял командование над 1-й эскадрой Каспийской флотилии, с которой совершил поход в Персию (Иран), закончившийся подчинением южного побережья Каспия Петру Великому. Вернувшись на Балтику, Никита Петрович командовал линейными кораблями «Святой Михаил» и «Астрахань», выполнял различные поручения царя, например, в Восточной Пруссии нанимал специалистов для флота, как когда-то его самого вербовали на русскую службу.

После смерти Петра I Вильбоа сохранил видное положение и при Екатерине I. В 1727 году ему было доверено строительство одного из первых мостов через Неву в Петербурге, а потом и достройка «коллежских палат» на Васильевском острове. Опытного моряка и администратора Вильбоа назначили членом Адмиралтейств-коллегии, отдав ему под начало «корабельную команду». Фактически Никита Петрович ведал кадрами всего российского флота.

При племяннице Петра Великого императрице Анне Иоанновне, покровительствовавшей иноземцам (ее фаворитом был ненавистный русским Бирон) Вильбоа не воспользовался своим западным происхождением и вместо того, чтобы заискивать перед двором, отпросился в отпуск, причем «отдыхал» целых два года! Именно тогда он переживал смутную пору в подаренных ему царем Петром Горках. Только в 1732 году Никита Петрович вернулся в Петербург и был отправлен (фактически сослан) из столицы в Кронштадт, где получил мало подходящую для него сухопутную должность помощника командира порта.

Адмирал «дщери Петровой»
Только в 1740 году, когда после смерти Анны, свергнув ее наследника – брауншвейгского герцога Иоанна, правившего под именем императора Иоанна VI, к власти пришла дочь Петра I Елизавета Петровна, Вильбоа вновь оказался востребован. Новая императрица поручила ему ревизию Балтийского флота. Никита Петрович обнаружил много неисправностей и упущений по содержанию кораблей и портовых строений, а также недостачу денежной казны. В награду Елизавета Петровна произвела сослуживца своего отца в контр-адмиралы и назначила его командиром Кронштадтской военно-морской базы.

Однако годы брали свое. В последний раз Балтийский флот под командованием контр-адмирала Вильбоа совершил выход в море в 1746 году. Сам Никита Петрович находился на борту линейного корабля «Александр Невский», на мачте которого развивался его личный адмиральский флаг. В сентябре 1747-го, после 50-летней службы в российском флоте, полной лишений и опасностей, Вильбоа подал в отставку. Императрица Елизавета Петровна наградила заслуженного моряка чином вице-адмирала и пожаловала ему пожизненную пенсию в размере адмиральского жалованья.

Остаток жизни Никита Петрович Вильбоа провел в своих имениях, в том числе во Владимирском крае. Однако его все равно тянуло к морю, и он часто наведывался в Петербург. Скончался «петровский гардемарин» с французской фамилией, английскими корнями и русской душой в 1760 году лишь немного не дожив до своего 80-летия. Точное место его погребения неизвестно. Не исключено, что адмирал Вильбоа покоится в Горках, которые унаследовал его сын Александр Никитич Вильбоа, занявший в 1762-м высокий пост генерал-фельдцейхмейстера – командующего всей артиллерии российской армии. Так или иначе, владимирцы, и особенно камешковцы, могут по праву гордиться столь выдающимся земляком, в числе других «птенцов гнезда Петрова» стоявшего у колыбели российского военного флота.

Николай ФРОЛОВ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике