Погода: +10,0°C
Курсы валют: $31.230.05 40.340.15

Два капитана

22.06.2011

В сентябре 1942 года в город Меленки, тогда еще не Владимирской, а Ивановской области, пришло скорбное письмо – одна из многих тогда «похоронок». В нем командование извещало 26-летнюю Тамару Мохову о том, что ее муж капитан-лейтенант Николай Константинович Мохов пал смертью храбрых в бою с врагом.

Подробности его гибели стали известны лишь спустя 57 лет, в 1999-м. А тогда семье удалось узнать лишь одно: подводная лодка Щ-317 Краснознаменного Балтийского флота, которой командовал Мохов, не вернулась из боевого похода и погибла со всем экипажем.

Подводный снайпер Великой Отечественной
Уже после войны, когда без спешки и скрупулезно подвели итоги былых сражений, оказалось, что капитан-лейтенант Николай Мохов занял 9-е место в рейтинге советских асов подводных глубин, где первым был легендарный Александр Маринеско, вторым – Герой Советского Союза Валентин Стариков, третьим – Герой Советского Союза Иван Травкин, четвертым – торпедировавший линкор «Тирпиц» Герой Советского Союза Николай Лунин, шестым – потопивший два немецких боевых корабля в надводном бою Герой Советского Союза Магомед Гаджиев, седьмым -Герой Советского Союза Григорий Щедрин. Попасть в такую компанию – большая честь и свидетельство высочайшего боевого мастерства.

Но капитан-лейтенанту Мохову принадлежит и еще одно достижение. Всего за один боевой поход он торпедировал 5 вражеских кораблей, причем все до одной выпущенные его лодкой торпеды попали в цель. Это было самое лучшее достижение советского ВМФ за всю Великую Отечественную войну. Только для Щ-317 и ее капитана этот поход оказался первым и последним. И, тем не менее, совершив один единственный боевой поход, из которого вернуться было не суждено, Николай Мохов вошел в десятку лучших советских подводников, из которых большинство провоевали всю войну…

36 суток подвига
Николай Мохов прожил короткую, но яркую жизнь. В 1936 году окончил Военно-морское училище имени Фрунзе и служил на лодках класса «М» – знаменитых «Малютках». Участвовал в советско-финской войне, потом командовал учебным дивизионом. В 1942-м был назначен командиром подводной лодки Щ-317. 9 июня 1942 года субмарина под его командованием отправилась в боевой поход. Выход из Финского залива был прегражден немецкими и финскими минными заграждениями, над которыми барражировали неприятельские самолеты, а проливы контролировали береговые батареи. Иногда лодке приходилось «ползти на пузе», чтобы форсировать «узкие места».

16 июня «Щ-317» первой из советских лодок, вышедших в море в кампании 1942 года, отрапортовала командованию о выходе на позицию. Эту радиограмму перехватили немцы и… не поверили! Они были убеждены, что советские лодки пройти там, где шла Щ-317, не могут в принципе. Радисты Кригсмарине посчитали перехваченную радиограмму технической ошибкой. А лодка Мохова в тот же день потопила финский военный транспорт «Арго».

Вскоре «Щуку» искали десятки немецких, финских и шведских кораблей (фактически все они были союзниками рейха). Но Щ-317 казалась неуловимой. Всего за 36 суток капитан-лейтенант Мохов провел 5 торпедных атак, выпустив 10 торпед. Все атаки (это был единственный подобный пример для ВМФ СССР) оказались результативными. Последним 8 июля был потоплен немецкий военный транспорт «Отто Кордс». Общий тоннаж, отправленный лодкой на дно, составил 46 тысяч тонн. 10 июля командир Щ-317 отправил на базу свое последнее донесение: все 10 торпед, имевшиеся на борту, израсходованы, потоплено 5 кораблей, идем домой. Больше на связь «Щука» Мохова не выходила.

«Моховы не должны исключаться из списков флота»
Долгое время причины и место гибели лодки и ее экипажа (всего 42 моряка) оставались неизвестными. Только в 1999 году шведские водолазы обнаружили Щ-317 на грунте в точке с координатами 57°52′ северной широты и 16°55′ восточной долготы севернее острова Эланд. Оказалось, что сначала субмарина подорвалась 14 июля на мине заграждения «Насхорн», из ее топливных цистерн начал вытекать соляр. По этому следу ее нашли и добили надводные корабли врага на следующий день. Капитан-лейтенант Н.К.Мохов был награжден орденом Ленина – посмертно. Ему было всего 29 лет.

В одном из своих последних писем к жене и детям (всего у Моховых было 2 сына и дочь) в Меленки Николай Мохов писал: «Если погибну -пусть мое дело продолжат сыновья. Хочу, чтобы и они стали моряками, служили на подводных лодках. Моховы не должны исключаться из списков флота…»

Эти слова героя-подводника Великой Отечественной стали руководством к действию для его сына Игоря Мохова. И если свои детские военные годы он провел в Меленках на берегу не великой речки Унжи, то вся последующая жизнь Мохова-младшего оказалась связанной с морем.

Последний парад комбрига Мохова
Игорь Мохов окончил Тбилисское нахимовское училище и военно-морское училище подводного плавания, проходил практику на Северном флоте, замещая штурманского электрика. В походе в условиях жестокого шторма курсанту Мохову довелось исправлять одно из устройств на верхней палубе лодки, без которого дальнейший поход становился невозможен. Рискуя жизнью, потомственный подводник выполнил свою миссию. Так он стал настоящим моряком.

Пройдя все ступени карьеры офицера-подводника, уже в звании капитана 2-го ранга Игорь Мохов был назначен командиром новейшей дизельной подводной лодки Б-4. Именно на ней в середине 1970-х он совершил небывалое – субмарина находилась в автономном плавании в Средиземном море на протяжении 17 месяцев – почти полтора года. За это время Б-4 не раз угрожала смертельная опасность, ее «пасли» американские корабли, испытывала на прочность стихия, но экипаж во главе со своим опытным командиром выполнил все поставленные командованием задачи. За этот поход И.Н.Мохов был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» 3-й степени.

Сослуживцы в один голос свидетельствуют: Игорь Мохов на службе не щадил себя. Он годами почти не задерживался на берегу, проводя большую часть времени в океанских глубинах. Мало кто мог выдержать такую нагрузку, как он: поход за походом, «автономка» за «автономкой». К началу 1980-х годов капитан 1-го ранга Игорь Мохов заслуженно считался одним из лучших подводников Северного флота. Он был назначен командиром бригады 4-й эскадры дизельных подводных лодок и представлен к званию контр-адмирала. Но стать адмиралом Игорь Николаевич так и не успел.

9 мая 1985 года в Полярном состоялся парад по случаю 40-летия Дня Победы. Капитан 1-го ранга Мохов возглавил строй своей бригады. Через несколько минут после торжественного прохождения ему стало плохо. Врачи помочь не смогли. Заслуженный подводник умер от сердечного приступа прямо перед строем бригады в полной парадной форме при кортике и всех наградах. Ему было всего лишь 45…

Эпилог: как в кино
Летом 2008 года в том самом Полярном, где окончил свою жизнь Игорь Мохов, кинорежиссер Виталий Лукин, известный своими картинами «Прорыв» и «Черная акула», снимал приключенческий сериал «След перископа» (его рабочие названия «Усталая подлодка» и «На всех широтах»). Прототипом главного героя фильма, офицера-подводника Виктора Егорова, стал Игорь Мохов, которого сыграл киноактер Александр Василевский. Действие сериала происходит в середине 1980-х. Кроме Полярного, съемки проходили в Москве, Питере и Севастополе. В сериале трагический конец Мохова сценаристы «подправили». Главный герой после боевого похода переносит инфаркт, но остается жив. У него рождается сын, который продолжает дело отца…

Николай ФРОЛОВ

Обсуждение закрыто.