Талант не ограничишь рамками канонов

Творческие люди притягиваются друг к другу словно разнозарядные магниты. Во Владимире состоялся концерт автора и исполнителя песен Елены Фроловой в сопровождении губернаторского симфонического оркестра.

Бардов не люблю
Концерты Елены Фроловой всегда проходят во Владимире с неизменными аншлагами. Как ни парадоксально это звучит, проводятся они совершенно официально, но при всем при том как-то полуподпольно. Потому что на афишных стендах и тумбах Владимира вы не найдете никакой информации о них. Такова давнишняя практика проведения выступлений бардов на «Новой сцене», туда публика собирается… по телефону. Несколько звонков – и зал набит до отказа.

На одном из таких концертов нынешней зимой побывал Артем Маркин, главный дирижер и художественный руководитель губернаторского симфонического оркестра. На «Новую сцену» он попал совсем не случайно, а, наоборот, явился с целью живьем послушать певицу, о существовании которой узнал… из Мюнхена!

- Я не люблю бардов, – признается дирижер. -На Елену Фролову меня вывел Владимир Генин, живущий в Германии. – На его сайте я прочел статью о неком барде Елене Фроловой, до этого момента я о ней понятия не имел. Мне стало интересно, что выпускник Московской консерватории, композитор-авангардист нашел в «песнях на три аккорда». Он ее творчество сравнивает с композиторами-минималистами Гией Канчели, Арво Пяртом. Я нашел ее сайт в Интернете, «скачал» одну песню, вторую, потом третью… И сейчас являюсь поклонником творчества Елены Фроловой.

Волшебство у всех на глазах
Композитор Владимир Генин, о котором упомянул Артем Маркин, в начале 80-х годов к официальному празднованию 1000-летия крещения Руси написал масштабное хоровое произведение «Плач по Андрею Боголюбскому». Оно в ту пору активно исполнялось Владимирским камерным хором, на рубеже 80-90-х даже были выпущены грампластинки и компакт-диски, а потом долгое время о нем не вспоминали.

Но в нынешнем году на земле Владимирской планируют широко отмечать 900-летие великого князя, и поэтому «Плач» был «реанимирован и воскрешен». В мае произведение публично исполняли дважды, но в концерте, где участвовала Елена Фролова, имя композитора упоминалось в другой ипостаси. Владимир Генин, очарованный редчайшим вокальным талантом Елены Фроловой, сделал аранжировки ее песен. И не он один. На один концерт в состав оркестра был введен гитарист Сергей Багин, который также является аранжировщиком ее произведений.

Как выяснилось, сотворчество певицы и губернаторского симфонического оркестра было интересно как почитателям творчества Фроловой, которые собрались по традиционному звонку даже из других городов нашей области, так и поклонникам владимирского коллектива. В тот вечер в Зале классической музыки на глазах у публики творилось волшебство, сотворенное талантом Елены и профессионализмом маэстро Маркина. Елена с ее пронзительным (не по децибелам, а по энергетике воздействия) вокалом, удивительными мелодиями и оригинальными аранжировками с первого же произведения завладела публикой и не отпускала до последнего номера. А потом благодарная публика не хотела ее отпускать.

Искусство без искусственности
В настоящее время Елену Фролову относят к корифеям бардовской песни. Ее песни поют, диски раскупаются на каждом концерте, где бы она ни выступала – в нашей стране или за рубежом. Ее потрясающий голос журналистами причислен к достояниям не только российской, но и мировой культуры. Здесь не смею не согласиться с коллегами, и если кто-то считает иначе, пусть бросит в меня камень. Безусловно, она – явление в нашей культуре. Когда же она на сцене, то поражают ее искренность, открытость и, как гениально подметил в свое время уже упомянутый выше Владимир Генин, «ее искусность безо всякой искусственности. За тем, что она делает, стоит не выучка, не определенная школа и попытка ее преодоления, но огромная и разнообразная слуховая культура».

У нее есть таланты исполнительский и сочинительский, как музыкальный, так и поэтический. И всеми она исправно пользуется. Несомненной созидательной удачей стало ее обращение к творчеству русских писателей серебряного века и современных поэтов, чьи имена Россия открывала для себя заново. В программе владимирского концерта звучали песни Елены Фроловой на стихи Булата Окуджавы, Марины Цветаевой, Леонида Губанова, Иосифа Бродского и ее авторские произведения.

Знай наших!
Артистка родилась и выросла в Риге, но с владимирской землей ее связывают глубокие корни. Здесь, в Суздале, дом ее бабушки. Кстати, в память о бабушке, которая слыла знатной певуньей и умела играть на гитаре, родители купили Лене первый инструмент. Она играет на нем самозабвенно, не зная нот и не имея музыкального образования. Азы владения инструментом она получила еще в Риге, в ансамбле гитаристов. А здесь, на владимирской земле, она освоила еще один струнный инструмент. В середине 90-х ее семья перебралась из Латвии во Владимир. К тому времени Елена уже была в Москве, где и по сей день работает в театре поэзии и песни, которым руководит Елена Камбурова.

- Москва – это мое пространство, – говорит Елена. – Я рада, что там живу, этот размах по моим крыльям. А Суздаль – это моя любовь, мои друзья.

Еще в прошлом веке древний Суздаль настолько пропитал ее своей стариной, что родились совсем другие произведения. «Мои русские народные песни» – так Елена сама их назвала. Возможно, кто-то видел, как у стен Кремля сидела хрупкая девушка, пела и играла… на гуслях! То, что создает Елена Фролова в этом направлении, можно с полным правом назвать «современным духовным стихом». Но вернемся к владимирскому концерту на сцене Зала классической музыки. Елена пела так проникновенно и самозабвенно, что порой дирижеру Артему Маркину приходилось непросто.

- Да, были сложности, – признался он после выступления. – Елена привыкла свободно чувствовать себя на сцене, у нее несколько вариантов одного произведения. Истинный талант нельзя ограничить рамками музыкальных канонов!

Этот творческий эксперимент, безусловно, требует продолжения. Вполне возможно, что следующий совместный концерт Елены Фроловой под аккомпанемент владимирского губернаторского симфонического оркестра состоится в Москве в Международном доме музыки.

Юлия ЗИНЯКОВА

Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Philips - ведущий производитель медицинского оборудования
Бесплатная юридическая помощь
Степень комфорта имеет значение

Комментарии запрещены.