Во Владимир приехала «Большая книга»

В области завершился фестиваль книги и чтения «Открытая книга», проходивший в течение месяца. В его рамках наш регион посетили лауреаты и финалисты известной российской премии «Большая книга». Цель приезда – заинтересовать читателя лучшими произведениями современных авторов.

Автора!
Статистика свидетельствует: в малых городах читают больше, нежели в мегаполисах. Причина – недостаток некоторых элементов «столичного» досуга и большее количество свободного времени у людей. Однако в последнее время книга стала покидать и провинцию. Из ста тысяч наименований книг, издаваемых за год, в большинстве регионов бывает представлена в лучшем случае десятая часть – при этом почти 40% всей книжной продукции России потребляют Москва и Санкт-Петербург.

В результате низкой осведомленности читателей о литературных новинках падает спрос на книги, и издательства перестают ориентироваться на жителей регионов как на потенциальных покупателей. Таким образом, существует опасность, что целые регионы вскоре могут оказаться в литературном вакууме.

Организаторы нынешнего проекта «Большая книга – встречи в провинции» считают, что эту ситуацию можно исправить. Как? Путем общения читателей с авторами современных произведений. Проект – всероссийский, стартовал в 2008 году. Организаторы – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Некоммерческий фонд книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека». За три года им удалось посетить 11 субъектов России, в этом году эстафету приняла Владимирская область. Наш регион посетили член жюри «Большой книги» Максим Амелин и финалисты премии Андрей Балдин и Маргарита Хемлин.

Условный писатель, условный успех
«Большая книга -встречи в провинции» -это своеобразная составляющая национальной литературной премии «Большая книга», существующей с 2005 года и являющейся второй в мире литературной наградой после Нобелевской премии в части размера призового фонда. На конкурс приходит обычно более 400 работ, из которых эксперты отбирают большой список (30 произведений), а в шорт-лист главных претендентов на победу попадают 10-12 книг.

В разные годы победителями премии становились Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Дина Рубина, Леонид Юзефович, Павел Басинский, Виктор Пелевин и другие современные авторы. Тенденция последних лет – это упор на книги нон-фикш. В основном это биографии. А вот в текущем году в фаворе романисты. Некоторых писателей это смущает. Например, финалиста премии двух сезонов «Большой книги» и обладателя приза зрительских симпатий Андрея Балдина. Хотя сам он к числу писательской когорты причислять себя не спешит.

- Я – писатель условный, – говорит он. -В первую очередь, я исследователь и путешественник. А по образованию вообще архитектор. Езжу литературными маршрутами, узнаю новое, в итоге это выливается в книги. Услышал о премии «Большая книга», узнал, что туда принимаются рукописи. И вот прямо с дороги, с мешком рукописей, за пять минут до окончания приема работ принес свои труды. Удивительно, но книга понравилась читателю, хотя она, на мой взгляд, сложная.

Правда, писатель немного разочарован итогами нынешнего года, когда все исследовательские работы остались за бортом. «Сложный разговор прервался», – пояснил он. И понадеялся, что «кровоток» интеллектуальной мысли будет восстановлен.

Победа в престижном российском конкурсе, увы, не сулит авторам мировой известности и миллионных тиражей. Вот даже в московских издательствах не нашлось уже книг Андрея Балдина и Маргариты Хемлин. На Западе все по-другому. Победил – проснулся знаменитым.

- В России премиальный сюжет находится лишь в развитии, – говорит член жюри премии «Большая книга», поэт, переводчик, издатель Максим Амелин. – В других странах это отработанная система. Например, какая-то книга получает премию. И, в принципе, победитель получает не такие уж большие деньги, но на следующий день этот человек становится суперзнаменитым. Его книги выпускаются и продаются огромными тиражами. Писатель становится почитаемым автором. В России пока этого не произошло. Но даже тот небольшой шум, который возникает вокруг премии «Большая книга», уже как-то раскачивает ситуацию.

Открывать новое
Сам Максим Амелин книги для издания выбирает по профессиональному чутью. Бывает, что и не угадывает. И хотя сам является сторонником классики, готов оценить по достоинству и современную литературу.

- В свое время мы выпустили двухтомник Саши Соколова, когда его еще не издавали совсем, десятитомник Набокова, пятитомник Сигизмунда Кржижановского… Кстати, его переводы есть на многих языках, а в России этого писателя никак не «раскусят»: пятитомник сейчас, образно говоря, стоит три копейки. Жаль! Хорошая литература – это не мода. Ей в старом привычнее. Но пропагандировать новые или несправедливо забытые произведения нужно. Для этого и созданы премии. Они пропагандируют современную литературу. В шорт-листе каждый сможет найти что-то для себя. Главное – правильно сориентироваться.

Финалист премии «Большая книга» 2008 года Маргарита Хемлин нашла и для себя возможность узнавать что-то новое. Проект подарил ей отличную возможность путешествовать по стране и каждый раз совершать все новые и новые открытия.

- Помню, мы были в Таганроге, – говорит она. – Казалось бы, совершенно очевидная связь – Чехов и Таганрог. Но мне никогда не приходило в голову, что Чехов – это писатель, за окном дома которого плескалось море. Бабель – да, Катаев – да, Олеша – да… И вдруг дошло до меня, что Чехов – это человек, который провел свое детство у моря. Почему это море никак не задело его, почему он бежал от моря к сахалинскому ужасу?! Когда ездишь по городам, ты видишь все иными глазами, сам становишься другим. Встречи и разговоры с людьми многое дают. Самое ужасное, когда писатель считает, что он встречается с читателями, нет, он встречается с людьми, которые, возможно, в жизни его книг не читали и не прочтут, но, может быть, на этой встрече будет произнесено слово, которое немножко изменит жизнь говорящего и слушающего… Все это делается для того, чтобы изменить мир.

Нужно только выучиться ждать
Современные авторы уверены: несмотря на развитие технологий и стремительный век, книга в своем традиционном понимании не изживет себя. Напротив. Через какое-то время люди, ушедшие от нее, вернутся к забытому ощущению перелистывания страниц и общению один на один. Это настоящее, которого сегодня становится все меньше и меньше.

- Точно так же хоронили театр, когда появился кинематограф, – говорит Андрей Балдин. – Потом, с появлением телевидения, предрекали кончину кино. Но ничего не исчезает. Книга – это совершенно особый род общения. Она несет другую сумму информации. Электронные книги даже сейчас делают так, чтобы они изображали из себя книжную страницу -с перелистываниями, где-то уже есть иллюстрации.

Наверное, сократится аудитория традиционных книгочеев, не отрицают писатели. Так или иначе, займут свою нишу электронные носители. Но чтение обычных книг начнет восстанавливаться, когда люди поймут, что это – другое: особая традиция, особая культура, особое восприятие. Вернется читатель, которому по душе держать в руках теплую книгу, а не упирать взгляд в открытый космос компьютерного монитора.

Нужно только выучиться ждать. И действовать. Развивать интерес к литературе, в том числе посредством премий. Кстати сказать, владимирские авторы уже становились победителями премий, учрежденных фондом «Пушкинская библиотека». Победителем номинации «Необыкновенный рассказчик» премии «Чеховский дар» в нынешнем году стал наш земляк Анатолий Гаврилов.

Юлия ДЕНИСОВА

Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Мебель для кухни
Новый информационно-новостной сайт «Невский день» для жителей Санкт-Петербурга
Амстердам - долететь с минимальными затратами

Комментарии запрещены.