16+

Дорога в космос начинается с городской окраины

Один из самых главных юбилеев нынешнего года – 50-летие полета в космос первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Не случайно указом президента России 2011-й официально объявлен в нашей стране Годом космонавтики.

Ближе всех к Вселенной

В нашем регионе ближе всего к космической отрасли – конструкторское бюро «Арматура» в Коврове. С 1960 года оно было перепрофилировано на работы, связанные с ракетной и ракетно-космической техникой, и до сих пор занимается этим направлением.

Вплоть до 90-х деятельность предприятия была засекречена. Даже многие горожане не знали, что дорога в космос начинается и на неприметной юго-восточной окраине их города. Отечественный «челнок» «Буран», космические аппараты, создаваемые по темам «Астрон», «Венера », «Марс», «Фо бос», – без разработок наших конструкторов их полеты вряд ли бы могли состояться. Для сотрудников КБА командировки в далекий Байконур или подмосковные «почтовые ящики» были обычной рутиной. И космонавтов они видели не только по телевизору…

С 1999 года КБ «Арматура» вошло в состав Государственного космического научно-производственного центра имени М.В.Хруничева, являющегося одним из крупнейших холдингов отечественного ВПК. Это позволило сохранить коллектив и повысить эффективность работ по созданию современных ракетно-космических комплексов. Сейчас в структуре КБ имеется не только собственно конструкторское бюро, но и опытный завод, что позволяет воплощать в металле разработки конструкторов.

С 1988 года предприятие возглавляет Юрий Арзуманов – ныне заместитель гендиректора ГКНПЦ имени М.В.Хруничева, генеральный директор и генеральный конструктор КБ, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии и премии правительства РФ в области науки и техники, действительный член Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Под его руководством выполнялись важнейшие для страны работы по созданию систем газоснабжения и агрегатов электропневмоавтоматики для космических ракетных комплексов «Энергия-Буран», «Циклон», «Зенит», «Ангара» и ряда других.

По разработкам прежних лет

В отличие от большинства сограждан нынешний полувековой космический юбилей для ветеранов КБА – не просто историческое событие, но и возможность лишний раз вспомнить детали своей биографии.

– Свои изделия мы отправляли, в том числе, и на стартовый комплекс, с которого непосредственно полетел Юрий Гагарин, – вспоминает зам. генерального конструктора, заслуженный конструктор РФ, член-корреспондент Академии космонавтики Рудольф Петров, стаж работы которого перевалил за полвека. – Потом начали заниматься стартовым комплексом для ракет «Протон», который используется и сейчас. Причем некоторые механизмы стыковки коммуникаций, разработанные нами еще в середине 1960-х, служат до сих пор! В 1964 году я был в командировке на Байконуре, когда туда приезжал тогдашний лидер страны Никита Хрущев. Ему показывали еще лишь макет «Протона». А в 1965-м «Протон» уже полетел. От заказа на его разработку до первого старта прошло всего три года! Для сравнения могу сказать, что правительственное постановление на разработку новой ракеты «Ангара» состоялось в 1995-м, а ее первый пуск намечен лишь на 2013-2015 годы! Раньше темпы были значительно выше, чем сейчас.

КБА участвовало в разработке множества ракетных комплексов, в том числе военного назначения, например, известной ракеты «Сатана». Предприятие занималось и ракетой Н-1 по лунной программе, свернутой после того, как американцы первыми высадились на Луну. Но, пожалуй, больше всего памятны Рудольфу Петрову события вокруг первого пуска многоразового космического корабля «Буран» – нашего ответа американским «Шаттлам». Мало кто знает, что первый пуск «Бурана» должен был состояться не 15 ноября 1988 года, как это фактически произошло, а 29 октября.

Петрову довелось тогда находиться на Байконуре в качестве представителя от ковровского КБ. 29-го числа до пуска оставалось всего 45 секунд, когда старт был отменен из-за того, что механизм стыковки, разработанный в КБ «Арматура», не отвел оптическую плату прицеливания. Старт в таких условиях обернулся бы катастрофой. Сразу начался разбор аварийной ситуации, меня привлекли к работе сразу семи комиссий. Напряжение было сильнейшее. Но выяснилось,что наша техника ни при чем. Оказались слабы пружины, которым полагалось отжать плату весом в полторы тонны с направляющих штырей. И уж только потом вступал в действие наш механизм отстыковки. Испытания усиленных пружин, из-за применения которых изменилась динамика отвода злополучной платы, провели ночью и приняли решение повторить попытку пуска. Она оказалась успешной. Наш конструктор хорошо запомнил то чувство, когда «Буран» успешно завершил свой первый полет. Это был дикий восторг!

Всем миром

КБ «Арматура» уже давно завоевало признание на международной арене. С 1993 года оно сотрудничает с Индией: там разработанное им оборудование успешно работает на космодроме Шрихарикота-Шар. Ковровчане участвовали в оснащении интернационального ракетно-космического комплекса «Морской старт» («Sea Launch») – одного из самых «амбициозных и фантастических проектов XX века», как писали газеты. Кстати, ото-брал наших земляков для участия в этой программе один из ведущих топ-менеджеров фирмы «Боинг», который специально приезжал в город оружейников «на смотрины».

С 2007 года КБ «Арматура» работает с Южной Кореей в плане изготовления оборудования для стартового комплекса космодрома Наро на берегу Японского моря.

Буквально на днях сотрудники предприятия отправляются в новую ответственную командировку – на космодром Куру во Французской Гвиане на северо-востоке Южной Америки Там должен состояться пуск российской ракеты «Союз-2» В Коврове разрабатывали пневмооборудование и агрегаты электропневмоавтоматики для испытаний изготовленного в НПО имени Лавочкина разгонного блока «Фрегат» предназначенного для этого «Союза». Освоение космоса продолжается всем миром И в том числе рабочими и инженерами из Владимирской области.

Николай Фролов

Просмотры: