16+

Убийца поневоле

В нынешнем году исполняется 170 лет со дня гибели Михаила Юрьевича Лермонтова -классика отечественной литературы «золотого века». Как известно, Лермонтов был убит на дуэли в окрестностях Пятигорска в 1841 году.

Дуэль с шампанским
Убийца – отставной майор Николай Соломонович Мартынов в глазах современников и потомков стал фигурой едва ли не демонической. Его обвиняли в заказном убийстве, в том, что он вызвал на поединок поэта по приказу царя Николая I, характеризовали как человека недалекого, бездарного, вздорного, озлобленного неудачника, графомана и карьериста. К тому же история трагической смерти поэта зачастую трактовалась с учетом политической конъюнктуры, особенно в Союзе, где из Лермонтова делали почти революционера, а его противник изображался в самых мрачных тонах.

Неудивительно, что если связь своего края, даже путь самую мимолетную, с Лермонтовым в любом регионе нашей страны всячески подчеркивали и ею гордились, то никто, разумеется, не спешил называть в числе земляков злодея Мартынова. Между тем он по рождению – наш сосед-нижегородец, а по жизни непосредственно был связан и с Владимирской губернией.

Возможно, стыдиться этого и не стоит. Среди историков до сих пор нет единой точки зрения в вопросе: убил ли Мартынов Лермонтова, который был его другом, по указке сверху или вследствие беспричинной злобы и стрелял ли он в него вообще? Есть версия, по которой Лермонтова поразил не Мартынов, а нанятый властями киллер, пальнувший во время дуэли, чтобы списать жертву на превратности поединка. Существует много сторонников у версии (она к тому же подкреплена многими документами), гласящей, что Мартынов заступился за честь своей сестры Натальи, которую скомпрометировал Лермонтов.

И, наконец, есть мнение, что дуэль специально была устроена для того, чтобы Лермонтов получил отставку из военной службы, которую ему не давал Николай I. Ссора между поэтом и его другом Мартыновым стала лишь фарсом. Отменный стрелок Мартынов должен был ранить поэта в плечо, после чего предполагалось отпраздновать «примирение сторон», ради которого с собой на место дуэли захватили даже ящик шампанского (это установленный факт!). Однако, когда Мартынов и Лермонтов начали приводить свой план в исполнение, неожиданно налетела гроза. Но ни «дуэлянты», ни их друзья откладывать исполнение замысла не хотели. Второпях и при отвратительной видимости Мартынов промахнулся, убив друга Мишеля наповал…

Однокашник поэта
Так или иначе, но Николай Мартынов при ближайшем рассмотрении оказывается вовсе не завзятым негодяем, каковым его у нас подавали еще со школы на протяжении многих десятилетий. Уроженец Нижнего Новгорода, потомок старинного дворянского рода, он получил хорошее домашнее образование, а после окончания школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (той же, где учился Лермонтов) стал офицером, проявившим себя храбрым командиром в войне на Кавказе и награжденным боевым орденом. Обладавший приятной наружностью, блондин, Мартынов пользовался успехом у женщин, хорошо танцевал, неплохо пел и даже писал стихи, конечно, не на уровне Лермонтова (а кто из нынешних поэтов делает это на уровне классика?), но для армейского офицера более чем незаурядные. Кстати, именно всеми этими качествами и объясняется многолетняя дружба Лермонтова с Мартыновым. Великий поэт, обладавший к тому же скверным характером, вряд ли стал бы дружить с таким ничтожным человеком, каким рисовала Мартынова прежняя пропаганда.

В 25 лет Мартынов уже был майором, в то время как его однокашник Лермонтов, бывший почти на год старше, дослужился лишь до поручика (старшего лейтенанта). Еще несколько деталей: Мартынов еще со школы был постоянным партнером Лермонтова по фехтованию, на Кавказе они вместе участвовали в нескольких боевых выходах против горцев. К тому же Лермонтов был своим человеком в семье Мартыновых и действительно чуть не женился на сестре Николая, красавице Наталье Мартыновой, посвятив ей одно из своих стихотворений («Молитва»).

Мартынова и Лермонтова сближало и то, что оба они принадлежали к «золотой молодежи» своего времени. Оба были богаты и имели влиятельную родню. Отец Николая, полковник Соломон Михайлович Мартынов, являлся состоятельным помещиком и к тому же успешно занимался, как сегодня говорят, бизнесом. Он был в родстве с известным владимирским дворянским родом Танеевых (через Загоскиных). В Госархиве Владимирской области есть документы, подтверждающие владение Соломоном Мартыновым имениями в прежней Владимирской губернии. В частности, ему принадлежало крупное село Ковардицы Муромского уезда, находящееся на дороге Владимир – Муром.

Его печально известный сын Николай Соломонович Мартынов был хорошо знаком со многими семействами владимирского дворянства. Известен случай, когда он во время приезда во Владимир в связи с управлением своими имениями в губернии по обычаю той поры вечером сразился в карты с несколькими местными помещиками. Мартынов выиграл, а так как игра шла по-крупному, то ставкой оказалась целая деревня под Владимиром!

Обустраивавший свою усадьбу Иевлево-Знаменское на Клязьме (ныне – в Московской области), Николай Мартынов перевел туда всех выигранных им крепостных крестьян, основав деревню Новая рядом с господским селом.

Партнер Толстого по охоте
Николай Соломонович очень тяжело переживал гибель Лермонтова, вплоть до своей кончины в 1875 году ежегодно в день дуэли заказывал панихиды по поэту и в конце жизни даже увлекся спиритизмом: пытался при помощи магического блюдца связываться с потусторонним миром и разговаривать с другом Мишелем. Впрочем, в семейной жизни Мартынов оказался счастлив: его брак с польской дворянкой Софьей Иосифовной Проскур-Сущанской был по любви.

Их сын Виктор Николаевич Мартынов, чиновник удельного ведомства, женился на Софье Михайловне Катениной -дочери помещика Судогодского уезда генерал-майора Михаила Андреевича Катенина, командующего Владимирским ополчением в годы Крымской войны. Виктор и Софья Мартыновы были хорошо знакомы с семьей графов Толстых -знаменитым писателем Львом Николаевичем и его женой Софьей Андреевной. Они не раз гостили в Ясной Поляне, причем Мартынов-младший являлся партнером Льва Толстого по охоте. Поклонником Софьи Михайловны Мартыновой-Катениной был известный философ и поэт Владимир Сергеевич Соловьев.

Софья Мартынова умерла в 1908 году и была погребена у церкви в Знаменском на Клязьме, рядом с ней через семь лет похоронили и ее супруга. Их сын и наследник Георгий Викторович внешностью очень напоминал своего деда Николая Соломоновича Мартынова и также любил, надев черкеску, прогуливаться в ней по Знаменскому. Георгий Мартынов был офицером и участвовал в сражениях первой мировой войны.

После октября 1917-го со своей женой Клеопатрой Константиновной, урожденной графиней Клейнмихель (правнучкой графа Петра Клейнмихеля, который в 1841 году стал инициатором высылки Лермонтова из Петербурга на Кавказ!), Мартынов эмигрировал в Лондон. Там внук убийцы Лермонтова и скончался в 1924 году, будучи 44 лет от роду. Его вдова перебралась во Францию, где много лет проработала в Русском Красном Кресте и умерла в 1966 году в православном скиту в городке Муазен в полусотне километров от Парижа. Говорят, что до конца своих дней она молилась о родне своего мужа, в том числе о его дедушке Николае Мартынове, считая его убийцей поневоле…

Николай ФРОЛОВ

Просмотры: