Острая нехватка врачей и медперсонала может отразиться на здоровье жителей региона.

Доктор – вне доступа

Можно ли считать доступной медицинскую помощь, если в некоторых районах просто нет врачей? О сложной ситуации с медицинским обслуживанием в «Призыв» написали жители Покрова.

«В городе есть детская поликлиника, однако работает там только один врач – педиатр. Он вынужден один вести прием на весь город с 9 до 12 часов. Родителям приходится занимать очередь на прием с пяти часов утра. Затем дети, больные и здоровые, вместе с родителями просиживают в очереди по нескольку часов, чтобы попасть на прием к врачу. Вызовы врача на дом не всегда осуществляются. Еще один вопрос нас волнует. Школа № 1 в Покрове самая большая в Петушинском районе, а медицинского работника там нет. Приходится учителям оказывать первую медицинскую помощь в случае необходимости. Вопрос о медобслуживании детей родители поднимают перед городской администрацией каждый год, однако ничего не меняется».

К обращению покровчан наверняка могут присоединиться жители многих других территорий Владимирщины – там ситуация не лучше. Масса разговоров на эту тему мало что меняет. Словно то, что люди занимают очередь за талоном с пяти утра, чтобы вылечить больного ребенка, – нормальный порядок вещей. Ответ пациентам один: не нравится – выбирайте другого врача и другую больницу. Но дарованное нам сейчас право выбора – по сути, тоже имитация: как им воспользоваться, если во всех районах больницы перегружены одинаково и врачей не хватает по всей области?

Самые дефицитные врачебные специальности в регионе – педиатрия, терапия, скорая медицинская помощь, анестезиология и реаниматология, хирургия, стоматология и оториноларингология. По данным департамента здравоохранения, медицинские учреждения региона испытывают острую необходимость в 450 врачах и 140 средних медицинских работниках.

То есть в больницах ждут соискателей почти на 600 вакансий, но их нет. Еще надо учесть, что 35% работающих врачей и 21% медсестер – это уже пенсионеры, которые просто пока не уходят, но скоро все равно придется. Ряды медиков редеют каждый год. К примеру, в прошлом году общее количество работников отрасли уменьшилось на 250 человек по сравнению с 2009 годом, при этом число врачей уменьшилось на 79 человек, средних медицинских работников – на 200 человек. А молодые специалисты им на смену не идут, так что в ближайшее время дефицит кадров в больницах резко возрастет. Все это может сказаться на здоровье жителей региона.

В Петушинском районе, по официальным данным, укомплектованность врачами составляет всего 69%, медсестрами – 76%. При этом врачей-пенсионеров там гораздо больше, чем в среднем по области, – 38,5 %. То есть почти треть специалистов в дефиците, а скоро еще треть уйдет из-за возраста. Ситуация близка к критической. Жители бьют тревогу, ведь кадровый голод в медицине напрямую отражается на них и их детях. В школах и детских садах района не хватает больше половины врачей и медсестер! Штат заполнен всего на 47%. Не укомплектованы педиатрические участки Покровской городской больницы, первые терапевтические участки Центральной районной и Костеревской городской больниц.

Где взять 600 квартир?

Чтобы привлечь специалистов в медицину, администрация Петушинского района выделила три квартиры, а мэрия Покрова – одну квартиру для врача-педиатра. На уровне района были приняты надбавки к зарплате для специалистов фтизиатрической, участковой службы, а также врачам стационаров и скорой медицинской помощи. Врача Покровской городской больницы обучили, чтобы он смог приступить к работе в детской поликлинике.

Казалось бы, меры принимаются, но их явно недостаточно, чтобы решить проблему. То же по региону в целом. В прошлом году работникам здравоохранения было выделено всего 23 квартиры (в 2009-м – 33). Субсидии на приобретение жилья получили 12 специалистов. Комплексно проблему призваны решать муниципальные программы, предусматривающие выделение служебного жилья с последующей передачей квартир в собственность специалисту (после его работы в течение 5-10 лет). А также выделение субсидий на приобретение жилья, оплату найма жилья, выплату подъемных переезжающим из другой местности специалистам.

Эти программы работают по всей области. Во Владимире, Радужном, округе Муром, Кольчугинском, Суздальском, Юрьев-Польском и других районах органы МСУ выделяли служебные квартиры для приглашенных специалистов. В Гусь-Хрустальном районе медиков зазывали через Интернет, выставляли вакансии сразу по 13 специальностям и обещали жилье. Но врачей удавалось привлечь в единичных случаях. К тому же бюджетного жилья на всех не хватает. Требуются 600 медиков по региону, но для них нет 600 квартир, так что муниципальные программы обеспечения жильем – это лишь капля в море. И все остается, как есть – никакими совмещениями должностей и бешеной перегрузкой врачей положение не исправить. А каждый пациент боится, что рано или поздно останется со своей болезнью один на один.

Даже чтобы бесплатно сдать на анализ кровь из вены, в поликлиниках идет запись за 2-3 недели. К «лору» с порога не попадешь. А функции многих терапевтов сводятся к тому, чтобы по-быстрому оформить больничный и выпроводить пациента. Ну, может быть, давление измерить – подробно слушать жалобы времени нет, в коридоре очередь, врач перегружен до предела.

К примеру, в муромской стоматологической поликлинике в прошлом году можно было записаться на прием по телефону, теперь нет. Нужно приходить к пяти утра и стоять в очереди в надежде получить заветный талончик в восемь часов, когда откроется регистратура. Больница вынуждена была приостановить предварительную запись по телефону, так как очередь растянулась на месяцы. А в соответствии с областным законодательством не должна превышать двух недель. Нагрузка на врачей муромской стоматологии – более 100 тыс. больных, это при том, что рассчитана она на 44 тыс. пациентов. Врачи – не волшебники и не могут принять в три раза больше больных. Поэтому вернулись к приему по талонам, и каждый номерок люди в очереди готовы рвать друг у друга из рук.

К слову, продолжительность жизни жителя Владимирской области в среднем на три года меньше, чем в РФ. Причина высокого уровня смертности, в том числе, и в работе первичного звена, и в поздней обращаемости за помощью пациентов. А как обращаться, если врачей нет?

Специалист ищет, где лучше

Играет роль соседство нашего региона с Москвой, куда предпочитают уезжать специалисты в поисках зарплаты. Поэтому даже предложения бесплатной квартиры их тут не держат – средняя зарплата в медицине у нас составляет 15 тыс. рублей, в столице в 2-3 раза больше. По данным департамента, до 70% выпускников медучилищ региона не идут в местные больницы. Владимирец Евгений, врач «скорой помощи» в Москве, рассказал, что сейчас на «скорой» в столице работают, в основном, приезжие из регионов – Владимирской, Рязанской, Тверской областей. Зарплата там – 40 тыс. рублей, работа по графику сутки-трое. Фельдшеры предпочитают раз в три дня проводить по три часа в электричках, но зарабатывать. А в это время на станциях скорой помощи по их месту жительства не хватает медиков.

Главная проблема – вопиющие диспропорции в кадровом обеспечении и финансировании медицины в регионах. В таких областях, как наша, здравоохранение финансируется в размере около 5-7 тыс. рублей на человека в год. А, например, в Москве – 15 тыс. на человека. В группу регионов, где катастрофически не хватает врачей, Владимирщина не попала, но в то же время специалисты от медицины прогнозируют тотальный дефицит кадров к 2012 году и у нас. При этом сельские жители будут страдать гораздо больше городских.

Выходом, в какой-то мере, может стать масштабная федеральная программа модернизации медицины, по которой в наш регион должны прийти 4,5 млрд рублей на оснащение больниц. Запись на прием обещают сделать электронной, а живые очереди за талонами в регистратуры упразднить. Но неизвестно, перепадет ли что-то от этих денег на зарплату врачам. Не станут ли напрасными завтрашние вложения в модернизацию медицины, если сегодня работать в больницах практически некому?

Выучился и сбежал

В департаменте здравоохранения согласны: без повышения зарплаты медиков восполнить дефицит кадров нельзя. А кроме того, в стране должна быть введена система обязательного распределения выпускников медицинских вузов. Государство, потратившее деньги на обучение студента, имеет полное право спросить с него отработку.

Но пока отработка – дело добровольное. Департамент ежегодно заключает договоры с медицинскими вузами о целевой подготовке специалистов. В прошлом году на целевые места были зачислены 45 абитуриентов (в 2009 году – 56). В целевую клиническую ординатуру в 2010 году был направлен 31 молодой специалист (в 2009 году – 37). В этом году планируется направить на целевую подготовку в интернатуру и клиническую ординатуру 85 молодых специалистов. Однако возврат врачей после подготовки в целевой клинической ординатуре составляет всего-то 30-35%. То есть, выучившись и получив диплом, две трети выпускников сбегают из региона или из медицины вообще. Выпуск медколледжей области в прошлом году составил 615 человек, а в учреждения здравоохранения региона пришли работать всего 245 выпускников…

Система обязательного распределения, которую еще застали нынешние врачи-пенсионеры, больше не существует. Но оставлять больницы без кадров нельзя. Проблему реально оценивают и на уровне государства. Поэтому наряду с программой модернизации медицины планируется поменять систему работы профильных вузов.

Минздрав разрабатывает федеральный регистр медработников, чтобы иметь четкие цифры – сколько и каких кадров не хватает в каждом регионе, каковы его потребности. В этом году регион-33 тоже должен подключиться к единой базе данных. Затем каждый государственный медицинский вуз должен быть закреплен за конкретными субъектами РФ и отвечать за подготовку врачебных кадров, прежде всего, в соответствии с запросами этих территорий. За этим проследят с помощью регистра на федеральном уровне.

Медучилища и колледжи, в основном, являются учреждениями областного уровня, поэтому «заказ» на подготовку фельдшеров и медсестер регионы будут формировать самостоятельно. А ответственность за решение кадровой проблемы в субъекте РФ должны будут нести наряду с областными властями медицинские вузы и колледжи.

Кроме того, целевой договор между органами управления здравоохранения, вузами и абитуриентами надлежит исправить так, чтобы документ имел реальную юридическую силу. Например, предусмотреть жесткие штрафные санкции для выпускника, который нарушил условия договора – отказался идти на работу в сельскую больницу после вуза.

Как правило, в деревню и в маленькие городки возвращается работать тот, кто там вырос. Выход напрашивается сам. Минздрав предлагает местным властям еще в школах отбирать способных ребят, направлять в медицинские вузы и курировать во время всего обучения, звать на прохождение летней практики «домой», предоставлять им жилье. Медицинские работники должны понимать, что государство в них заинтересовано.

Елена Певцова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике