16+

Не женское дело – погоны на плечах носить?

Тенденция последних лет такова, что представительницы прекрасного пола все чаще идут работать в органы внутренних дел. Сегодня, например, среди 1150 сотрудников УВД города Владимира 324 – женщины. И погоны на их хрупких плечах смотрятся очень даже неплохо. Более того: женщине в форме (пока еще милицейской) на улице достается не меньше восхищенных взглядов, чем манекенщице на подиуме.

Все началось с того, что моей дочери, без пяти минут выпускнице вуза, пришла в голову мысль по окончании учебы пойти работать в полицию. Причем в конную. Очень любит лошадей, а совместить увлечение и профессию – перспектива заманчивая. Задавшись вопросом, хочу ли я, чтобы моя дочь работала в УВД, я отправилась «на разведку».

Амазонки в камуфляже

Марта Строгалева появилась на свет 8 марта, отсюда и имя – звонкое, как весенняя капель. Лейтенант Строгалева немного смущается своего взрослого отчества – женщина-кавалерист, которую величают Марта Федоровна, до нашей встречи и мне виделась эдакой твердыней, крепко сидящей в седле. На деле же оказалась приятной девушкой с ямочками на щеках. Однако характер, как призналась Марта, у нее все же твердый – если под этим подразумевать трудолюбие, выносливость и умение работать.

– У нас сейчас, наоборот, молодые парни стремятся найти себе место потеплее – например, в кабинете, при бумагах, – рассуждает начальник Марты, командир отдельного батальона патрульно-постовой службы городского УВД Юрий Марченко. – А здесь нужно в любую погоду, в любое время года выходить дежурить на улицу и общаться подчас с неадекватными людьми – пьяницами, дебоширами, наркоманами. В моем подразделении многие девушки могут дать фору мужчинам и по качествам характера, и даже по физической силе.

Чтобы работать с лошадьми, и впрямь нужны сила и выносливость. Четыре-пять часов верхом каждый день – это не самое трудное. Лошади, а их в конюшне 15, требуют ежедневного ухода, и это тоже забота кавалеристов – чистка денников и лошадей, трехразовое кормление животных, ночное дежурство по графику. Тяжело. Но все компенсируется общением с любимыми животными, интересной работой и самоуважением, которое ты получаешь, преодолев все трудности. Ни один из сотрудников батальона, так же как и Марта, не мыслит себя на другой работе.

– Я люблю работать и получаю от этого удовольствие, – говорит Марта. – Это то, что мне подходит: труд, свежий воздух, положительные эмоции. Мне бабушка всегда говорила: если человек работает, ему некогда болеть и некогда даже думать об этом.

Марта Строгалева пришла работать в конную милицию в 2006-м, когда подразделение только создавалось. Она тогда параллельно получала в вузе профессию экономиста, ей было всего 22 года, и до того времени с лошадьми она близко не общалась. Научилась всему легко на удивление и быстро доросла до лейтенантских погонов. А еще закончила вуз, обзавелась семьей, родила сына – все успевает, оставаясь при этом нежной женой, заботливой мамой и позволяя себе быть слабой женщиной.

Но это дома. На работе же Марта коня на скаку, действительно, может остановить.

Симпатичные всадницы (в батальоне четверо кавалерист-девиц и столько же юношей) – настоящая гроза для владимирских хулиганов. Они следят за порядком на городских улицах и в дачных поселках. Возможно, нарушители порядка опасаются не столько женщин в погонах, сколько боятся угодить под копыта лошадей. За все годы, что Марта служит в батальоне патрульно-постовой службы, ей ни разу не пришлось применять табельного оружия. А вот задерживать нарушителей приходилось.

– Однажды мы вчетвером с девушками задержали подозрительную компанию, – вспоминает Марта. – Это было в одном из дачных поселков, мы уже заканчивали дежурство, и тут наше внимание привлекла машина, в которой находились четверо странных мужчин. Мы проверили документы, а потом отвлекали их разговором, пока одна из девушек вызывала патрульную машину. Страшно не было. А этих мужчин, оказывается, уже давно искала милиция.

Марту и ее подруг, конечно, не увидишь на улице в форменной юбке и на шпильках. В холодное время года – ватник, теплые штаны и войлочные сапоги (в советские времена такие называли «прощай, молодость») -однако все эти одежки не мешают разглядеть женскую стать, и редкий из мужчин не рискует вывихнуть шею при встрече с этими амазонками в милицейской форме.

Укротительница Тайсона

Грозная овчарка Тайсон при виде лейтенанта милиции, кинолога Марины Берсеневой становится ласковым щенком. Хвостом подобострастно не виляет (служебный пес все-таки!), но на команды реагирует беспрекословно, и уж совсем не по уставу все норовит лизнуть лейтенанта в нос.

Марина вовсе не производит впечатление грозной укротительницы хищников. Ей скорее подошло бы сравнение со Снегурочкой – хрупкая, красивая девочка с длиннющими ресницами. Но, как выяснилось, Снегурочка при столкновении с трудностями не «растаяла» – как шесть лет назад, когда пришла работать в милицию во время учебы в вузе, так и в последующие годы, патрулируя с Тайсоном улицы родного города.

– Чтобы попасть в отдельный батальон патрульно-постовой службы, нужно пройти очень жесткий отбор, – поясняет Юрий Марченко. – Здоровье должно быть крепкое – и психологическое, и физическое, как у космонавтов. А для работы с животными (с лошадьми и собаками) вообще очень трудно найти человека. Чтобы животное ответило тебе взаимностью, доверяло тебе и слушалось, нужно отдавать ему очень много времени, кормить его, гулять с ним, ухаживать. Немногие парни на это способны, ленятся. Поэтому среди кинологов в основном женщины.

Девушки-кинологи и девушки-кавалеристы умудряются и работать, и учиться в вузах. В службу приходят, как правило, рядовыми, но быстро становятся офицерами, доказывая свою состоятельность трудом и стремлением развиваться. Никаких поблажек на работе они не получают – так же, со всеми на равных, ходят в наряд, разбираются с правонарушителями, составляют протоколы, принимают решения.

– Когда приходишь в милицию, тебе все интересно. Даже когда приходится задерживаться после работы, не замечаешь этого, – рассказывает Марина. – А что касается трудностей, они закаляют. Внутри появляется стержень, который помогает в жизни. У нас в коллективе девчонки все с твердым характером – никто не уйдет в сторонку глотать слезы, если кто-то обидел.

Вместе с напарником Марина патрулирует улицы Владимира, за ней закреплены маршруты бульвар Пушкина, сквер Липки, улица Северная. Она уверяет, что ей совсем не страшно – рядом надежное плечо и, конечно же, Тайсон, а он в обиду не даст. Кстати, собаку Марине ни разу не случалось спускать с поводка, это вообще делается в самом крайнем случае – когда преступник убегает и когда рядом нет людей.

В милицию Марине посоветовал прийти работать отец, теперь он ее начальник – Юрий Марченко.

– Милиция – это все-таки дисциплина и порядок, – объясняет Юрий Александрович вполне понятное отцовское желание видеть своего ребенка в надежной профессии. – К тому же приходится много общаться с людьми, а это развитие.

А на вопрос: «Не боитесь ли вы за дочку, зная, что ей приходится патрулировать улицы?» Юрий Марченко отвечает: «Я знаю, что в беде ее никогда не оставят. Ребята у нас надежные».

Милиционеры на шпильках

– Как руководителю, мне с женщинами работать легче, – признается начальник отдела по работе с личным составом, зам. Начальника УВД города Владимира Андрей Латышев. – Они более восприимчивы, четко выполняют все требования, более пунктуальны.

В последние годы женщин приходит в органы МВД больше, кивает Андрей Юрьевич. Причина, по его мнению, – более высокий уровень образования у дам. Дело в том, что сегодня на службу в органы берут, в основном, с высшим юридическим образованием, а обладателей такового большинство именно среди прекрасного пола. Например, ежегодно в городское УВД приходят на работу около 15 выпускниц Владимирского юридического института.

Много женщин идут работать в отдел по делам несовершеннолетних, в них сказывается материнский инстинкт помочь детям и семье. Большой набор прекрасных дам – в следствие, там их более половины. Они там, где нужны терпение, внимательность, дотошность. Мужчины не всегда предрасположены к такой работе, замечают психологи, женщины более крепкие в этом плане.

– Когда человек настроен идти в органы внутренних дел, неважно, в милицию или в исполнительную систему, он уже понимает, что подразумеваются ненормированный рабочий день, усиления, графики дежурства, работа в выходные, командировки по районам, – рассказывает старший психолог, инспектор отдела морально-психологического обеспечения управления по работе с личным составом областного УВД Наталья Трофименко. – Люди знают, на что идут. А дальше, в зависимости от того, выдерживает человек или нет, – либо уходит, либо остается.

Психологи в УВД, кстати, почти все женщины. В ОМОНе – мужчины: оно и понятно, подразделение такое.

– Если брать телевизионный вариант следователя уголовного розыска – Настю Каменскую – она там на всех одна, – разоблачает излишнюю романтизацию профессии Андрей Латышев. – У нас в городе тоже есть одна женщина-следователь УГРО, и то она работает с несовершеннолетними. Но у нее задатки – она раньше единоборствами занималась, лыжами. По причине тяжелых физических нагрузок и опасности профессии девушки не работают и в ОМОНе.

При этом, как уверяет Андрей Латышев, возможность карьерного роста в УВД одинакова для всех – независимо от половой принадлежности. Например, можно дослужиться и до полковника. Правда, полковничьих должностей в полиции мало. Например, в городском УВД – всего девять. Женщина же в погонах полковника здесь всего одна – полковник юстиции, начальник следственного управления.

Девушка с характером

Она не из тех девушек, кто при виде крови падает в обморок. Капитан Оксана Морозова – эксперт третьего отдела Экспертно-криминалистического центра УВД Владимирской области. А ведь могла работать в строительной отрасли, даже получила высшее техническое образование в этой сфере. Выучилась, но поняла, что это не ее. В 2002-м пришла работать в милицию. Без отрыва от работы прошла обучение на базе академии МВД и получила право допуска к самостоятельному проведению экспертиз.

– Запомнился такой случай, – вспоминает Оксана. – Я только пришла сюда на работу, мне дали напарника и отправили в морг делать дактилоскопию неустановленных трупов. Их было двое – один утопленник, другой висельник. Для меня это было потрясением, но тогда я поняла, что смогу с этим справиться.

Сегодня она одна женщина среди экспертов-криминалистов в третьем отделе, ее работа – осмотр места происшествия и фиксация следов преступления. На подобные должности берут, в основном, мужчин, потому что это тяжелая работа. Тяжелая в прямом смысле – один только чемодан криминалиста весит целый пуд! Однако Оксана не видит себя ни на каком другом месте. Здесь как раз кстати ее внимательность, усидчивость, кропотливость. Правда, выезды на осмотры места происшествия ей нравятся меньше: это физическая усталость и моральное напряжение, столкновение с чьей-то бедой, хочешь не хочешь, а пропускаешь все это через себя.

– Мне нравится работать в мужском коллективе, – признается Оксана Морозова. – Не интересны «бабские» разговоры за чаем, сплетни, пересуды. Мне нравится, что ко мне здесь относятся как к коллеге, без поблажек.

Карьерный рост, признается Оксана, конечно же, имеет значение. Однако при всем этом она совсем не хочет быть начальником – ведь руководитель не занимается экспертизой. А она не хочет бросать свое любимое занятие.

Настоящий полковник

Однажды, когда была объявлена тревога, Галина Тюхай заскочила в лифт дома, где живет, прямо в форме полковника юстиции. Три человека, которые там были, даже присели от неожиданности: уж больно грозно она выглядела. А вообще соседи обращаются к Галине Александровне по любым вопросам – знают, что не откажет в помощи.

В следственном управлении облУВД, где Галина Тюхай является заместителем начальника, более 50% работников – женщины. Они более ответственные, считает Галина Александровна, и ей можно верить – с ее-то почти 30-летним стажем работы в милиции! Но и достоинства мужчин милицейский начальник не умаляет.

– С ними работать комфортнее, – уверена Галина Тюхай. – Женщины иногда могут допустить повышенный тон, мужчины никогда этого не делают. Но, в принципе, у нас нет людей, зависящих от своего настроения – мы себе этого не позволяем. На первом месте должны быть нормальные деловые и дружеские отношения, мы же большую часть жизни проводим в коллективе.

В милицию Галина пришла в 1983 году, сразу после школы: еще в девятом классе поняла, что хочет работать только здесь. Целеустремленность помогла ей поступить в саратовский вуз, куда девчонок брали весьма неохотно, и получить профессию следователя. С тех пор она работает в следственных органах. Было очень тяжело, ведь работа в следствии не терпит никаких больничных, выходных и отпусков. Спасибо маме – она практически вынянчила своих внуков.

– Меня однажды мама потеряла, – вспоминает Галина. – Трое суток не было дома, заканчивала дело. Мы в то время не знали, что такое болеть, наши дети часто ночевали вместе с нами на работе на стульях. Поступила бы я сейчас так – вопрос. Мы были очень преданны работе. Надо? Сделаем!

Сейчас сделать карьеру в милиции гораздо проще, уверена Галина Тюхай и приводит собственный пример – она пришла работать следователем, а старшего следователя получила лишь через семь лет. Сегодня, если ты себя зарекомендовал, старшим следователем можно стать за два-три года работы. Зато зарплата была выше. Но не все, конечно, решают деньги. Милиция – это одна из лучших государственных структур, уверена Галина. Работая здесь, получаешь очень хорошую практику, а если любишь свою профессию, еще и удовлетворение.

Женщина остается женщиной

– Женщины реже бросают работу, – добавляет аргумент «за» инспектор ОМПО УРЛС УВДобласти Наталья Трофименко. – Они более устойчивы к трудностям, лучше справляются с большими объемами работы. Присутствие женщины в мужском коллективе дисциплинирует представителей сильного пола. Это заложено природой – нормальный воспитанный мужчина не будет себя плохо вести в присутствии женщины.

В фильмах подчас создают слишком романтизированный образ сотрудницы милиции – красивой, сексуальной, решительной. В жизни все проще – здесь есть устав и определенные требования в одежде. Но женская форма смотрится очень привлекательно, это верно. Бывает, что мужчины даже делают комплименты: дамы в форме-де выглядят более притягательно, чем даже в праздничном платье.

Так что же можно посоветовать молодой девушке, которая хочет работать в полиции? С высоты своего опыта Галина Тюхай мудро заметила:

– Дети должны выбирать сами, что они хотят, а мы, родители, должны принять их решение и помочь в его реализации. Мои родители раньше не хотели, чтобы я шла в милицию, а сейчас мною гордятся. Если ты готов помогать людям, тогда ты должен идти туда, где нужна твоя помощь. Когда ты уже начинаешь работать и понимаешь, что ты помог одному, другому, тогда появляется чувство удовлетворения от результата своей работы, а это в жизни самое важное. И в милиции это все возможно получить.

Ирина Дубиневич

Просмотры: