16+

В системе исполнения наказаний ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ

В системе исполнения наказаний начинается реформа, нацеленная на открытость и повышение эффективности работы ФСИН, гуманизацию мер наказания и приведение условий содержания учреждений к европейским стандартам.

Серьезные изменения коснутся большинства учреждений исполнения наказаний, в том числе во Владимирской области. Нововведения предполагают принципиально новый подход к работе службы и условиям содержания осужденных. Реформирование предполагает, во-первых, изменение видов исправительных учреждений. Существующая система поменяется на систему двух основных видов -тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением). При этом сохранятся учреждения, созданные для выполнения специальных задач (лечебно-исправительные и лечебно-профилактические). А воспитательные колонии для несовершеннолетних будут преобразованы в воспитательные центры.

Что важно, фактически прекратится коллективвое содержание заключенных, так как, находясь в большой группе, осужденные постоянно пребывают в стрессе – им приходится лавировать между требованиями администрации и основной массы других осужденных. А это отрицательно сказывается на их поведении. Те, кто попал в места лишения свободы впервые, еще могут исправиться и больше не совершать преступлений, поэтому должны находиться отдельно от криминальных лидеров, диктующих им свои правила. Это поможет сократить рецидивы преступлений и сделать содержание заключенных более гуманным.

В ходе реформы должны быть разработаны основанные на стандартах европейских пенитенциарных правил модели тюрьмы и колонии-поселения. Эти модели учтут современные требования безопасности общества и персонала уголовно-исполнительной системы и будут подчиняться целям исправления осужденных. Модернизация предполагает разработку новых архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих требованиям европейских стандартов.

Накануне профессионального праздника службы – Дня работников уголовно-исполнительной системы Минюста – «Призыв» выяснял подробности о предстоящей реформе у начальника УФСИН России по Владимирской области Андрея Виноградова.

– Андрей Леонидович, в системе исполнения наказаний грядут преобразования. Какие изменения уже начались?
– Наша система переживает эпоху реформ, и одна из главных задач, которые поставили перед нами Министерство юстиции и Федеральная служба исполнения наказаний, это открытость системы. Чем больше мы говорим о системе, тем меньше остается вопросов непонятых, неправильно истолкованных для общественности. Это первое, что важно отметить. Ушедший год стал революционным для уголовно-исполнительной системы. Указом Президента Российской Федерации 12 марта установлен профессиональным праздником – Днем работника уголовно-исполнительной системы. 13 января текущего года в торжественной обстановке Георгиевского зала Кремля директору ФСИН России Александру Реймеру президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым был вручен флаг Федеральной службы исполнения наказаний. И это свидетельствует о том, что деятельности УИС сейчас уделяется самое пристальное внимание со стороны высшего руководства страны, а на сотрудников возлагается ответственность за модернизацию действующей системы.

– Какие проблемы сейчас существуют в пенитенциарной системе?

– Система, переживающая сложный процесс реформирования, конечно, сталкивается с определенными проблемами. Это переход из одного состояния в другое. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы до 2020 года. На первом этапе – пересмотр действующего законодательства, внутренних приказов и инструкций, следующий этап – приведение условий содержания наших учреждений к европейским стандартам. Мы переходим от системы отрядного содержания, как это было принято со времен ГУЛАГа, к камерной системе. Это дифференцированное содержание осужденных по два – четыре человека. Ранее не судимые будут находиться в надежной изоляции от рецидивистов. Раздельное содержание поможет осужденным, впервые оступившимся, не перенимать пагубных наклонностей у преступников «со стажем», а встать на путь исправления. К тому же такое содержание больше отвечает принципам гуманизации. Таковы основные задачи, которые поставлены перед уголовно-исполнительной системой. Задачи эти непростые. Можно переписать законы, но нужно, чтобы люди понимали, зачем это делается, и умели применить это на практике. Нужно перестроить сознание. И это не менее важно.

– А какую роль в этих реформах может сыграть Владимирский централ?

– Это изначально учреждение тюремного типа, и уже в этом году мы начинаем приводить в соответствие с теми нормами и требованиями, которые установлены реформой, третий корпус Владимирского централа. То есть проводить капитальный ремонт, исходя из требований, что на одного заключенного полагается площадь четыре квадратных метра, менять коммуникации, приводить условия содержания к европейским стандартам. Возможно, наш опыт заложит базу для подобных преобразований в целом по России.

– Как вы отнеслись к свое му на знач ению во В ла-димирскую область и к тому, что знаменитый Владимирский централ будет теперь в вашем ведении?

– Владимирский централ – это своеобразный бренд системы исполнения наказаний России как для сотрудников, так и для подопечных, которые отбывают наказание. По этому поводу есть смешанное чувство гордости и ответственности, понимание того, что к этому учреждению всегда будет интерес. Этот бренд появился не в последнюю очередь благодаря известной песне Михаила Круга. Но и до появления песни Владимирский централ был знаменит своими узниками. Здесь отбывали наказание многие известные люди, об этом есть свидетельства в музее тюрьмы.

– Недавно Владимирский централ стал знаменит не только на всю страну, но и на весь мир. Там прошли съемки документального фильма о тюрьмах России для популярного американского телеканала National Geographic Channel. Как вы считаете, такие медийные проекты могут помочь в деле реформирования?

– Я думаю, могут. Опять же говорю, что люди, в том числе и вне системы, должны понимать, для чего все это делается. И чем больше мы рассказываем об этом, тем нам же легче работать. Не должно быть недопонимания, предвзятости к сотрудникам учреждений. И мы открыты, готовы показать все. У нас есть много недостатков, но мы готовы о них говорить – так мы быстрее их преодолеем. Я считаю, что закрытая система утрачивает способность к саморазвитию, саморегулированию, она подавляет всяческую критику, всякое инакомыслие. Открытость – это возможность дополнительного контроля и объективной оценки со всех сторон. Есть надзорные органы, есть Общественная наблюдательная комиссия, законодательно созданная, в том числе, и во Владимирской области.
Работают активно, проверяют, ходят, смотрят. И если средства массовой информации будут давать объективную картину нашей действительности, без искажений – это будет нам только на пользу.

– Вы говорите, что есть проблемы, которые готовы показать. Назовите основные из них.

– Во-первых, кадровый вопрос: не столько нехватка кадров, сколько их воспитание и обучение. Следующее: переход из одного состояния в другое – непростое дело. Реформирование сопровождается финансовыми затратами. Перестройка – это тоже проблема, чисто строительная. Перепрофилировать уже существующие здания сложнее, легче построить новые. Ну, и вопрос участия в разработке нормативной базы. Директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Реймер нас нацеливает на то, чтобы мы участвовали в разработке нормативной базы как практические работники, чтобы добивались решения поставленных задач. Это непросто. Но я думаю, все у нас получится.

Елена ПЕВЦОВА

Просмотры: