Смогут ли полтора гематолога помочь тысяче больных?

Во Владимирской области на тысячу человек, страдающих заболеваниями крови, осталось всего полтора гематолога - один специалист работает в областной клинической больнице на амбулаторном приеме и не касается лечебного...

Во Владимирской области на тысячу человек, страдающих заболеваниями крови, осталось всего полтора гематолога – один специалист работает в областной клинической больнице на амбулаторном приеме и не касается лечебного процесса, другой доктор работает на полставки.

Несколько лет назад в этом лечебном учреждении существовало гематологическое отделение на пятьдесят коек, но в последние годы оно целенаправленно сокращалось. Сегодня по оказанию помощи больным лейкемией, лейкозами, лимфомами мы находимся на последнем месте в ЦФО. Это тем более плачевно, если учесть, что в настоящее время лимфосаркома в структуре онкологических заболеваний занимает второе место, и весь трагизм в том, что болезнь настигает людей молодого возраста.

В одном из интервью главврач ОКБ Эмма Рябова заявила, что проблемы нет, и помощь всем больным будет оказана в рамках стандарта. Возникает справедливый вопрос: как это возможно, если по стандартам на одного врача-гематолога полагается 12 больных?

Некоторых больных приходится возить в Москву. Лечение выделяется по квотам и, как правило, является бесплатным. Однако проблема в другом – гематологическое отделение в Московском институте гематологии не способно вместить всех страждущих – там всего 60 коек.

– Отделение в Москве занимается в основном пересадками костного мозга, и специалисты института высказывают очень большое недовольство по поводу того, что им приходится принимать больных из Владимирской области, – рассказывает главный гематолог города Владимира Роза Штыбель. – В принципе, они правы: лейкозами должны заниматься врачи на местах, а у меня был случай, когда мне пришлось отправить пациента даже в Ярославль. Я считаю, что в регионе идет целенаправленное разрушение гематологической службы.

Роза Штыбель хорошо знает ситуацию с гематологией в области, своей специальности она отдала 18 лет жизни, много лет проработала главным гематологом области. Несколько лет назад в ОКБ при ее непосредственном участии планировалось открыть отделение по пересадке стволовых клеток – и условия, и профессионалы были в наличии. Однако смена руководства в ОКБ
нарушила все планы. Теперь мы безнадежно отстаем даже от наших соседей – Ярославля и Рязани, там подобные операции давно поставлены на поток, а это сотни спасенных жизней.

Сегодня многим больным приходится отказывать в госпитализации, да и приема приходится ждать очень долго – не хватает специалистов. Ведь одной химиотерапией здесь не обойтись, нужно больного выходить, обеспечить ему сопроводительную терапию. Да и категория больных не из легких.

– Гематология требует высокой самоотдачи, – уверена Роза Гедальевна. – Это большие эмоциональные и психологические нагрузки, ведь приходится иметь дело со смертельно больными людьми и с их родственниками. Это одна из причин, по которой специалисты неохотно идут в профессию. Плюс ко всему – здесь очень низкие зарплаты. Врач-гематолог в отделении сейчас получает 5 тысяч рублей. Молодежи нет, остались лишь врачи старой закалки.

К Розе Штыбель приезжают на прием больные со всей области. Сегодня она ведет консультативный прием в первой городской поликлинике Владимира, консультирует в лечебных учреждениях областного центра, приходится ей выезжать и в районы – ни в одном районе нет своих гематологов. Раньше специалисты были хотя бы в Коврове и в Муроме, однако все они ушли в участковые терапевты из-за зарплаты. Некоторых больных госпитализируют в автоприборовскую и тракторную больницы города Владимира. Там они лежат в терапевтических отделениях, а Роза Гедальевна осматривает их раз в неделю и держит связь с докторами и заведующими этих отделений. Это тоже выход. В ситуации, когда разрушена областная гематологическая служба, нужно развивать хотя бы городскую, считает главный гематолог города. Сейчас в планах – создание дневного стационара на базе поликлиники № 1.

– За границей и в столице сегодня основой лечения является амбуланс для больных, которые достигли ремиссии и уже не требуют госпитализации, – считает Роза Штыбель. – Больной может прийти, получить через капельницу высокотехнологичные лекарства и дальше лежать дома. Это все возможно сделать у нас и это надо развивать. Жаль, что у первой городской поликлиники нет своего стационара, где можно было хотя бы 10 коек открыть.

Сегодня в гематологии применяются самые высокотехнологичные методы лечения, появилось множество лекарственных средств, которые помогают вылечивать больного полностью. Начала действовать федеральная программа, по которой всем больным выделяются очень эффективные препараты целенаправленного действия. Специалисты считают это большим прорывом. Сегодня в СМИ все чаще появляются рассказы о людях, страдающих заболеваниями крови. Когда сталкиваешься с таким горем, говорят врачи, хочется все сделать для больных и очень горько осознавать, что помощь можешь оказать не всем.

Ирина Дубиневич

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике