Владимирские священники не будут участвовать в выборах

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий побывал на Архиерейском соборе — важнейшем православном мероприятии, на котором высшие иерархи определяют пути дальнейшего развития церкви. Вернувшись, он рассказал журналистам об основных тезисах, прозвучавших во время собора.

Храмы «эконом-класса»

«Необходимо стремиться к тому, чтобы в каждом населенном пункте страны было открыто не менее одного храма, часовни или молитвенного помещения», — говорится в принятом Определении Архиерейского собора. Впрочем, это не означает начала массовой кампании по строительству капитальных каменных церквей. Также не идет речи и о масштабной реставрации уже имеющихся храмов, которые (в том числе и во Владимирской области) нередко стоят заброшенными. Это слишком затратное мероприятие: православная церковь не располагает такими деньгами и пока не может рассчитывать на поддержку государства в этом вопросе. Имеется в виду всего лишь сооружение «легких» церквушек из недорогого материала, без отопления и прочих бытовых удобств. Сейчас собор поручил финансово-хозяйственному управлению Московской патриархии образовать рабочую группу для разработки проектов дешевых быстровозводимых храмов и часовен. Каждая из епархий в свою очередь должна предоставить план увеличения численности культовых сооружений.

Владыка Евлогий сравнил эту систему с той, что существует в настоящее время в православной Греции. «Там во многих деревнях вообще нет постоянно действующих храмов, — рассказал архиепископ, — зато существуют небольшие часовни, которые священник навещает примерно раз в месяц. Все остальное время община собирается там по собственному почину: люди читают молитвы, общаются, поддерживают друг друга. Я считаю, у нас подобные «малые храмы» тоже необходимы. Многие люди, особенно живущие в отдаленных деревнях, — а это, как правило, старики — хотели бы посещать церковь, но в силу многих причин не имеют такой возможности. Даже такое небольшое сооружение, как часовня или молитвенная комната, куда периодически приезжал бы священнослужитель, который проведет службу, прочитает проповедь, поговорит с прихожанами и укрепит их дух, станет для них хорошей моральной поддержкой».

Кстати, на Архиерейском соборе принято решение, по которому за каждый новый приход отвечает лично архиерей, который теперь обязан навещать все уголки вверенной ему епархии и знать каждого из прихожан. Владыка Евлогий уже посетил недавно открывшийся храм в селе Заречное Собинского района и побеседовал с паствой. «Хотя обычно в таких храмах люди собираются только по большим праздникам, в тот раз пришло больше народа, чем на Пасху, даже дверь не закрывалась», — поделился архиепископ.

Церковь призывает волонтеров

При каждом церковном благочинии появится социальный работник. Он будет отвечать за оказание помощи нуждающимся, причем как духовной, так и финансовой. В последнее время за поддержкой в церковь обращаются и больные, которым нечем оплатить лечение, и безработные, и многодетные, и освободившиеся из мест лишения свободы. Соцработнику предстоит изучить каждую конкретную ситуацию и решить, чем можно помочь. В таких случаях церковь собирается опираться на поддержку волонтеров: реальная сила этого движения стала ясна после лесных пожаров прошлого года, когда добровольцы активно взялись помогать спасателям, собирать одежду и вещи для погорельцев, развозить гуманитарную помощь. Желание поддержать нуждающихся не пропало и полгода спустя: так, после теракта в «Домодедово» волонтеры вывозили из аэропорта пассажиров (движение маршруток в то время приостановилось, а таксисты требовали за дорогу до города бешеные деньги). «У нас во Владимирской области тоже есть люди, готовые делать добро, — рассказал отец Иннокентий, секретарь епархиального управления, — так, в Суздале недавно ко мне подошел человек, который попросил какой-нибудь работы на пользу церкви: он был готов навещать больных, или сирот, или преступников в тюрьме. Во Владимире есть активисты, которые привозят горячую еду бездомным, живущим на вокзале. Разумеется, мы должны всячески поддерживать подобные начинания. Бывает, что человек хочет принести пользу обществу, но не знает, куда обратиться и с чего начать. Церковь могла бы взяться за координацию работы таких волонтеров».

Социальными работниками при благочинии будут выступать не священники, а миряне. Однако церковь собирается организовать специальные курсы, где желающие смогут научиться тому, как правильно организовывать акции помощи нуждающимся. «Это важный ключ для сближения церкви и народа, — считает владыка Евлогий, — тем более что это такое направление деятельности, которое позволяет привлекать молодежь к благотворительности, учить их социальной ответственности».

Большое внимание в ближайшем будущем будет уделяться и православному образованию. На Архиерейском соборе поддержали идею введения в школах «Основ православной культуры», но подчеркнули, что если эти знания будут даваться некачественно, то особого толка от них не будет. Тем более что вопросы религиозного просвещения детей — если на это есть воля их родителей — успешно решают воскресные школы и православные гимназии. Кроме того, церковные иерархи призвали власти внимательнее отнестись к новым православным стандартам, вводимым в российских школах. «У учащихся определенно должен быть элемент выбора между преподаваемыми предметами, ведь известно, что один ребенок может тяготеть к гуманитарным знаниям, а другой — к точным, — объясняют они свою позицию. — Но при этом было бы пагубно и опрометчиво полностью отлучать школьников от таких нужных наук, как естествознание, математика и, тем более, русский язык и литература. Уже сейчас многие молодые люди теряют способность грамотно формулировать и излагать мысли на своем родном языке. А без знания литературы человек никогда не сможет полностью понять культуру своего народа».

Капелланы, в строй!

В этом году в Российской армии началось введение института военного духовенства. К службе в воинских частях страны уже приступило около 200 капелланов. Сейчас в каждой епархии составляют списки подразделений, расквартированных в области, и священников, которые могли бы приступить к новым обязанностям. «О специальной подготовке капелланов пока не говорится, — сообщил владыка Евлогий, — во Владимирской области капелланами станут те священники, которые уже давно и по настоящий день окормляют воинские части — это около двадцати человек. Они по-прежнему будут относиться к епархии, но при этом получат армейскую должность и зарплату. Однако со временем военных священников будут готовить в Рязанском военно-десантном училище». Кстати, при отборе абитуриентов будут рассматриваться в первую очередь клирики, которые успели отслужить в Вооруженных Силах, а поэтому хорошо представляют и понимают солдатский быт. «Работа в войсках, в условиях выполнения учебных и боевых задач потребует профессиональных умений и навыков, самоотверженности и мужества, полной отдачи сил», — подчеркнул в своем обращении к Архиерейскому собору патриарх Кирилл.

Кроме того, во Владимирской епархии прокомментировали революционное постановление РПЦ, которое снимает многовековой запрет на участие священников в выборах в органы власти. Сделано это ради того, чтобы в тех регионах, где православная церковь испытывает трудности (вроде раскола или затяжного конфликта со светскими чиновниками), ее позиция могла бы получить официальную поддержку на уровне соответствующей должности. Но это не означает, что теперь на каждых выборах «человеку в галстуке» будет противостоять «кандидат в рясе». У постановления есть несколько тонкостей. Во-первых, баллотироваться на какой-либо пост смогут только священники, не обремененные духовными обетами, то есть чтецы, дьяконы и прочие служители «низшего звена», причем разбирающиеся не только в духовных, но и в светских проблемах. Во-вторых, выдвигать свою кандидатуру можно только по благословению архиерея. При том что Владимирский и Суздальский владыка — человек достаточно консервативный, в нашем регионе священники вряд ли в ближайшее время пойдут во власть.

- Конечно, из каждого правила бывают исключения, — говорит владыка Евлогий, — например, в Сербии в годы войны православные священники получили разрешение носить оружие, хотя в обычное время это категорически запрещено. Однако наша церковь отрицает влияние в мирских делах, ее задача — нравственное воспитание, призыв паствы к добру и свету, отвращение людей от зла. Я думаю, мы по-прежнему не будем вмешиваться в политику, потому что это заставило бы священнослужителей «потерять лицо». Однако теперь у церкви появился инструмент, который может быть задействован в экстренных случаях. Но на владимирской земле я такой необходимости не вижу.

Марина Сычева

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Священники будут работать со спасателями Главное управление МЧС по Владимирской области и Владимиро-Суздальская епархия заключили...
  2. На выборах победила «Единая Россия» Подведены итоги выборов в органы местного самоуправления в трех муниципальных...
  3. Будут нам танкисты, будут моряки? С нового года Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО вернула себе...
  4. Архиепископ сослужил патриарху Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ввел новую практику общения...
  5. При военкомате появилась часовня На областном призывном пункте освятили часовню, открытую в честь архангела...
Запись опубликована в рубрике Традиции и вера. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Туры в Сан-Себастьян, Испания Профессиональный фотограф на свадьбу Приходите в пивной ресторан!

Комментарии запрещены.