16+

«Имеди» показал класс

В третье воскресенье декабря по уже сложившейся традиции ансамбль национального грузинского танца «Имеди» под руководством Тамаза Эджибадзе пригласил дорогих гостей на свой отчетный концерт, посвященный своему трехлетию.

В назначенное время зал Городского дворца культуры был полон, но гости все прибыва­ли и прибывали. И, по грузинской традиции, не с пустыми руками. Столько цветов зимой во Владимире редко где можно увидеть. Слыша­лись гортанные возгласы, оживленная грузинская речь: вечер националь­ного танца «Имеди» дал отличный повод пооб­щаться, возобновить или поддержать знакомства членам полуторатысячной владимирской диа­споры. Естественно, на самых почетных местах были усажены руково­дители Владимирского регионального отделения Союза грузин в России.

Когда даже приставные стулья, выстроившиеся вдоль кресел, были заня­ты, началось празднич­ное действо, в котором все – от ярких костюмов и эффектных па танцоров до зажигательной музыки и режиссуры номеров -было выверено, продума­но и рассчитано. Еще бы: руководитель ансамбля Тамаз Эджибадзе, или, как его сегодня уважи­тельно величают, Тамаз Заурович, обладает боль­шим опытом работы в различных танцевальных коллективах Грузии.

Программа включала 19 номеров, 4 из которых были подарками от дет­ских ансамблей русского танца Городского дворца культуры «Колокольчик» и «Владимирец», то есть сравнительно молодой детский коллектив уже способен набрать ори­гинальных номеров на самодостаточный кон­церт. По словам Тамаза, каждый год програм­мы совершенствуются и обновляются примерно процентов на 50. Кроме того, на этот раз в финале зрителям был предложен номер-сюрприз – попур­ри на темы всех пред­ставленных в концерте танцев.

2010 год для «Имеди» особый. Воспитанники Тамаза в его вынужденное отсутствие приняли уча­стие в III Всероссийском фестивале национальных культур «Содружество-2010», где в танцевальном искусстве состязались посланцы Северной Осе­тии – Алании, респу­блик Калмыкия и Коми, Краснодарского края и Ростовской области, раз­личных районов нашей области.

Дети оказались под стать своему руководи­телю: они собрались и выступили наилучшим образом, убедив весьма маститое жюри во главе с профессором Москов­ского государственного университета культуры и искусств, заслуженным работником культуры РФ, вице-президентом Российского националь­ного комитета Европей­ской фольклорной куль­турной организации в том, что они лучшие в своей номинации, и взя­ли Гран-при.

Тамаз – тренер ода­ренный. До этого он, едва начав заниматься с владимирскими мажоретками, привел их к по­беде на Кубке России, где они взяли пять разного достоинства дипломов в каждой из номинаций.

Что касается грузин­ских танцев, то, как со­общают достоверные ис­точники, их в Грузии до 16 разновидностей, и почти все они были представлены участни­ками ансамбля. Зрители смогли увидеть воочию и ощутить грозную хариз­му аджарули, хевсурули и тужури, восхититься томной философично­стью самайи и гордели­востью давлури.

Грузинские танцы сложны и по своим вы­веренным позам, и по виртуозности па чем-то сродни балету. «Имеди» представил и парные, и групповые номера, в ко­торых дети, даже самые маленькие, продемон­стрировали удивитель­ную спортивность и пре­красную выучку. Глядя на фотографии, пони­маешь, какая кропот­ливая работа проделана коллективом, потому что на них отлично видно умение юных танцоров держать линию и осан­ку, идеально сохранять нужную позицию рук и ног – так, словно танцует один человек. Зрители не могли сдерживать эмо­ций: возгласы восторга то и дело прорывались сквозь зажигательный бой барабанов и к концу вечера плавно транс­формировались в крики «браво».

Уже первый номер – аджарули – приковал вни­мание зрителей мощным танцевальным, музы­кальным, эмоциональ­ным и колористическим напором. Не знаю, чем заманивает в ансамбль мальчишек Тамаз и что им при этом говорит, но мужское начало в его коллективе представлено весьма полноценно и убе­дительно. И если верить утверждению, что по умению кавказца танце­вать родители выбирали подходящего жениха для своей дочери, то к это­му экзамену любой из участников ансамбля уже вполне готов.

Каждый грузинский танец отражает жизнь того региона, в котором он родился. Танцы гор­цев, такие как хевсурули или тужури, разительно отличаются от танцев равнинных жителей – на­пример, торжественного давлури, который конфе­рансье Манана Закарая представила как ари­стократический. Танец исполняется большим количеством пар, кото­рые, меняясь партне­рами и демонстрируя владение танцевальными приемами, как бы пред­ставляются друг другу и показывают себя с наи­лучшей стороны. Вот где парням можно поучиться правилам почтительного ухаживания за девуш­ками, а девушкам – на­сладиться утраченными традициями рыцарства! В концерт была вклю­чена даже самайя – танец, который изначально был языческим и сопрово­ждал рождение ребенка, а позднее сросся с куль­том грузинской царицы Тамары. Он был поручен трем девушкам, которые олицетворяли собою три ипостаси легендарной царицы – молоденькую и наивную царевну, му­друю женщину-мать и могущественную прави­тельницу государства. В этом танце был важен каждый жест, каждый поворот головы, каждое сплетение рук: ассоциа­ции с иконописью и, в частности, с образом Троицы, о которой упо­минала ведущая, возни­кали вполне естественно и непринужденно. Что касается хевсурули, то в них запомнились ку­раж и техничность деву­шек, стоявших в первой линии, особенно хороша была Нина Нармания. Она купалась в танце, жила им, и ее эмоции зажигали зрителей.

Блеснул своим искус­ством в парном любов­ном танце сатприало с Тамарой Казаевой и сам Тамаз Эджибадзе. И если его питомцы пока овла­дели умением танцевать на пальцах, то опытный танцор располагал всем арсеналом приемов: вы­сокими прыжками с про­движением, прыжками на колени и на колени с поворотом, искромет­ным темпераментом, динамичностью и от­точенностью движений. Конечно, подняться до столь высокого уровня, продемонстрированного мастером, удастся далеко не всем его подопечным. Но есть к чему стремить­ся, поэтому пожелаем молодому танцевально­му коллективу успеха и терпения.

Ольга РОМАНОВА

Просмотры: