Бриллианты в стиле модерн

Вчера в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась выставка «Золотой век русского ювелирного искусства» из знаменитых собраний музеев Московского Кремля.

Вчера в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась выставка «Золотой век русского ювелирного искусства» из знаменитых собраний музеев Московского Кремля.

Более ста экспонатов – некоторые из них впервые покинули стены Кремля – выполнены руками мастеров Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Тулы в XIX веке. «Русское ювелирное искусство в это время переживало настоящий подъем, – рассказывает Светлана Коварская, старший научный сотрудник отдела «Оружейная палата» музеев Московского Кремля. – Вещи, которые раньше могли позволить себе только состоятельные представители дворянских родов, за счет бурного развития промышленного производства были поставлены «на поток» и таким образом стали доступны всем слоям населения. Даже зажиточный крестьянин мог купить себе серебряную табакерку или часы. Магазины известных ювелирных фирм открывались во всех крупных российских городах».

Приток клиентов вдохновлял мастеров, таких как Карл Фаберже, Аксель Гетлунд, Иван Хлебников, Андрей Григорьев, на создание новых предметов — от посуды до ювелирных украшений. Они совершенствовали технические приемы: чеканку, гравировку, эмаль, литье, штамп. На всемирной выставке в Лондоне в 1851 году наши ювелиры взяли все золотые медали, что еще раз подтвердило высочайший уровень русского искусства. Многие мастера и ювелирные фирмы становились поставщиками императорских дворов, причем это касалось не только России, но и Англии, Венгрии, других европейских стран.

Настоящим украшением выставки являются произведения, собственноручно созданные императрицей Марией Федоровной, женой Павла I. Она была талантливым художником и медальером, вырезала из слоновой кости камеи – портреты членов своей семьи, в том числе сына – будущего царя Александра II, а также сосуды, которые потом украшались драгоценными камнями. Другой редкий экспонат – серебряное блюдо, преподнесенное жителями станицы Михайловская генералу Михаилу Платову: на нем в форме символов изображены все деяния героя войны 1812 года. «Вообще, Отечественная война и вызванный ей национальный подъем нашли отклик и в ювелирном деле, – говорит Светлана Коварская. – Изображения батальных сцен, солдат украшали табакерки, портсигары, подсвечники, шкатулки. Более того, эти работы породили во всем мире моду на изделия «а-ля рюс» – с тройками, плясунами, ярмарочными сценками.

Также интересны детские игрушки – свистулька и дерущиеся петухи – из золота и эмали, принадлежавшие маленькому Дмитрию, наследнику княжеского рода Юсуповых. Одним видом внушают уважение предметы интерьера – массивные серебряные вазы и кубки, созданные в мастерских Овчинникова и Фаберже. Кстати, при многих ювелирных мастерских того времени открывались школы, где детей рабочих учили не только ремеслу, но и русскому языку, математике, рисованию и физкультуре.

Женщинам наверняка любопытно будет взглянуть на входящие в экспозицию ювелирные украшения: кольца, серьги, браслеты, пояса, медальоны, кулоны, броши и даже сумочки, сплетенные из золотой и серебряной проволоки. В драгоценных изделиях нашли отражение самые современные стили того времени: от ампира до модерна, от сентиментализма до романтизма. По ювелирным произведениям можно проследить моду XIX века – на цветочные орнаменты, насекомых, украшения-обереги – и убедиться, что с тех пор ювелирные дома не придумали практически ничего нового. Также выставка знакомит с так называемыми «мемориальными предметами» – ювелирными изделиями, сделанными в память о каком-либо событии. Это, например, блюдо, преподнесенное жителями Тобольской губернии на коронацию Александра III, или шкатулка, подаренная уланами своему шефу Николаю Александровичу – последнему российскому императору.

«Собранные воедино, великолепные ювелирные произведения свидетельствуют о вдохновенной одаренности отечественных мастеров золотого и серебряного дела, об их тонком вкусе, обнаруживают неисчерпаемые технические и художественные возможности ювелирного искусства, – говорит Светлана Коварская, – и мы надеемся, что владимирского зрителя эта выставка не оставит равнодушным».

Марина Сычева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике