Увидеть Владимир – и влюбиться

О любви «как в кино» мечтают многие, но превратить свое чувство в настоящий художественный фильм способны единицы. Работа над картиной «Владимир, я люблю тебя» заставила студентов факультета журналистики...

О любви «как в кино» мечтают многие, но превратить свое чувство в настоящий художественный фильм способны единицы. Работа над картиной «Владимир, я люблю тебя» заставила студентов факультета журналистики Владимирского госуниверситета взглянуть на свой город другими глазами.

А началось все с Пари­жа. Вышедший на экра­ны в 2006 году киноальманах «Париж, я люблю тебя», где 18 известных режиссеров со всего мира в пятиминутных новеллах рассказывают о том, каким видят этот город, студенты разби­рают на занятиях. Уже три года подряд они по­лучают домашнее зада­ние – написать сценарий собственного подобного фильма.

– Но прежние проекты были неудачными, – рас­сказала зав. кафедрой журналистики ВлГУ Светлана Говердовская-Привезенцева, – либо слишком документаль­ными, либо требую­щими очень большого бюджета. И наконец в этом году мы получили достойный сценарий. Я очень обрадовалась тому, что наши студен­ты решились воплотить его в настоящем игро­вом кино. Получился не рассказ о свалках и задворках, как это ино­гда любят делать жур­налисты, а красивая и романтичная история.

В работе над альма­нахом о Париже уча­ствовали режиссеры Гас Ван Сент, Том Тыквер, Джоэл и Итан Коэны; актеры Людивин Санье, Фанни Ардан, Натали Портман, Элайджа Вуд, Сив Бушеми… Следом за этим фильмом после­довали кинопризнания в любви к Нью-Йорку с Орландо Блумом, Кри­стиной Риччи и Хайденом Кристиансеном и к Москве – с Егором Кончаловским, Иваном Охлобыстиным, Аллой Суриковой и другими. Зарисовку «Владимир, я люблю тебя» сделали

режиссеры Анна Осипова и Екатерина Чугунова, а снялись в новом кино их однокурсни­ки, друзья и родители. Главная характеристика результата – безумная смелость, с которой ав­торы поставили себя в «звездный ряд».

Чисто технически Владимир в него впи­сывается – как-никак столица. Правда, из «великого и грозного» наш город стал тихим и провинциальным. И о том же, в общем-то, сам фильм. Если «Па­риж, я люблю тебя» критики сравнивали с «роскошной коробкой шоколадных конфет с разными начинками», то «Владимир, я люблю тебя» – это, скорее, три карамельки в кармане курточки: хороший спо­соб ненадолго поднять настроение. Режиссер Анна Осипова сама из Владимира; Екатерина Чугунова приехала из Сибири. Ей наш город сначала не понравился.

– Но когда я работала над фильмом, то смог­ла по-новому на него взглянуть, – признается Екатерина, – а сейчас иногда иду по улице и думаю: красота-то ка­кая – и почему я раньше этого не замечала?

Главный герой карти­ны – разумеется, Вла­димир. Правда, авторы придумали ему лицо, в роли которого выступает голубоглазая блондин­ка, актриса молодежно­го театра «Новая сцена» Елена Генералова. Судя по экранному образу, то ли продавщица воз­душных шариков (по символической цене в 33 рубля), толи местный ангел, то ли городская сумасшедшая. Прочие персонажи – жители города со своими, как водится, проблемами, надеждами и мечтами.

Каждая из трех но­велл, вошедших в фильм, имеет закон­ченный сюжет. И не уга­дать с концовкой сможет разве что человек, не прочитавший ни одной сказки. Проваливший сессию студент, поссо­рившийся с родителя­ми из-за денег, поймет, что не в них счастье. Молодой скейтбордист, вынужденный прово­дить день с надоедливой младшей сестренкой, проникнется к ней са­мыми добрыми чувства­ми. А уж если девушка собирается на свидание с «виртуальным кава­лером», то, во-первых, понятно, что на встречу он не придет, но жизнь, во-вторых, на этом не кончится. Совершенно другой молодой человек будет косить на девушку нежным взглядом, обе­щая грядущее счастье. И само собой, появив­шийся в первых кадрах голубой воздушный ша­рик в последних улетает в небо, а все присутству­ющие смотрят на него с нежной радостью.

А теперь – о неожи­данностях. Бесспорная удача фильма – опера­торская работа Олега Кондратьева, раньше

работавшего на ГТРК «Владимир» и ТВЦ, а сейчас ведущего спец­курс на журфаке. Он показал город в таких ракурсах, в которых его и представить трудно. Кроме того, в фильме имеется и «специально приглашенная звезда» – лидер владимирской группы «P.S.» Олег Бес­палов, сыгравший улич­ного гитариста и предо­ставивший музыку для картины. Есть в фильме и ряд любопытных мел­ких деталей, которые вроде бы не входили в планы создателей, зато наверняка оказа­лись бы интересными для будущих исследо­вателей «города начала двадцать первого века». Например, страсть рас­полагающих какими-никакими средствами владимирцев к чудо­вищному евроремон­ту типа «шоб богато и красиво» или привычка местных девушек хо­дить по раздолбанным тротуарам в туфлях на высоченной шпильке и с веселеньким принтом «под леопарда».

Перед премьерным по­казом в кинозале ВлГУ зрители спорили о пре­красном. Главный из подслушанных вопро­сов – можно ли сделать фильм о Владимире, ни разу не показав в кадре Золотые ворота, главный символ города? В Париже и Нью-Йорке есть особая атмосфера, которую можно пере­дать в кадре и без топо­графических указателей. Владимир, как ни кру­ти, в этом плане мало чем отличается от Ярос­лавля, Костромы и дру­гих областных центров Центральной России. Но, с другой стороны, показ Золотых ворот на экране мгновенно пере­водит работу из разряда художественных про­ектов в категорию «ту­ристических открыток». Так вот: появления в ка­дре самого знаменитого из наших памятников авторы избегали до по­следнего. И город все равно оказался узнавае­мым и неповторимым. К тому же картина удачно смонтирована, потому смотрится без напря­жения и не оставляет чувства бездарно потра­ченного времени.

Фильм снимался ле­том этого года – в разгар жары. По словам созда­телей, самым трудным в работе было «ловить погоду», чтобы день ка­зался легким и сол­нечным, а не изматы­вающее душным. Дней с чистым, прозрачным воздухом выдалось, пря­мо скажем, мало, поэто­му доснимали фильм осенью.

– Еще очень сложно было снимать ребенка,

–   делится Екатери на Чугунова, – у нас играет маленькая девочка. Она прекрасно понимала, что ей нужно делать. Но почему-то отказывалась показывать это перед камерой.

Когда готовились съемки киноальманаха о Нью-Йорке, режиссе­ров решили ограничить в бюджете – не больше полутора миллионов долларов на каждую новеллу. «Владимир, я люблю тебя» обошелся авторам ровно в 2517 рублей, потраченных на шарики, пирожки и дру­гой нехитрый аксессуар (самую дорогую часть -оборудование – кафедра предоставила студентам бесплатно). «Не судите о нас по голливудским меркам, – попросили у зрителей перед премье­рой, – трюков и спец­эффектов не будет – это добрый, честный и ис­кренний студенческий фильм, чем и подку­пает». Тем не менее, маленькой зарисовке о Владимире уже про­чат большое будущее. Картину показали мо­сковским друзьям ВлГУ

–  и те сошлись, что это хорошая работа уровня студентов ВГИКа. Сей­час фильм планируют отправить на фестивали студенческих и мало­бюджетных картин. И так как большинство представляемых там ра­бот – о беспросветном ужасе жизни и ее тяж­ких проблемах, у «Вла­димира…» есть неплохие шансы выделиться на этом фоне.

Кстати, сами Анна Осипова и Екатерина Чугунова, признавшись в любви к Владимиру, вовсе не собираются оставаться в нем надол­го. Анна после оконча­ния университета пла­нирует делать карьеру в столице; Екатерина говорит, что «будет ис­кать работу там, куда пошлют мужа». Фильм останется для них вос­поминанием о прекрас­ной и яркой студенче­ской жизни.

И в последнем кадре Золотые ворота все-таки появятся.

Марина СЫЧЕВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике