О любви «как в кино» мечтают многие, но превратить свое чувство в настоящий художественный фильм способны единицы. Работа над картиной «Владимир, я люблю тебя» заставила студентов факультета журналистики Владимирского госуниверситета взглянуть на свой город другими глазами.
А началось все с Парижа. Вышедший на экраны в 2006 году киноальманах «Париж, я люблю тебя», где 18 известных режиссеров со всего мира в пятиминутных новеллах рассказывают о том, каким видят этот город, студенты разбирают на занятиях. Уже три года подряд они получают домашнее задание – написать сценарий собственного подобного фильма.
– Но прежние проекты были неудачными, – рассказала зав. кафедрой журналистики ВлГУ Светлана Говердовская-Привезенцева, – либо слишком документальными, либо требующими очень большого бюджета. И наконец в этом году мы получили достойный сценарий. Я очень обрадовалась тому, что наши студенты решились воплотить его в настоящем игровом кино. Получился не рассказ о свалках и задворках, как это иногда любят делать журналисты, а красивая и романтичная история.
В работе над альманахом о Париже участвовали режиссеры Гас Ван Сент, Том Тыквер, Джоэл и Итан Коэны; актеры Людивин Санье, Фанни Ардан, Натали Портман, Элайджа Вуд, Сив Бушеми… Следом за этим фильмом последовали кинопризнания в любви к Нью-Йорку с Орландо Блумом, Кристиной Риччи и Хайденом Кристиансеном и к Москве – с Егором Кончаловским, Иваном Охлобыстиным, Аллой Суриковой и другими. Зарисовку «Владимир, я люблю тебя» сделали
режиссеры Анна Осипова и Екатерина Чугунова, а снялись в новом кино их однокурсники, друзья и родители. Главная характеристика результата – безумная смелость, с которой авторы поставили себя в «звездный ряд».
Чисто технически Владимир в него вписывается – как-никак столица. Правда, из «великого и грозного» наш город стал тихим и провинциальным. И о том же, в общем-то, сам фильм. Если «Париж, я люблю тебя» критики сравнивали с «роскошной коробкой шоколадных конфет с разными начинками», то «Владимир, я люблю тебя» – это, скорее, три карамельки в кармане курточки: хороший способ ненадолго поднять настроение. Режиссер Анна Осипова сама из Владимира; Екатерина Чугунова приехала из Сибири. Ей наш город сначала не понравился.
– Но когда я работала над фильмом, то смогла по-новому на него взглянуть, – признается Екатерина, – а сейчас иногда иду по улице и думаю: красота-то какая – и почему я раньше этого не замечала?
Главный герой картины – разумеется, Владимир. Правда, авторы придумали ему лицо, в роли которого выступает голубоглазая блондинка, актриса молодежного театра «Новая сцена» Елена Генералова. Судя по экранному образу, то ли продавщица воздушных шариков (по символической цене в 33 рубля), толи местный ангел, то ли городская сумасшедшая. Прочие персонажи – жители города со своими, как водится, проблемами, надеждами и мечтами.
Каждая из трех новелл, вошедших в фильм, имеет законченный сюжет. И не угадать с концовкой сможет разве что человек, не прочитавший ни одной сказки. Проваливший сессию студент, поссорившийся с родителями из-за денег, поймет, что не в них счастье. Молодой скейтбордист, вынужденный проводить день с надоедливой младшей сестренкой, проникнется к ней самыми добрыми чувствами. А уж если девушка собирается на свидание с «виртуальным кавалером», то, во-первых, понятно, что на встречу он не придет, но жизнь, во-вторых, на этом не кончится. Совершенно другой молодой человек будет косить на девушку нежным взглядом, обещая грядущее счастье. И само собой, появившийся в первых кадрах голубой воздушный шарик в последних улетает в небо, а все присутствующие смотрят на него с нежной радостью.
А теперь – о неожиданностях. Бесспорная удача фильма – операторская работа Олега Кондратьева, раньше
работавшего на ГТРК «Владимир» и ТВЦ, а сейчас ведущего спецкурс на журфаке. Он показал город в таких ракурсах, в которых его и представить трудно. Кроме того, в фильме имеется и «специально приглашенная звезда» – лидер владимирской группы «P.S.» Олег Беспалов, сыгравший уличного гитариста и предоставивший музыку для картины. Есть в фильме и ряд любопытных мелких деталей, которые вроде бы не входили в планы создателей, зато наверняка оказались бы интересными для будущих исследователей «города начала двадцать первого века». Например, страсть располагающих какими-никакими средствами владимирцев к чудовищному евроремонту типа «шоб богато и красиво» или привычка местных девушек ходить по раздолбанным тротуарам в туфлях на высоченной шпильке и с веселеньким принтом «под леопарда».
Перед премьерным показом в кинозале ВлГУ зрители спорили о прекрасном. Главный из подслушанных вопросов – можно ли сделать фильм о Владимире, ни разу не показав в кадре Золотые ворота, главный символ города? В Париже и Нью-Йорке есть особая атмосфера, которую можно передать в кадре и без топографических указателей. Владимир, как ни крути, в этом плане мало чем отличается от Ярославля, Костромы и других областных центров Центральной России. Но, с другой стороны, показ Золотых ворот на экране мгновенно переводит работу из разряда художественных проектов в категорию «туристических открыток». Так вот: появления в кадре самого знаменитого из наших памятников авторы избегали до последнего. И город все равно оказался узнаваемым и неповторимым. К тому же картина удачно смонтирована, потому смотрится без напряжения и не оставляет чувства бездарно потраченного времени.
Фильм снимался летом этого года – в разгар жары. По словам создателей, самым трудным в работе было «ловить погоду», чтобы день казался легким и солнечным, а не изматывающее душным. Дней с чистым, прозрачным воздухом выдалось, прямо скажем, мало, поэтому доснимали фильм осенью.
– Еще очень сложно было снимать ребенка,
– делится Екатери на Чугунова, – у нас играет маленькая девочка. Она прекрасно понимала, что ей нужно делать. Но почему-то отказывалась показывать это перед камерой.
Когда готовились съемки киноальманаха о Нью-Йорке, режиссеров решили ограничить в бюджете – не больше полутора миллионов долларов на каждую новеллу. «Владимир, я люблю тебя» обошелся авторам ровно в 2517 рублей, потраченных на шарики, пирожки и другой нехитрый аксессуар (самую дорогую часть -оборудование – кафедра предоставила студентам бесплатно). «Не судите о нас по голливудским меркам, – попросили у зрителей перед премьерой, – трюков и спецэффектов не будет – это добрый, честный и искренний студенческий фильм, чем и подкупает». Тем не менее, маленькой зарисовке о Владимире уже прочат большое будущее. Картину показали московским друзьям ВлГУ
– и те сошлись, что это хорошая работа уровня студентов ВГИКа. Сейчас фильм планируют отправить на фестивали студенческих и малобюджетных картин. И так как большинство представляемых там работ – о беспросветном ужасе жизни и ее тяжких проблемах, у «Владимира…» есть неплохие шансы выделиться на этом фоне.
Кстати, сами Анна Осипова и Екатерина Чугунова, признавшись в любви к Владимиру, вовсе не собираются оставаться в нем надолго. Анна после окончания университета планирует делать карьеру в столице; Екатерина говорит, что «будет искать работу там, куда пошлют мужа». Фильм останется для них воспоминанием о прекрасной и яркой студенческой жизни.
И в последнем кадре Золотые ворота все-таки появятся.
Марина СЫЧЕВА
Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.