Создание шедевра гарантирую

До недавнего времени Марат Ка в качестве архитектора и дизайнера работал преимущественно в США и Западной Европе. Но теперь он готов преподавать в России и, в частности, в...

До недавнего времени Марат Ка в качестве архитектора и дизайнера работал преимущественно в США и Западной Европе. Но теперь он готов преподавать в России и, в частности, в стольном граде Владимире. Интерьерный салон «Сим-Сим», в течение пяти лет проводивший бесплатные мастер-классы, среди нескольких аналогичных предприятий был выбран маэстро для совместного осуществления нового проекта – мастерская декора. Цель его – повышение уровня квалификации отечественных специалистов, помощь в освоении новых технологий, внедрение самых современных материалов. «Призыв» расспросил Марата Ка о его планах.

– К понятию дизайн Россия интенсивно привыкала в течение последнего десятилетия. Вместе с вашим появлением на экранах телевизоров, Марат, в повседневной речи наших граждан закрепился новый термин – декоратор. Так в чем принципиальное отличие дизайна от декорирования?

– Большая советская энциклопедия определяет декор как систему украшений сооружения или изделия. Выступая в единстве с объемно-пространственной композицией, декор становится ее элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует ее, внося свойственные самому декору масштабные соотношения, ритм, колорит. Декор – одно из средств зрительного объединения в ансамбль отдельных зданий или предметов.

А вот дизайн– это художественное конструирование, которое придает объектам определенный внешний или внутренний облик. Иными словами, декоратор для фасада здания или интерьера все равно что визажист для человека. Я припудриваю, приукрашиваю и отвечаю за последний слой, способный вызвать у зрителя некий ассоциативный ряд, от которого зависит психологически комфортное восприятие того или иного объекта.

Вообще-то я называю себя маляром, потому что в России культурный и моральный уровень заказчиков часто не соответствует уровню их доходов.

Именно поэтому вы решили заняться в России пропагандой искусства декорирования и восстановить культуру старого доброго ремесла оформительства?

– Да, я ремесленник, а не художник, и считаю, что культура ремесла из России ушла. Чтобы попытаться возродить традиции, я работаю на телевидении и хочу обустроить сеть учебных центров в разных городах страны.

Сейчас профессия интерьер-дизайнера очень популярна. Но это очень серьезная дисциплина, требующая профессиональной подготовки не только мастера, но и заказчика. Я понял, что нельзя бесконечно плодить дилетантов. Мы уже жили в период слабого дизайна.

– А почему вы, архитектор по образованию, стали декоратором?

– За рубежом я продолжаю работать как архитектор, проектирую клубы, театры, рестораны, гостиницы. В России работу архитектора можно сравнить с ведением партизанской войны. К тому же я принадлежу к иной архитектурной школе и, например, рассчитываю параметры зданий в дюймах, а не в сантиметрах. Я не приучен чертить в нелицензионных программах, которые открываются не полностью.

Наконец, я считаю, что современной архитектуры больше не существует. Архитектура сказала все, что могла, еще в прошлом веке. Сейчас место архитектуры заняла инженерия. Поэтому я выбрал ту часть науки, которая называется «отделочные материалы».

– Можете ли вы сравнить уровень интерьер-дизайна в России и за рубежом?

– В России рынки дизайнерских идей, отделочных материалов, эксклюзивной мебели практически отсутствуют, не существует и такого понятия как «for trade in only» (сделано в единственном экземпляре), а потому приходится довольствоваться стандартными магазинами, полупрофессиональными журналами про искусство интерьер-дизайна и верить в порядочность приглашенного специалиста в надежде, что точно такой же интерьер он не сделает соседям.

В Нью-Йорке дизайнерам предназначены два гигантских здания D&D Building (Design & Decoration Building) и A&D Building (Architects & Designers Building) и два журнала, представляющие их ассортимент. Приобрести интерьер в подобном здании – это соответствующий знак качества и гарантия индивидуальности. Правда, сделать покупки в этих зданиях может только архитектор. Напрямую с клиентами они не работают!

Вообще на Западе несколько другой подход к созданию интерьера. Использовать в нем готовые вещи считается дурным тоном, а в России – нет… И о какой индивидуальности тогда можно говорить? О каком интерьер-дизайне? Ведь в отечественном варианте это всего лишь расстановка мебели с планировкой квартиры, не более того. А красота штор – это не ткани, из которых они шьются, а дизайн и пошив. Да и компаний, которые сегодня предлагают эксклюзивную мебель под проект и индивидуальные элементы декора, практически не существует, потому что это сложно, хотя именно на этом и зарабатываются деньги в индустрии дизайна, а не на копировании интерьера из журнала с 15000 тиражом.

Интерьер-дизайнер – прежде всего ремесленник, такой же, как и портной, который шьет костюм своему клиенту, пришедшему к нему в желании получить гарантированное качество и индивидуальный стиль.

– Как вы узнали о владимирском салоне интерьерных материалов «Сим-Сим»?

– Директор моего московского учебного центра познакомилась с руководством компании на международной выставке в Москве и поняла, что цели и интересы нашей профессиональной деятельности схожи. Большую роль сыграл и тот факт, что компания создает новые, востребованные горожанами проекты, получила финансовую поддержку проекта «Центр комплектации и строительных технологий для малоэтажного строительства» мэрии Владимира.

Тем не менее мастерской пришлось выдержать жесточайший конкурс и доказать, что она способна своей репутацией и строгим выполнением всех требований поддержать мою торговую марку.

– Какие условия вы поставили перед владимирскими партнерами?

– Для проведения полноценных мастер-классов нам были нужны мастера-декораторы с высоким уровнем подготовки и навыками преподавания, которые должны были пройти дополнительное обучение в Москве, и соответствующим образом оформленное отдельное помещение. Наши партнеры выдержали все условия, и 1 октября открылся во Владимире новый учебный центр Марата Ка – мастерская декора «Сим-Сим».

Мы готовы делиться своими уникальными техниками и технологиями в области декорирования, поскольку разрабатываем колористику и декоративные поверхности для современных архитектурных пространств, предметов, мебели. Мы также занимаемся методикой, технологией и обучением, красками, декоративными материалами и способами их нанесения, рассматривая создание декоративных поверхностей в качестве обособленной творческой деятельности. Мы называем эту деятельность артоведением.

Артоведение не оставляет секретов и тайн. Это не искусство, а ремесло и наука о том, как создавать красоту.

– А в чем уникальность вашей методики обучения и преподавания артоведения?

– На данном отрезке времени я считаю свою систему обучающих центров лучшей в мире благодаря разработанной мною методике и многочисленным патентованным технологиям и эффектам. Мы можем научить ремеслу декоратора любого заинтересованного человека. Уникальность представленных в моих мастерских материалов в том, что они с равным успехом могут использоваться как на фасадах зданий, так и внутри помещений различного назначения. Моя методика гарантирует создание шедевра.

Работа наших учебных центров строится по принципу неформальных профессиональных клубов, в которых проводятся бесплатные мастер-классы, где декораторы показывают различные технологии работы декоративными материалами «Марат Ка».

Сейчас в Москве готовится бесплатный мастер-класс для детских художественных школ. Во Владимире он пройдет в ближайшее время.

– Собираетесь ли вы лично дать мастер-класс для владимирцев? И сразу уточните, где он пройдет, потому что число желающих просто посмотреть на то, как телезвезда творит вживую, может зашкалить все пределы.

– Я собираюсь приехать во Владимир в следующем году, но проведу не мастер-класс, а лекцию по артоведению для архитекторов, дизайнеров, художников и реставраторов. Надеюсь на профессиональный диалог о проблемах нашей отрасли.

Ну а помещение для выступления подберут партнеры. Я думаю, что самым лучшим местом будет аудитория одного из владимирских вузов.

– А вы знаете реальное число ваших поклонников в мире?

– Мне называли цифру 25 миллионов. Все они появились благодаря моим мастер-классам, Интернету и телевидению, конечно.

– Понимаю, что журналисты бесконечно задают вам этот вопрос, но как родился ваш псевдоним?

– Псевдоним появился случайно. Я не хотел, что называется, выдавать семью: папа – известный математик, мама – известный литературный критик, среди других родственников немало влиятельных людей – от чемпиона мира по фигурному катанию до нефтяных и банковских магнатов. Поэтому, когда меня впервые попросили представиться, я сократил свою фамилию до одной буквы, назвавшись Маратом К. Шеф-редактор ошибся и вместо сокращения «К.» написал «Ка».

– Какие модные тенденции сегодня сложились в декорировании?

– Я не слежу за модными тенденциями, я их создаю. Некоторые старые вещи, придуманные мною несколько лет назад, стали вдруг сегодня очень популярными. Например, меня окрестили родоначальником орнаментального направления в декорировании. Но я не родоначальник. Я просто предугадал дальнейшее направление развития этого прикладного вида искусства.

Кроме того, дизайнерам необходимо помнить, что мода – понятие неоднозначное. И насколько модные вещи притягивают к себе внимание сегодня, ровно настолько же отталкивают его завтра.

– Как вы думаете, можно ли преобразить свой дом, имея ограниченный бюджет?

– Ответ вы знаете заранее. Превратить свой дом в райский уголок, имея небольшое количество денег, конечно, не удастся. Но если их действительно мало, а хочется чего-нибудь уютного, нужного их тратить не на вещи, а на шторы! Занавески занимают больше 30% комнаты. Купите себе кусок дорогущей ткани, сделайте из нее красивые портьеры. И у вас сразу станет уютнее!

Попробуйте вдохнуть новую жизнь в какой-нибудь предмет вашего привычного интерьера. Сделайте это своими руками. Руководством к действию могут стать мастер-классы, видеозаписи которых вы найдете на моей странице в Интернете.

– Откройте для наших читателей какие-нибудь секреты декорирования.

– Маленькую комнату никогда не сделать большой, а низкий потолок – высоким. Но маленькую комнату можно сделать уютной, а низкий потолок – незаметным.

Секрет в том, что потолок должен соответствовать полу. Если у вас темный пол, то и потолок должен быть темным. Если совсем низкий, он должен быть орнаментальным. В интерьере должны соблюдаться причинно-следственные связи. Все должно быть логично.

– А почему в ваших интерьерах нет современных деталей?

– Вы имеете в виду бытовую технику, розетки и выключатели? Дело в том, что новые вещи быстро стареют. Техника сразу устаревает, как только появляется на прилавках. А тем более когда попадает к нам домой. Она устаревает не только морально, как говорят компьютерщики, но и эстетически. Потом старение замедляется.

Но мы не можем отказаться от использования техники или внести в дом старый телевизор, который, кстати, будет смотреться намного лучше в самом современном интерьере. Поэтому я предпочитаю прятать вещи, которые хозяева могут легко поменять на более совершенные и внести диссонанс в созданный интерьер, который должен служить им не год и не два.

– Сложился ли русский национальный стиль в интерьере?

– Русского стиля в природе пока не существует. И вовсе не оттого, что использовать в интерьере элементы стиля а ля рюс плохо или неинтересно, а скорее оттого, что мы, русские, почему-то стесняемся своей страны, своей истории, своих традиций… И доказательство тому – рестораны, которые нас окружают. В то время как во Франции преобладают французские, в Греции – греческие, в Мексике – мексиканские и т.д., в России и, в частности, в Москве, как ни странно, японские и итальянские, что не огорчать, безусловно, не может.

Досье «Призыва»

Марат Каизвестный российский дизайнер, получивший архитектурное образование в Америке.По основной специальности работает только на Западе. В России больше известен как интерьер-дизайнер и декоратор. Его фирменный знак – силуэт бабочки, изображениями которыми он любит украшать всевозможные поверхности.

Участник программы «Квартирный вопрос», а затем ведущий программы «Декоративные страсти».В 2009 годужурнал «GQ» под 49-м номером внес его в список самых стильно одетых мужчин России. Летом 2010 года Ассоциация дизайнеров Америки признала один из интерьеров Марата Ка лучшим за последние 100 лет. Одновременно этот интерьер был отмечен и как самый дорогой в мире.

Марат Ка – специалист по стенным росписям и не только. Его идея внедрить в ткань живого дерева вкрапления блестящей смальты – новое яркое слово в ресторанных интерьерах. В России оформленные им интерьеры можно видеть в таких московских ресторанах и кафе, как Fame Cafe«Санрайз», Villa Cafe «4 Angels», «Кальвадос», «Боканчино».

Живет одновременно в России и в Америке. Женат. Имеет пятерых детей: три дочери и два сына.

Ольга РОМАНОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике