«Шапки Мономаха» уехали в Белгород и Мелихово

Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот», привлекший внимание 7 тысяч владимирских зрителей и порадовавший их разнообразием программы, завершился. Итоги его неоднозначны и удивительны.

Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот», привлекший внимание 7 тысяч владимирских зрителей и порадовавший их разнообразием программы, завершился. Итоги его неоднозначны и удивительны.

Прежде всего с удо­влетворением хочется отметить, что такой вы­мирающий вид людей, как театральная публика, во Владимире еще су­ществует. Более того, за афишей Владимирского академического театра драмы им. А. Луначар­ского пристально следит органически не прием­лющая традиционный репертуар, но культур­ная и начитанная часть городского сообщества, которая включает в себя и молодежь.

Пестрая афиша нынеш­него фестиваля, благода­ря заботам отборочной комиссии насыщенная пьесами новых направ­лений и жанров, принци­пиально не осваиваемых нашим театром, время от времени привлекала их внимание, и в зале мож­но было видеть молодых людей, купивших билет на спектакль без настоя­тельной рекомендации классного руководителя или учителя литературы. Их реакция на проис­ходящее на сцене была непосредственной и ли­шенной какой-либо ан­гажированности.

Видимо, поэтому так разительно отличаются друг от друга итоги голосования зрителей и мнение обремененного высшим образованием и опытом жюри под ру­ководством профессора Российской академии театрального искусства Геннадия Дадамяна. Два

этих параллельных мира чудом пересеклись только в одной точке, единодушно поддержав спектакль Пермского театра «У Мо­ста» по пьесе ирландско­го драматурга Мартина МакДонаха «Калека с Инишмана».

Вопрос о том, как и почему это случилось, требует особого размыш­ления. Складывается впечатление, что жюри фестиваля «У Золотых ворот» не сочло возмож­ным для себя проигно­рировать популярную и обласканную прессой работу дважды отмечен­ного наградами фестива­ля «Золотая маска» театра (в 2008 и 2010 годах, когда специальный приз был вручен пермякам именно за «Калеку с Инишма-на»).

Остальные два спекта­кля, признанные жюри лучшими, – получившее хрустальную «Шапку Мономаха» «Заворо­женное семейство» по неоконченной пьесе Л. Толстого Белгородского государственного академического театра дра­мы им. М. Щепкина и награжденные золотым дипломом фестиваля че­ховские «Три сестры» Ульяновского государственного театра драмы им. И. Гончарова, – зри­тель в своем голосовании даже не отметил.

Кстати, приходится с сожалением констати­ровать, что приглашен­ные рефери-эксперты сыграть свои роли по «гамбургскому счету», как обещали вначале, так и не сумели. Но жизнь оказалась увлекательнее и непредсказуемее кри­тиков: реальное, а не официальное место наи­более сильного спектакля в статусной иерархии фестиваля определилось объективно.

–  Мы в три захода об­суждали итоги голосова­ния, в том числе и ночью, и приняли решение кро­ме главного приза ввести еще два специальных, – пояснил на торжествен­ной церемонии разоча­рованной публике член жюри фестиваля, ректор ВГГУ Виктор Малыгин.

–  Жюри было не еди­нодушно, – постфактум поделилась в кулуарах своими впечатлениями идейный вдохновитель и координатор фестиваля, главный редактор газеты «Театральное дело» Ольга Сенаторова. – Все реши­ли тысячные доли балла. Творческое соревнование поставило трудную зада­чу. Выбирать пришлось из спектаклей, которые были интересны, талант­ливы и оригинальны. Ду­маю, что на следующем фестивале «У Золотых ворот» следует ввести в состав жюри представи­телей разных поколений зрителей, а положение о призах изменить.

 Кроме «Калеки с Инишмана», публика выдели­ла очень новаторскую, весьма современную и спорную по своим до­стоинствам экшен-стори «Собаки Якудза» Красно­ярского государственного театра юного зрителя по пьесе представителя так называемой «новой дра­мы» Юрия Клавдиева. И это еще один веский аргумент, объясняющий парадоксальное решение жюри отметить неакаде­мичную постановку экс­периментального Пермского театра, который оказался в шорт-листе фестиваля волею случая, но по вполне веским при­чинам.

К тому же 4 сентября театр «У Моста» отпра­вился в большой фести­вальный тур по маршруту Одесса – Брест – Ростов-на-Дону – Владимир -Москва – Львов. И уже вторая остановка в этом путешествии принесла ему два главных приза на крупнейшем между­народном театральном фестивале «Белая Вежа» (Брест).

Игнорировать новое, но уже признанное на Роди­не и, самое главное, за рубежом искусство было просто невозможно и даже неприлично. А вот «Собаки Якудза», получив­шие премию «Новация»на «домашнем» Межрегиональном театраль­ном фестивале-конкурсе «Ново-Сибирский транзит», еще должны подо­ждать.

«Призыву» остается констатировать, что вла­димирский зритель, как и московский, питерский, кудымкарский, перм­ский, новосибирский, готов к экспериментам и способен самостоятельно отделить зерна от плевел. Более того, он с радо­стью согласен отдавать свои кровные за кураж и

смелость в преодолении театральных штампов и стереотипов. Главное, чтобы эта культурная эво­люция (подчеркнем: не революция, а хоть какое-то развитие!) опиралась на талант, честную работу и подпитывалась богатейшими российскими театральными традиция­ми. Вот, пожалуй, глав­ное открытие фестиваля фестивалей 2010 года, за что ему большое спаси­бо. Остается только на­деяться, что следующий фестиваль окажется столь же представительным.

Что касается конкурса фестивалей России, то хрустальная «Шапка Мо­номаха» присуждена на нем XI Международному театральному фестивалю «Мелиховская весна», который стоит особняком среди праздников такого рода. В программу каж­дого фестиваля, органи­зуемого в подмосковном имении Чехова в селе Мелихово, обязательно включаются произведе­ния мелиховского перио­да, среди которых глав­ным является «Чайка», ставшая своеобразным символом чеховской дра­матургии.

На каждом фестива­ле проходят дни памя­ти деятелей театра, чьи жизнь и творчество были связаны с мелиховской усадьбой. В прошлом году чествовали Олега Ефремова, в нынешнем – недавно ушедшего из жизни художественного руководителя Липецкого театра драмы Владими­ра Пахомова, бывшего одним из инициаторов мелиховского праздника.

Кроме того, специаль­ным призом был отмечен VIII Международный Рождественский фести­валь искусств в Новоси­бирске, золотые дипломы получили XVI Междуна­родный фестиваль улич­ных театров в Архангель­ске и III Всероссийский театральный фестиваль «Старейшие театры Рос­сии в Калуге».

Владимирскому теа­тральному фестивалю фестивалей «У Золотых ворот» призов не доста­лось.

– Фестиваль занял свою нишу, – напутство­вал пока еще юный по сравнению с престиж­ными международными театральными событиями владимирский театраль­ный праздник Геннадий Дадамян. – Это замеча­тельный росток. Остается верить, что дерево, которое из него вырастет, будет прекрасным.

Ольга Романова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике