Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот», привлекший внимание 7 тысяч владимирских зрителей и порадовавший их разнообразием программы, завершился. Итоги его неоднозначны и удивительны.
Прежде всего с удовлетворением хочется отметить, что такой вымирающий вид людей, как театральная публика, во Владимире еще существует. Более того, за афишей Владимирского академического театра драмы им. А. Луначарского пристально следит органически не приемлющая традиционный репертуар, но культурная и начитанная часть городского сообщества, которая включает в себя и молодежь.
Пестрая афиша нынешнего фестиваля, благодаря заботам отборочной комиссии насыщенная пьесами новых направлений и жанров, принципиально не осваиваемых нашим театром, время от времени привлекала их внимание, и в зале можно было видеть молодых людей, купивших билет на спектакль без настоятельной рекомендации классного руководителя или учителя литературы. Их реакция на происходящее на сцене была непосредственной и лишенной какой-либо ангажированности.
Видимо, поэтому так разительно отличаются друг от друга итоги голосования зрителей и мнение обремененного высшим образованием и опытом жюри под руководством профессора Российской академии театрального искусства Геннадия Дадамяна. Два
этих параллельных мира чудом пересеклись только в одной точке, единодушно поддержав спектакль Пермского театра «У Моста» по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Калека с Инишмана».
Вопрос о том, как и почему это случилось, требует особого размышления. Складывается впечатление, что жюри фестиваля «У Золотых ворот» не сочло возможным для себя проигнорировать популярную и обласканную прессой работу дважды отмеченного наградами фестиваля «Золотая маска» театра (в 2008 и 2010 годах, когда специальный приз был вручен пермякам именно за «Калеку с Инишма-на»).
Остальные два спектакля, признанные жюри лучшими, — получившее хрустальную «Шапку Мономаха» «Завороженное семейство» по неоконченной пьесе Л. Толстого Белгородского государственного академического театра драмы им. М. Щепкина и награжденные золотым дипломом фестиваля чеховские «Три сестры» Ульяновского государственного театра драмы им. И. Гончарова, — зритель в своем голосовании даже не отметил.
Кстати, приходится с сожалением констатировать, что приглашенные рефери-эксперты сыграть свои роли по «гамбургскому счету», как обещали вначале, так и не сумели. Но жизнь оказалась увлекательнее и непредсказуемее критиков: реальное, а не официальное место наиболее сильного спектакля в статусной иерархии фестиваля определилось объективно.
- Мы в три захода обсуждали итоги голосования, в том числе и ночью, и приняли решение кроме главного приза ввести еще два специальных, — пояснил на торжественной церемонии разочарованной публике член жюри фестиваля, ректор ВГГУ Виктор Малыгин.
- Жюри было не единодушно, — постфактум поделилась в кулуарах своими впечатлениями идейный вдохновитель и координатор фестиваля, главный редактор газеты «Театральное дело» Ольга Сенаторова. — Все решили тысячные доли балла. Творческое соревнование поставило трудную задачу. Выбирать пришлось из спектаклей, которые были интересны, талантливы и оригинальны. Думаю, что на следующем фестивале «У Золотых ворот» следует ввести в состав жюри представителей разных поколений зрителей, а положение о призах изменить.
Кроме «Калеки с Инишмана», публика выделила очень новаторскую, весьма современную и спорную по своим достоинствам экшен-стори «Собаки Якудза» Красноярского государственного театра юного зрителя по пьесе представителя так называемой «новой драмы» Юрия Клавдиева. И это еще один веский аргумент, объясняющий парадоксальное решение жюри отметить неакадемичную постановку экспериментального Пермского театра, который оказался в шорт-листе фестиваля волею случая, но по вполне веским причинам.
К тому же 4 сентября театр «У Моста» отправился в большой фестивальный тур по маршруту Одесса — Брест — Ростов-на-Дону — Владимир -Москва — Львов. И уже вторая остановка в этом путешествии принесла ему два главных приза на крупнейшем международном театральном фестивале «Белая Вежа» (Брест).
Игнорировать новое, но уже признанное на Родине и, самое главное, за рубежом искусство было просто невозможно и даже неприлично. А вот «Собаки Якудза», получившие премию «Новация»на «домашнем» Межрегиональном театральном фестивале-конкурсе «Ново-Сибирский транзит», еще должны подождать.
«Призыву» остается констатировать, что владимирский зритель, как и московский, питерский, кудымкарский, пермский, новосибирский, готов к экспериментам и способен самостоятельно отделить зерна от плевел. Более того, он с радостью согласен отдавать свои кровные за кураж и
смелость в преодолении театральных штампов и стереотипов. Главное, чтобы эта культурная эволюция (подчеркнем: не революция, а хоть какое-то развитие!) опиралась на талант, честную работу и подпитывалась богатейшими российскими театральными традициями. Вот, пожалуй, главное открытие фестиваля фестивалей 2010 года, за что ему большое спасибо. Остается только надеяться, что следующий фестиваль окажется столь же представительным.
Что касается конкурса фестивалей России, то хрустальная «Шапка Мономаха» присуждена на нем XI Международному театральному фестивалю «Мелиховская весна», который стоит особняком среди праздников такого рода. В программу каждого фестиваля, организуемого в подмосковном имении Чехова в селе Мелихово, обязательно включаются произведения мелиховского периода, среди которых главным является «Чайка», ставшая своеобразным символом чеховской драматургии.
На каждом фестивале проходят дни памяти деятелей театра, чьи жизнь и творчество были связаны с мелиховской усадьбой. В прошлом году чествовали Олега Ефремова, в нынешнем — недавно ушедшего из жизни художественного руководителя Липецкого театра драмы Владимира Пахомова, бывшего одним из инициаторов мелиховского праздника.
Кроме того, специальным призом был отмечен VIII Международный Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске, золотые дипломы получили XVI Международный фестиваль уличных театров в Архангельске и III Всероссийский театральный фестиваль «Старейшие театры России в Калуге».
Владимирскому театральному фестивалю фестивалей «У Золотых ворот» призов не досталось.
- Фестиваль занял свою нишу, — напутствовал пока еще юный по сравнению с престижными международными театральными событиями владимирский театральный праздник Геннадий Дадамян. — Это замечательный росток. Остается верить, что дерево, которое из него вырастет, будет прекрасным.
Ольга Романова
Возможно Вас также заинтересует:
- Владимирский драмтеатр в Тамбове «гремел» Труппа Владимирского театра драмы вернулась с фестиваля имени Николая Рыбакова,...
- Первые призывники отправились в Белгород Во Владимирской области продолжается весенний призыв. Первая партия новобранцев...
- Недалеко уехали Железная дорога выставила региону счет в миллиард рублей, и, если...
- «Лето мое» стало победителем Владимирский певец и композитор Алексей Молдалиев стал победителем Пятого всероссийского...
- Первая среди лучших Новый успех владимирского режиссера: фильм «Outro», снятый выпускницей факультета журналистики...