У каждого свой путь к Богу

Сбылась мечта коллекционера Андрея Перескокова, о которой «Призыв» писал в ноябре 2009 года. Впервые во Владимирской области для обзора широкой публики выставлено одно из самых больших частных собраний...

Сбылась мечта коллекционера Андрея Перескокова, о которой «Призыв» писал в ноябре 2009 года. Впервые во Владимирской области для обзора широкой публики выставлено одно из самых больших частных собраний икон ковровского живописца Юрия Кузнецова. Каждый желающий в течение августа и сентября может посетить ее в выставочном зале управления культуры администрации города Владимира на ул. Б.Московской, расположенном по соседству с общественной приемной Владимира Путина.

В отличие от дру­гих коллекционеров предприниматель Андрей Перескоков не боится обнаро­довать свои приоб­ретения.

– Я честный приобретатель и могу доказать, каким образом были заработаны средства на покупку каждого предмета, – говорит он.

За минувший год городская админи­страция изыскала возможность пре­доставить Андрею Перескокову достой­ную выставочную площадку, к которой у него были особые требования, ведь на иконы Юрия Куз­нецова претендо­вали ведущие российские и зарубежные музеи. Управ­ление культуры пригласило московских и владимирских искусствоведов для оценки и оптимального размещения икон в интерьере зала. Для обеспечения качественного экспонирования были приоб­ретены специальные крепле­ния и небликующие точечные светильники.

– Пока шли переговоры, стало ясно, что выставлять надо все, – с гордостью по­казывает «Призыву» выставку Андрей Перескоков. – Здесь представлена полная коллек­ция икон Юрия Кузнецова, включающая 40 работ. Я рад,
что залы предоставленного управлением культуры города помещения оказались сораз­мерными иконам и прекрасно оборудованными.

Выставка получила назва­ние «Лик Руси Святой». На ней представлено множество уникальных по религиозным сюжетам работ. Здесь можно увидеть редкую икону «Спас Ярое Око», написанную Юри­ем Кузнецовым всего в одном экземпляре. Это оплечная икона Иисуса Христа, вос­ходящая, по версии искусство­ведов, к иконографическому типу Спаса Вседержителя и отличающаяся строгим, про ницательным выражением глаз. Сюжет ее берет начало в XI веке, и смысл его в том, что со всех ныне живущих за все спросится, и нет ничего тако­го, что бы Господь не видел. После написания иконы, по свидетельству коллекционера, мастер даже заболел, так много сил отняла у него эта работа.

Выставку украшает не менее редкая по сюжету икона Бого­родицы «Умиление». В русской иконописной традиции существу­ет около 500 образов Богородицы. На этой иконе Богоматерь изо­бражена в полурост, с крестообразно сложен­ными на груди рука­ми, без Богомладенца. И таких иконографи­ческих вариантов, где изображается Бого­матерь без Младенца Христа, оказывается, очень немного.

Кроме Богоматери Остробрамской-Виленской, этому типу соответствует ико­на «Невеста Неневестная» (ошибочно ее называют «Умиление»), которая была келей­ной иконой преподобного Серафима Саровского. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери – «Mater Dolorosa», когда Божья Матерь пред­ставлена погруженной в мо­литвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложен­ными на груди руками. Этот вариант получил большое рас­пространение на Западе, но и в православной иконографии он также хорошо известен. Некоторые исследователи полагают, что он первоначально не был самостоятельным, входил ча­стью в диптих, на второй по­ловинке которого изображался страдающий Иисус Христос в терновом венце.

Не менее уникальна по ко­лориту и сюжету икона Сера­фима Саровского, икона Ильи Пророка, поднимающегося в небо на огненной колеснице, а вот в качестве любимой собиратель коллекции на­зывает «Тайную вечерю». За 16 лет иконописания Юрий Кузнецов написал всего че­тыре иконы на этот сюжет, что объясняется сложностью многофигурной композиции, а также внушительным раз­мером иконы – 100х180 см. К каждой из представленных

икон организаторы выставки позднее обещают сделать спе­циальное пояснение.

Интересно, что в состав экспозиции включена семей­ная икона Перескоковых, с которой и началась необыч­ная коллекция. Свою первую икону – икону Спасителя – будущий коллекционер, не ведая о последствиях, купил в ковровском художественном салоне совершенно случайно. До этого, в 1996 году, увиден­ные на выставке работы кисти Юрия Кузнецова совершенно не тронули его душу.

Купленную и принесенную домой икону Спасителя нео­жиданно для сына одобрила мать Андрея Перескокова, повесила ее в своей комнате и даже согласилась считать семейной. В тот год финансо­вое благополучие пролилось на семью золотым дождем. Андрею Перескокову удалось осуществить даже те проекты, которые он не планировал, после чего он крепко приза­думался о силе веры.

История второй в коллекции иконы – Скорбящей Богоматери – тоже удивительна. Она написана специально по просьбе коллекционера, для того чтобы «вымолить» рож­дение второго долгожданного ребенка, с зачатием которого у супругов были проблемы. Иконописец долго не согла­шался принять необычный и очень ответственный заказ, а потом сам выбрал сюжет «Умиление», пото­му что у него было предчувствие, что у заказчика иконы непременно родит­ся дочка.

– Я всю жизнь мечтал о трех дочерях, но после рождения старше­го сына в проро­чество мастера не очень-то верилось, улыбается Ан­дрей Перескоков. – Однако вопреки нашим сомнени­ям у нас родилась дочка Аня. Благо­даря вещему искус­ству художника мы реализовались как родители. Именно поэтому мы попро­сили Юрия Эросовича быть крест­ным отцом нашей дочери.

Скромный, но всегда откры­тый для общения живописец побывал на открытии выстав­ки во Владимире и остался доволен экспозицией.

В книге отзывов выставки, которую можно будет увидеть в течение двух месяцев, стиль письма назван «кузнецовско-владимирским», что претен­дует на введение в научный обиход новой терминологи­ческой дефиниции. Коллек­ционер Андрей Перескоков и автор проекта Global Art Communications искусствовед Кристина Кондратьева, от­крывшая выставку, передали в дар городу икону «кузнецов­ского письма» с образом Свя­того Равноапостольного князя Владимира. Эта икона стала первой в коллекции управле­ния культуры администрации Владимира.

Ольга РОМАНОВА


 


 

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике