У каждого свой путь к Богу
04.08.2010Сбылась мечта коллекционера Андрея Перескокова, о которой «Призыв» писал в ноябре 2009 года. Впервые во Владимирской области для обзора широкой публики выставлено одно из самых больших частных собраний икон ковровского живописца Юрия Кузнецова. Каждый желающий в течение августа и сентября может посетить ее в выставочном зале управления культуры администрации города Владимира на ул. Б.Московской, расположенном по соседству с общественной приемной Владимира Путина.
В отличие от других коллекционеров предприниматель Андрей Перескоков не боится обнародовать свои приобретения.
- Я честный приобретатель и могу доказать, каким образом были заработаны средства на покупку каждого предмета, – говорит он.
За минувший год городская администрация изыскала возможность предоставить Андрею Перескокову достойную выставочную площадку, к которой у него были особые требования, ведь на иконы Юрия Кузнецова претендовали ведущие российские и зарубежные музеи. Управление культуры пригласило московских и владимирских искусствоведов для оценки и оптимального размещения икон в интерьере зала. Для обеспечения качественного экспонирования были приобретены специальные крепления и небликующие точечные светильники.
- Пока шли переговоры, стало ясно, что выставлять надо все, – с гордостью показывает «Призыву» выставку Андрей Перескоков. – Здесь представлена полная коллекция икон Юрия Кузнецова, включающая 40 работ. Я рад,
что залы предоставленного управлением культуры города помещения оказались соразмерными иконам и прекрасно оборудованными.
Выставка получила название «Лик Руси Святой». На ней представлено множество уникальных по религиозным сюжетам работ. Здесь можно увидеть редкую икону «Спас Ярое Око», написанную Юрием Кузнецовым всего в одном экземпляре. Это оплечная икона Иисуса Христа, восходящая, по версии искусствоведов, к иконографическому типу Спаса Вседержителя и отличающаяся строгим, про ницательным выражением глаз. Сюжет ее берет начало в XI веке, и смысл его в том, что со всех ныне живущих за все спросится, и нет ничего такого, что бы Господь не видел. После написания иконы, по свидетельству коллекционера, мастер даже заболел, так много сил отняла у него эта работа.
Выставку украшает не менее редкая по сюжету икона Богородицы «Умиление». В русской иконописной традиции существует около 500 образов Богородицы. На этой иконе Богоматерь изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца. И таких иконографических вариантов, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, оказывается, очень немного.
Кроме Богоматери Остробрамской-Виленской, этому типу соответствует икона «Невеста Неневестная» (ошибочно ее называют «Умиление»), которая была келейной иконой преподобного Серафима Саровского. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери – «Mater Dolorosa», когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными на груди руками. Этот вариант получил большое распространение на Западе, но и в православной иконографии он также хорошо известен. Некоторые исследователи полагают, что он первоначально не был самостоятельным, входил частью в диптих, на второй половинке которого изображался страдающий Иисус Христос в терновом венце.
Не менее уникальна по колориту и сюжету икона Серафима Саровского, икона Ильи Пророка, поднимающегося в небо на огненной колеснице, а вот в качестве любимой собиратель коллекции называет «Тайную вечерю». За 16 лет иконописания Юрий Кузнецов написал всего четыре иконы на этот сюжет, что объясняется сложностью многофигурной композиции, а также внушительным размером иконы – 100х180 см. К каждой из представленных
икон организаторы выставки позднее обещают сделать специальное пояснение.
Интересно, что в состав экспозиции включена семейная икона Перескоковых, с которой и началась необычная коллекция. Свою первую икону – икону Спасителя – будущий коллекционер, не ведая о последствиях, купил в ковровском художественном салоне совершенно случайно. До этого, в 1996 году, увиденные на выставке работы кисти Юрия Кузнецова совершенно не тронули его душу.
Купленную и принесенную домой икону Спасителя неожиданно для сына одобрила мать Андрея Перескокова, повесила ее в своей комнате и даже согласилась считать семейной. В тот год финансовое благополучие пролилось на семью золотым дождем. Андрею Перескокову удалось осуществить даже те проекты, которые он не планировал, после чего он крепко призадумался о силе веры.
История второй в коллекции иконы – Скорбящей Богоматери – тоже удивительна. Она написана специально по просьбе коллекционера, для того чтобы «вымолить» рождение второго долгожданного ребенка, с зачатием которого у супругов были проблемы. Иконописец долго не соглашался принять необычный и очень ответственный заказ, а потом сам выбрал сюжет «Умиление», потому что у него было предчувствие, что у заказчика иконы непременно родится дочка.
- Я всю жизнь мечтал о трех дочерях, но после рождения старшего сына в пророчество мастера не очень-то верилось, улыбается Андрей Перескоков. – Однако вопреки нашим сомнениям у нас родилась дочка Аня. Благодаря вещему искусству художника мы реализовались как родители. Именно поэтому мы попросили Юрия Эросовича быть крестным отцом нашей дочери.
Скромный, но всегда открытый для общения живописец побывал на открытии выставки во Владимире и остался доволен экспозицией.
В книге отзывов выставки, которую можно будет увидеть в течение двух месяцев, стиль письма назван «кузнецовско-владимирским», что претендует на введение в научный обиход новой терминологической дефиниции. Коллекционер Андрей Перескоков и автор проекта Global Art Communications искусствовед Кристина Кондратьева, открывшая выставку, передали в дар городу икону «кузнецовского письма» с образом Святого Равноапостольного князя Владимира. Эта икона стала первой в коллекции управления культуры администрации Владимира.
Ольга РОМАНОВА