Вечно молодой, вечно зеленый.!

В глазах — зелено. На десятом Празднике Огурца в Суздале яблоку негде было бы упасть — если бы хоть кто-то в такой день догадался принести в музей деревянного зодчества яблоко.

Огурец царил повсюду. Ему, как выяснилось, и нынешняя страшная жара не помеха, лишь бы поливали почаще: этот овощ (или, как утверж­дают продвинутые бо­таники, ягода) как раз любит теплую и влажную погоду Суздальские ого­родники знай себе бегают с ведрами на грядки и по­тирают руки. «Поливаем каждый день по два раза, зато и урожай собираем каждый день, — радуется Вера Пахомова, — иначе мгновенно вырастают в сущие кабачки».

На каждом прилавке -огурцы свежие, соленые и малосольные, печеные, жареные и фаршированные, какие-то невероят­ные огурцы с чесноком и хреном, с орехами, со смородиной. Частью секреты их приготовления — фамильные, от мам, ба­бушек и прабабушек, ча­стью — придуманные со­всем недавно, чтобы удивить туристов. А вообще из суздальских рецептов того, что можно сделать из обыкновенного огурца, давно пора составлять по­варенную книгу. Вышла бы она отнюдь не тонень­кой и наверняка имела бы успех. Ну где, кроме Суздаля, можно попро­бовать закуску из огурца с рыбой, слоеные пироги с огурцами, варенье из огурцов и запить все это дело свежевыжатым огу­речным соком с лимоном. Надо сказать, жажду он действительно утолял прекрасно — к радости собравшихся туристов, изнемогавших от духоты. Одна беда — на солнце принесенные торговцами бутыли с соками, морса­ми, компотами и квасом к полудню изрядно нагре­лись. Что дало повод их более предприимчивым товарищам — тем, кто принес напитки в термосе или ящике с сухим льдом, оперативно поднять цены с десяти до тридцати ру­блей за стаканчик.

Но что попало в же­лудок — пропало навсег­да, а на вечную память суздальские «огуречные бизнесмены» изготовили уйму сувениров с празд­ничной символикой: ас­сортимент с каждым го­дом прирастает огурцами-магнитами, брелоками, сережками, глиняными рюмками и свистульками «под огурец», подушками и игрушками. Все это здесь же, мгновенно, об­растает своей мифологи­ей, на которую так падок турист — благо, сам объект располагает: «чтобы семья была большой и друж­ной, как огуречная лоза», «для мужской силы», «на здоровье, крепкое, как огурчик».

Да и сам огурец, кото­рому посвящен праздник, — уже больше, чем зеленый пупырчатый эллипсоид с грядки. За десять лет он обзавелся собственным именем — теперь он Огу­рец Рассолович Суздаль­ский; побратимами по всеми миру (в Суздаль на торжество приезжало около пятнадцати деле­гаций со всего мира; на этот вот раз поляки из Червеньска со своим «па­ном Гурецким») и циклом написанных людьми из народа величальных пе­сен, слабых по тексту, но берущих задушевностью исполнения. Финаль­ный гимн на мотив «до свиданья, наш ласко­вый Миша», под который каждый год игрушечный огурец взмывает в небо на воздушных шарах, поется публикой почти с той же постолимпийской гру­стью. Впрочем, за «вне-огурцовую» музыкальную часть на празднике от­вечают очень достойные люди. В этом году — уже во второй раз — приехал Алексей Архиповский со своей виртуозной бала­лайкой («Люблю огурцы, люблю праздники», прокомментировал он), а также дуэт известного фольклориста и этно-музыканта Сергея Старо­стина с итальянским ба­рабанщиком Марио, плюс польские «Нетковианки», саранская «Торома», костромская «Карусель» и другие — кто вроде бы исполняет народную музыку, но делаетэтоне пошло и не пафосно, а очень искренне и с душой.

Праздник Огурца, на­верное, этим и подкупа­ет — искренностью и еще какой-то исконностью. Хотя сама и деяпояви лась ровно десять лет назад (и главным героем торже­ства мог стать лук или даже хрен), многие при­езжающие в Суздаль воспринимают его именно как нечто истинное, на­родное. Вроде как много лет назад, в конце июля, люди снимали урожай огурцов, устраивали яр

марку с гуляньями, хва­стались успехами, гнали возы с зеленцами во Вла­димир и Москву. Совет­ская власть все прикрыла, а музей-заповедник снова возродил. И хотя эту ле­генду никто и никогда не поддерживал, ощущение остается. За десять лет праздника огурец стал натуральным суздаль­ским брендом, причем не приуроченным к собы­тию, а круглогодичным. Бабушка, торгующая огурцами, вот-вот станет неофициальным симво­лом города. Даже дети из театра моды при город­ской творческой студии «Исток» создают коллек­цию костюмов «Огуречный сезон». Праздник органично вписался в суздальскую жизнь — и именно это отличает его от искусственных попы­ток вырастить на местной почве нечто «празднично-патриотически-историческо-туристическое» типа фестиваля «Богатыр­ские забавы», за четыре года так толком и не при­жившегося на владимир­ской земле. А Праздник Огурца прижился и может просуществовать еще не один десяток лет. А там, глядишь, и суздальскому гербовому соколу неза­метно подрисуют огурец в лапу. И все потом скажут, что так и было.

Марина Сычева

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Возвращение блудного Огурца Уже одиннадцать лет в финале суздальского Праздника огурца в небо...
  2. В Суздале отметят праздник Огурца 24 июля в суздальском Музее деревянного зодчества будут отмечать десятый...
  3. Зелененький он был! В Суздале - новый рекорд. Праздник Огурца, который отмечали в...
  4. Поверь, пока молодой… Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» стала эмблемой прошедшей во Владимире...
  5. Рисуй, пока молодой Во Владимире завершился 10-й, юбилейный, Международный пленэр юных художников. В...
Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Открытие фирмы в Польше У кого покупать грузовик Анапа — жемчужина Черного моря

Комментарии запрещены.