Эмоциональная многомерность испанского всплеска

Вчера творческое объединение «ВЭЙ АРТ» во владимирской галерее искусств «Ступени» представило публике выставку работ испанского художника Яниса Фрейжаса.

Без суеты

Открытие выставки — серьезный момент, венчающий собой длительный процесс подготовки к этому событию. Но иной раз гораздо интереснее посмотреть работы, когда нет вокруг присущей такому случаю светско-медийной толчеи. Когда корреспондент «Призыва» посетила галерею искусств, то попала в самый интересный момент — супруги Юлия и Алексей Лобовы активно обсуждали, как же лучше развесить работы испанского художника. Дело в том, что квадратных метров в этом уютном местечке намного меньше, чем картин. Потому и используются все вертикальные поверхности, даже дверь в подсобку с первого взгляда невозможно обнаружить, поскольку ее закрывают привезенные работы.

Владимирские ценители искусства знают, что Лобовы умеют очень удивить, организовывая и проводя оригинальные по своему наполнению акции и выставки. Вот и эта экспозиция цветной графики не может не зацепить своим сюжетным и колористическим содержанием. Чета Лобовых искренне сожалеет, что Янис АгустиновичВилельа Фрейжас (так звучит полное имя художника) не смог приехать в наш город. А ведь именно здесь открылась его первая персональная выставка в России.

Испанец российской закваски

Автор выставочных работ Янис Фрейжас последние двадцать лет живет в Испании. Но родился он… в Москве! Все объясняется просто — в 1961 году его родители работали в посольстве. Начал рисовать с семи лет, развил свой талант в Московском текстильном институте. Один из критиков, увидев работы Фрейжаса, отметил, что они очень яркие, как ткани.

Янис по окончании вуза преподавал класс композиции от ВГИКа в первой школе комикса. Работал аниматором, сценаристом и режиссером в студиях «Пилот», «Тема» под руководством Александра Татарского (автора любимой всеми «Пластилиновой вороны» и других интересных мультиков). Один из его соавторов Владимир Саков считает очень символичным, что творчество Яниса, сформировавшееся в России, возвращается к нам в качестве зарубежного искусства. Саков очень точно подметил, что «картины Яниса — это результат того общения и той среды, в которой он в данный момент находится. Это эмоциональный выплеск накопленной духовной информации».

Действительно, его работы, несмотря на единую стилистику, удивительно разные как по восприятию, так и по настроению. Арт-директор галереи «Ступени» Юлия Лобова уверена, что медитативное творчество Фрейжаса никого не может оставить равнодушным. Кто-то будет восхищаться филигранной техникой, кто-то колоритом, кого-то увлечет динамика композиции, но главным является то, что они все вместе несут заряд энергии. Каждый, кто придет в галерею, просто выберет из всего многообразия именно ту картину или ту энергию, которой ему недостает.

Энергия действия

Таких людей, как Янис Фрейжас, принято называть многогранной личностью. Он не только художник, но и поэт, а еще и гуру, и успешный бизнесмен! Все тот же Владимир Саков подмечает, что Янис, скорее, «многомерная личность». Он целен и неизменен, и без всяких там граней. Движение — это главное, что с ним происходит. Не все его измерения можно увидеть. Мудрец изрек: «Смотреть легко, увидеть — трудно». Но что-то видно даже очень хорошо. Например, организованную им сеть залов по корейскому стилю кунг-фу Лань До Жень Сиуе Пай (известной в России как «Школа Лентяя»), где познают таинства древнего эзотерического учения сотни учеников. Янис — официальный представитель этого вида боевого искусства в Европе, имеет 6-й дан.

Как истинный экстраверт, он просто не может осесть где-нибудь в подвальной студии и тихо писать для потомков, используя изощренный художественный инструмент. Как правило, ситуация складывается именно так, что в момент творческого озарения под рукой оказывается все та же шариковая ручка, пара фломастеров и лист ватмана. А так как стаж работы этими инструментами измеряется несколькими десятилетиями, то его техника стала просто виртуозна!

Знак качества

На всех картинах Яниса Фрейжаса в галерее искусств «Ступени» стоит фирменный красно-белый знак, а на некоторых присутствует и второй — черно-белый, с изображением дракона. Как выяснилось, красная метка — это именное клеймо каллиграфа, которого художник был удостоен в Японии, а знак дракона определяет, что он гуру в каратэ. Мне эти знаки напомнили наш прежний знак качества.

- Те, кто придет к нам в галерею, оценят, что это уникальная выставка, — уверенно заявляет Алексей Лобов. — Мы даже названия картин решили не выставлять. Потому что у каждого возникнет свой ассоциативный ряд.

- Это искусство для всех, — вторит Юлия Лобова. — Если бы мне дали возможность, я бы с рупором по Владимиру проехала и всех бы пригласила.

В небольшом помещении галереи работам Яниса Фрейжаса хватило места. Надеюсь, что его цветная графика найдет признание и у владимирцев — ценителей изобразительного искусства.

Ольга Вознесенская

Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Современный профнастил – эстетика и надежность вашего дома! Массажные столы US MEDICA Грамотный выбор кроватки для малыша

Комментарии запрещены.