16+

«Дон Кихот» – нелепая трагедия

Во владимирском театре драмы в назначенный срок прошла премьера спектакля «Дон Кихот» по инсценировке Евгения Шварца. Точнее, по ее мотивам.

Нет, это не Испания. Здесь ходят в шляпах по немецкой моде, здесь едят из мисок с прикованными к ним цепью ложками, здесь звучит балканская музыка. Что это за страна, по сути, и неважно. Донкихоты живут везде и поныне.

Всемирно известный роман Сервантеса, сказать честно, осилит не каждый. Но те, кто хотя бы начинал читать этот роман, помнят всю нелепость событий, происходящих с испанским идальго Дон Кихотом. Абсурдно-комичные ситуации перекочевали и в спектакль в виде потешных драк, суетливой беготни по сцене и гротесковой наигранности. В «рыцарском» обличии Дон Кихот похож на роллера, Санчо Панса носит боксерский шлем. Росинант и осел выглядят так: к тросам присоединены седла, и два главных героя, сидя в них и порой даже поднимаясь над сценой, изображают верховую езду Дульсинея Тобосская – крестьянка Алдонса – аутична и, судя по характерно замедленной речи, страдает слабоумием.

Зато Дон Кихот и Санчо Панса получились что надо. Странный, старомодный, но уверенный в своих идеалах идальго немногословен. Дон Кихот совершает пусть глупые, но поступки, чем вызывает зрительское уважение. Санчо Панса вышел идеальным подчиненным. Он понимает всю абсурдность затей своего повелителя, но никогда ему не противоречит и поддерживает во всех начинаниях. Два главных героя в исполнении Михаила Асафова и Анатолия Шалухина, пожалуй, самые очаровательные. Их игру хочется смотреть.

Но куда без женщины, а в данном случае – без двух. У Дульсинеи Тобосской есть знатная соперница. Герцогиня – образ этакой скучающей жены богатого и влиятельного человека. Она и любит Дон Кихота за искренность и наивность, чуждую герцогскому двору, но и губит его из-за неразделенной любви. И из наигранного комизма вырастает самая настоящая трагедия разочарования в смысле жизни.

Зрительские мнения – очень разные.  Ну а постановщик «Дон Кихота» Александр Плетнев после спектакля признался, что доволен всеми, кто работал над спектаклем, кроме себя.

– Впечатления у меня, с одной стороны, очень хорошие, с другой – драматичные, – говорит режиссер. – У меня давно не было более спорных работ, чем сегодняшняя. Мнения очень любимых и уважаемых мною людей очень противоречивы. И в том, и в другом лагере люди достойные, которые понимают театр, которые понимают актеров, понимают тему, понимают Сервантеса. Хотя завтра, я уверен, буду рад такому разбросу мнений. Значит, сделал не просто так.

Впереди у спектакля – период «обживания». Режиссер считает, что постановке нужно дать возможность пожить без него, но за развитием своего детища Александр Плетнев обещает проследить.

Ирина Курочкина

Просмотры: