16+

Сила настоящего искусства

22 марта исполнилось 70 лет со дня рождения владимирского живописца, своей кистью принадлежавшего к широко известной школе владимирского пейзажа. Он искал в живописи не только красивые и тонкие цветовые решения, но и ответы на вопросы, связанные с судьбами родной земли.

Валерий Егоров родился в Коврове в сороковом, предвоенном году. Во время войны семья переехала в Юрьевец на Волге. Небольшой городок, просторы великой русской реки, протяжные гудки белых пароходов, серые чайки на крыле высокой волны и печально зовущий за собой клин журавлей в холодно-голубом осеннем поднебесье. Все это – Волга, и она навсегда осталась в сердце мальчишки.

В конце сороковых семья Егоровых вернулась в Ковров. В школе Валерий познакомился с парнишкой – Витькой, который умел рисовать так хорошо, что ему соседи заказывали картины. Это было для Валеры чудом. Сам он любил черчение. А Витька говорил: «Если тебе нравится черчение, значит, ты сможешь и рисовать, давай рисуй», – и звал его на этюды. Так и пошло: собирается утром Валера будто в школу с портфелем, а сам с Витей – на этюды. Прогуливал уроки, а после семилетки решил в Ивановское художественное училище поступать. Но родители в Иваново не пустили: «Там чужой город, там шпана. Лучше во Мстеру поезжай, там хоть родственники есть».

Так Валерий оказался во Мстере. Пришел в художественную школу, посмотрел шкатулки – и обмер. Ничего подобного прежде не видел. Шкатулки его поразили, он не знал, что есть такое письмо и что он может этому письму научиться… В 1959 году он с отличием закончил художественную школу, через год вернулся в родной Ковров. Там стал заниматься живописью. Но в память о годах учебы во Мстере в семье Валерия Егорова по сей день хранится его работа – шкатулка, выполненная по мотивам пушкинских «Бесов».

Первое признание пришло к Валерию Егорову в 1959 году. Его картина «Мстера», которая экспонировалась на Всесоюзной выставке самодеятельных художников, принесла ему премию: этюдник, мольберт и зонт. Это был успех, который ошеломил девятнадцатилетнего художника и определил весь его дальнейший творческий путь. «Мстера» была посвящена всем местным художникам и мастерам, кто помог ему, еще подростку, не только развить талант, но и зало жить основы верного и истового служения искусству.

В 1960 году Валерий Егоров переехал во Владимир. Атмосфера владимирского искусства в те годы была совершенно уникальной – здесь царил дух творческого поиска, большого эксперимента, соревновательности. Объединенная общей целью, во Владимире работала группа художников-единомышленников, решавших большие новаторские задачи в искусстве. На владимирской земле рождалась новая живопись – жизнеутверждающая, свежая, неформальная, получившая в дальнейшем широкую известность.

Молодой художник быстро вошел в круг молодежи, рядом со старшими товарищами включившейся в цветовые поиски и эксперименты. Наступило время напряженной работы. Валерию хотелось много сделать, познать, постичь. В эти годы он активно ведет поиски своего творческого лица, участвует во многих серьезных российских и зарубежных выставках. В 1967 году Валерий Егоров становится членом Союза художников.

Валерий Егоров был одним из тех, кто во владимирском искусстве писал полотна, на которых люди являлись не просто стаффажем. Люди здесь были главными героями – они занимались своими будничными делами, хлопотами, жили повседневной жизнью. В одном из интервью художник говорил: «Я считаю важным писать о старом, но по-современному, причем писать так, чтобы природа и чело век на моем холсте были равнозначными компонентами. Нужно одинаково хорошо знать природу села и природу человека, писать их, не умаляя достоинства ни того, ни другого. Для этого нужно много. Я об этом думаю всегда. И когда иду по улице, и когда обедаю, и даже когда делаю какие-то второстепенные дела. В таком напряженном состоянии сюжеты работ, бывает, даже снятся».

В среде владимирских художников безусловным творческим лидером был Владимир Юкин. Для Егорова этот удивительный человек и большой художник был непререкаемым авторитетом. «Владимир Яковлевич Юкин –  личность неординарная, человек, непохожий на других, он многое дал мне в понимании жизни и живописи», –  говорил художник.

Есть у Валерия Егорова работа, посвященная коллеге, это «Автопортрет с портретом Юкина». На холсте – две фигуры. На первом плане художник изобразил себя. Он сидит и смотрит прямо на нас. В фигуре, в руках художника чувствуется напряжение. Он находится в поиске, в раздумье, но во взгляде его видна твердость и решительность.

Хоть художник изобразил себя на первом плане, прямо у кромки холста, все же он находится в тени фигуры сидящего сзади него за столом Владимира Яковлевича. В портрете Юкина прекрасно схвачена пластика фигуры, характерная поза, взгляд художника.

Думается, этим двойным портретом Егоров хотел нам сказать многое о себе, о своем непростом постижении искусства, о значимости фигуры Юкина. Глядя на этот портрет, вспоминаешь слова московского художника Мызникова, сказанные в 1970 году: «Когда бываешь на выставках владимирских художников, проскальзывает мысль, что большинство ваших художников – юкинята. Все они находятся в тени большого дерева по имени Владимир Яковлевич Юкин. А это и легко, и очень трудно. Не каждому дано суметь выйти на собственный путь, найти себя».

Валерий Егоров нашел себя в искусстве, нашел собственный путь, собственный почерк. Всю жизнь художник был предан любимой теме – пейзажу русской провинции. В пейзажах художника выражена простая и естественная радость человека от общения с природой, наслаждение ее красотой. Произведения Валерия Егорова обладают той чудотворной силой настоящего искусства, высокой степенью живописного благородства, которая духовно обогащает, делая нашу жизнь красивее, совершеннее.

Картины Егорова находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи (картина «Праздник в Юрьевце на Волге»), многих региональных музеях страны, частных собраниях в нашей стране и за рубежом.

Любители искусства могут встретиться с творчеством этого замечательного мастера на персональной выставке его произведений, которая проходит сейчас во Владимире.

Надежда Севастьянова

Просмотры: