В заколдованной области плача. О том, что в Петушках появился постоянно действующий музей Венедикта Ерофеева, мало кто знает. И попасть туда оказалось непросто

В музей Венички Ерофеева, открывшийся к 70-летию писателя, надо ехать в середине лета – чтобы увидеть тот самый город, в котором «не отцветает жасмин».   Добираться туда лучше...

В музей Венички Ерофеева, открывшийся к 70-летию писателя, надо ехать в середине лета – чтобы увидеть тот самый город, в котором «не отцветает жасмин».

 

Добираться туда лучше на электричке – старой, зеленой, с деревянными сиденьями и неизменными попрошайками. Только сделать это сейчас непросто: из-за ремонта путей электрички из Владимира ходят туда редко – с утра и после обеда.

 

Зато на самой станции, стоя на мосту через пути, можно полюбоваться, как каждый час прибывает «та самая» – Москва-Петушки. На перрон выходят дачники, старухи, туристы, дети и подвыпившие граждане: среди них легко представить и самого Веничку с непременной бутылкой в авоське.

 

Здание вокзала, возле которого ждала и не дождалась «девушка с косой до попы» снаружи отреставрировано, но внутри все то же, что и сорок лет назад: расписание в полстены, кассирша в перманенте, спящий на лавочке абориген…

 

Выйдя из вокзала, не пытайтесь узнать, где здесь находится ерофеевский музей: местные

не в курсе. Они будут разводить руками и посылать вас в местный Дом культуры – уж там наверняка скажут.

 

Дом культуры стоит на Советской площади рядом с маленьким серебристым Лениным, и сам до сих пор увяз в советской эпохе. От руки начерченный плакат со стены зовет детей в кино и на марафон «Ура, каникулы». Внутри разморенная жарой билетерша предлагает за 40 рублей осмотреть музей Петуха, в котором среди прочих экспонатов имеется и Веничкино фото.

 

Выясняется, что посвященный Ерофееву зал находится совсем в другом месте – петушин-ской художественной галерее.

 

До галереи буквально два шага – через пролом в бетонном заборе, который местные величают «воротами». У входа в здание, которое галерея делит с мировыми судьями и агентством по кадастровому учету, в автобусе с надписью «Заказ катафалков» дремлет под хрипы Высоцкого водитель. А рядом цветет первый встреченный в Петушках жасминовый куст.

 

Предполагается, что музей Ерофеева принимает посетителей с утра до вечера по будням и по предварительным групповым заявкам в субботу. Но на деле попасть внутрь – уже проблема. «Ключ у директора, директор на планерке, а когда вернется – то нам неведомо, – объясняет смотрительница выставки картин местных художников, – пока ждете, можете сходить в краеведческий музей. Спросите Ольгу Павловну – она очень хорошо рассказывает биографию Ерофеева».

 

Биография всем известна и так: родился на Севере, блестяще учился, был отчислен «за вольнодумство» из нескольких вузов, в том числе и с филфака владимирского пединститута – в память об этом на стене корпуса сейчас висит мемориальная доска. Здесь же, на филфаке, познакомился с первой женой Валентиной Зи-маковой. Наезжая к ней из столицы в деревню Мышлино Петушин-ского района, сочинил свою бессмертную поэму «Москва-Петушки».

 

В том, что музей вообще появился – большая заслуга Галины Ерофеевой, жены Веничкина сына. Это она несколько лет подряд бегала по различным инстанциям, «пробивая» помещение в городе. Навстречу ей пошли неохотно – вообще, Ерофеева в Пет у шках не очень-то уважают. Виной тому отчасти и толпа московских эстетов, каждый год приезжающая по известному маршруту, чтобы отметить день рождения писателя. «Перепьются еще в электричке, а потом бегают по городу и буянят», – расскажут в музее.

 

Перед нетрезвой столичной богемой, по слухам, пасует даже петушинская «братва».

 

Подходящего помещения, кстати, так и не нашлось – под него отдали личный кабинет директора галереи. Стоящий в уголке стол с компьютером красноречиво свидетельствует: он до сих пор не покинул насиженного места и работает здесь же, в окружении экспонатов.

 

В самом музее, в первую очередь, ждешь вереницы бутылок, из которых Веничка смешивал свои легендарные коктейли. Действительность слегка разочаровывает: здесь несколько стендов с фотографиями и цитатами, ксерокопии документов – трудовой книжки, приказов об отчислениях и увольнениях, списка собранной писателем литературы. Есть книги из ерофеевской библиотеки и несколько пластинок; а также несколько изданий его собственных произведений. Все это отдала в музей Галина Ерофеева.

 

На почетных местах – старинная пишущая машинка, граммофон и чемоданчик, в котором лежат бутылка портвейна «777», пластмассовые апельсины и кулек с орехами. Эти экспонаты «не настоящие», не Веничкины – их собрали по закромам сотрудники галереи, чтобы хоть как-то оживить общую картину.

 

Здесь же – фотографии двойного памятника Ерофееву и его возлюбленной. Долгое время поклонники поэта мечтали, что монумент писателя встанет в Москве, на Курском вокзале, а девушки с косой – в Петушках. Не вышло – обе скульптуры, отлитые по заказу столичного производителя водки, установлены в Москве, на площади Борьбы, где Веничка «выпил кориандровой». А в Петушках памятника не дождетесь. «Не любит Ерофеева наш глава, и народ не любит», – по секрету признается одна из музейных смотрительниц.

 

Самые новые предметы в экспозиции – майка с рисунком и картонный вагончик «Москва-Петушки». Такие сувениры изготовили к открытию музея и продали в тот же день.

 

Больше сувениров на эту тему не делают и не привозят. «Музей маленький, посетители сюда почти не ходят, – рассказывает смотритель Вера Геннадьевна, – за весь год – три-четыре человека. Расположен музей неудобно, никакой рекламы не было, так что никто о нем и не знает. Вот если бы объединили в одном здании и музей Петуха, куда туристы все-таки заглядывают, и Ерофеева – было бы гораздо лучше».

 

Петушинская культурная общественность предполагает, что местная администрация подождет еще немного, да и прикроет малоизвестный и не приносящий выгоды музей. Так что торопитесь ехать – тем более, жасмин еще не отцвел.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике