Праздник на троих

Завтра православная церковь отмечает день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В народе этот день называют «всесвятскими бабьими именинами».

Не только именины

Эта история произошла в Италии во II веке н.э. Благо­честивая вдова-христианка по имени София трем своим дочерям дала имена в честь христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. Когда старшей из сестер было 12 лет, средней — 10, а младшей — 9 лет, их призвал к себе римский император Адриан. Девочки отказались принести жертвы языческой богине Артемиде, и за это император приказал подвергнуть их жестоким истязаниям. Несчастная Со­фия, похоронив замученных дочерей, на третий день скон­чалась на их могиле.

Возможно, именно из-за этой страшной истории 30 сентября по всем русским деревням стоял бабий вой. Женщины оплакивали свою несчастную судьбу, вспомина­ли умерших детей. Таков был обычай: в день Веры, Надеж­ды, Любови с утра полагалось выплакаться. Но проходи­ло грустное утро, наступал день, а с ним — «всесвятские бабьи именины». Женщин-именинниц в этот день осво­бождали от домашней работы, за праздничным обедом угощали испеченными в их честь пирогами. Вечером женщины устраивали посиделки с под­ругами и родственницами. «Бабьи именины» приня­то было праздновать целых три дня — видимо, потому, что святых сестер было три. День памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии считался не только женским праздником, но и праздником любви между родителями и детьми.

Под одним крылом, за одним столом

В поселке Артем Камешковского района все знают сестер Веру, Надю и Любу. Сейчас каждая из них носит фамилию своего мужа, а в девичестве все были Васильевы. Семья жила в поселке Калашниково Лихославского района Тверской области. Глава семьи очень хотел мальчика, но рождались исключительно девочки. Вера родилась, когда отец служил в армии, а когда он вернулся, то вскоре появилась на свет и Надя. Третья попытка об­завестись сыном закончилась рождением Любочки.

- Мы очень благодарны родителям, что они нас так назвали, — говорит средняя сестра. — Мы в жизни очень дружны, и я не припомню случая, чтобы мы когда-то ругались.

Вера была очень строгой по отношению к Наде. Чтобы пойти погулять с подружка­ми, девочка не у родителей спрашивала разрешения, а у старшей сестры. Вера пошла в десятый класс, ведя в шко­лу за ручку первоклассницу Любу. А когда Вера закончила экономический техникум и приехала по распределению на Артемовский лесопункт, тоспустя три года следом за ней на участок Артем Второвского торфопредприятия приехала выпускница торфяного тех­никума Надя. Самая младшая Люба через несколько лет после окончания техникума тоже к ним присоединилась. Тридцатое сентября сестры стали считать своим семей­ным праздником четырнад­цать лет тому назад, когда возвращались из Тверской области с похорон матери. С тех пор не было ни одно­го раза, чтобы традиция не была соблюдена. На семейный праздник собираются с деть­ми и внуками, год от года их большая и дружная семья все увеличивается.

Как на свете без любви прожить

В сентябре 1951-го в судогодскую больницу срочно вызвали врача — труд­ные роды у молодой женщины. Уже по­явился на свет пер­вый ребенок, но чет­ко прослушивались сердцебиения с одной и с другой стороны. Роженица была почти в бессознательном со­стояния, но благодаря усилиям медперсона­ла на свет появились еще две девочки.

Двойни рождаются не так часто, а трой­ни — и того реже. Для молодой мамы это был сюрприз — глядя на ее огромный жи­вот, все окружающие предрекали рождение мальчика, а в резуль­тате — три девочки! «Да еще дома старшая дочка Ниночка, да еще и муж в армии, что делать-то?» — ду­мала женщина.

Первым делом мать с детьми определили в Вязниковский дом ребенка, где они про­вели какое-то время, а по­том вернули из армии мужа. Вернее, он к тому моменту еще им не был, но жениться в скором времени ему все же пришлось.

-  А как же вы жили, Клав­дия Васильевна, без любви-то? — спрашиваю героиню тех событий.

-  Да так и жили, — отвечает она. — Вначале нам комнату дали в доме на улице Фрунзе, что за «восьмым» магазином. Девчонки спали втроем на одной кровати, а потом нам выхлопотали трехкомнатную квартиру в новом доме на улице Мира.

Не поняла мой вопрос Клав­дия Васильевна. Сейчас ей уже за восемьдесят, у нее девять внуков и пятнадцатьправнуков. А вот муж умер рано, когда ему было всего сорок пять. Из четырех до­черей у Клавдии Васильевны осталась только одна Вера. Ей одной и отмечать именины.

Тогда, в 1951-м, младенцев регистрировали в сельсовете. Никто и не сомневался, что девочек назовут Вера, Надя и Люба. Только вот не понравилось старшей золовке имя Люба. «Будут ее звать Люб­ка, — аргументировала она. -Лучше Женей назовите». Так и случилось. На протяжении нескольких лет мать твердила Клавдии: «Ты сплоховала. Иди в сельсовет, перепиши Женьку на Любу». Но той с четырьмя детьми было не до этого.

- Как же так, Клавдия Васи­льевна? — спрашиваю ее. — Вы же тем самым одну дочку та­кого праздника лишили!

-  Да вот, послушалась, а не надо, наверное, было, -вздыхая, отвечает прожившая жизнь женщина.

Праздник всей семьи

Три месяца назад семейство Васиных отпраздновало сра­зу два события — рождение двойняшек и новоселье. Как только глава семейства узнал, что ожидается двойня, то моментально начал хлопотать о получении жилищной суб­сидии. Сейчас Васины живут в селе Павловском, у них три девочки — Верочка, Надюша и Любаша.

-   Благодаря УЗИ сейчас сюрпризов не бывает, — гово­рит глава семейства. — У нас было время для подготовки. Мы продали все Верочкины коляски и санки и купили все для двойни. Сейчас девчонкам всего три месяца от роду, а уже проявляются характеры. Если одна капризничает, то другая молчит, улыбается. То, что нравится одной, не нравится другой. Например, у нас есть люстра со светодиодными огоньками. Одной дочке нра­вится, как она горит, а другая — плачет. Если выключить, то первая начинает плакать, а вторая замолкает.

Константин Васин и сам отмечает, что хлопот с появ­лением двойняшек в их семье прибавилось. И пусть он не стеснен в средствах, но сейчас стал меньше отказываться от предлагаемой работы. Он сам вырос в многодетной семье, поэтому дела житейские его не пугают. А вот устроить ребенка в садик оказалось настоящей проблемой.

- Я считаю, что дети должны расти «в куче», — говорит Кон­стантин. — Трехлетняя Вера повторяет с двумя куклами все мамины действия. Мы живем в селе, здесь люди намно­го добрее, и сохранился уклад, что за маленькими детьми надо присматривать. Наша соседка, мы ее называем баба Галя, когда сама идет гулять, обязательно постучит в дверь, возьмет с собой Верочку.

Константин признался, что когда узнал о двойне, то пер­вой мыслью было: «Если родятся мальчики, то назову Петр и Павел». Но родились девочки. Друзья предлагали назвать детей именами на одну букву «В», а также предлагали наречь модными именами Ева и Афина, но Константин и Ольга решили не мудрство­вать лукаво и подарить своим девчонкам имена, благодаря которым у них будет общий праздник.

Ольга ВОЗНЕСЕНСКАЯ

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Загубила троих детей, но осталась на свободе Суд вынес приговор в отношении 33-летней жительницы поселка Первомайский Селивановского...
  2. Наш общий праздник День машиностроителя - это профессиональный праздник всех тех, кто связан...
  3. Праздник в трех лицах В воскресенье страна отпразднует Троицу - один из самых необычных...
  4. Лесоводы отметили свой праздник Владимирские лесоводы по традиции отметили свой праздник в поселке Андреево...
  5. На праздник лаптя ехали на байках и… тачанках В Суздале вновь прошел Праздник лаптя: эти забавные соревнования проводятся...
Запись опубликована в рубрике Традиции и вера. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Орфанные болезни – в данном случае не обойтись без помощи государства Обслуживание компьютерной техники Система Стрелец

Комментарии запрещены.