В хороводы становись!

 День народных ремесел «Березовые ситцы», который отмечается в суздальском Музее деревянного зодчества на Троицу, — это что-то вроде русского народного карнавала. Только вместо масок – березовые венки.

В этот день все сотрудники музея приходят на работу в русских сарафанах до пят, загодя сшитых из цветастого ситца. Сарафан — одежда, вообще-то, удобная, недаром фасон веками совершенствовался по деревням страны. Он не стесняет движений, защищает от жары и ветра, прикрывает беременность (в старину носить живот «напоказ» считалось неприличным) вместе с другими несовершенствами фигуры, зато подчеркивает бедра и бюст. В музее уже несколько лет пытаются и посетителей приучить ходить на праздник в сарафанах и личным примером, и обещаниями призов, но традиция пока не приживается. Модные тенденции насчет ретро и фолка почему-то не соотносятся с девизом «выбирай отечественное». Появиться на улице в шотландском тартане, индийском сари или хоть в бедуинском бурнусе — это стильно. Стоящую на остановке девушку в платье а ля «вологодская крестьянка», если к ней не прилагается кучка аналогично одетых подруг и худрук с баяном, сочтут, мягко говоря, эксцентричной.

Тем не менее, среди экспонатов Музея деревянного зодчества сарафан смотрится естественнее и органичнее джинсов и мини-юбок. В народные костюмы по случаю праздника были одеты не только музейщики, но и приехавшие артисты: ансамбли «Радуница» и «Улица», а также студенты Московского университета культуры и искусства, которые привезли песни и танцы различных регионов России.

- Хотя проводить фольклорные экспедиции с каждым годом становится все сложнее, наши студенты продолжают ездить по деревням и селам, — рассказал профессор Алексей Шилин, преподаватель университета культуры и искусства. — По нашим правилам каждый год изучается новый регион: на первом курсе — Центральная Россия, на втором — юг страны, потом — север. Кроме того, каждый студент самостоятельно исследует область, из которой он приехал. Кстати, сегодня на сцене нет ни одной москвички: выступают девчонки из Иркутска, Краснодара, Пензы, Саратова… Как ни удивительно, но каждый год каждая экспедиция приносит нам что-то новое: песню ли, танец или обряд. Их мы используем в сценических инсценировках. Во Владимирской области наш университет тоже проводил фольклорные экспедиции. Здесь в некоторых деревнях еще можно встретить удивительное многоголосье — песни, которые исполнялись по нескольку часов подряд. А в селе Мошок Судогодского района нашли уникальные кадрили -такие нигде больше не встречались.

Специально для «Березовых ситцев» каждый год восстанавливают старинные троицкие обряды — украшения березки или кумления. Это народная девичья традиция подружиться на время праздника, а потом «раскумиться» обратно. Между прочим, именно во Владимирской губернии этот обряд связывали с будущим урожаем — кумяться, мол, чтобы «лен родился» или «червяки не заводились на огурцах». Для Суздаля, где следом за фестивалем ремесел приходит праздник огурца, это особенно актуально.

Второй год в музее на Троицу реконструируют и древний владимирский обряд «вождения колоска». Самую красивую девочку деревни — именно она изображала «колосок» — особым образом наряжали, а потом по мосту из переплетенных рук других девушек и молодых женщин она шла к ближайшему хлебному полю. Там девочка срывала несколько колосьев, бежала с ними к церкви и оставляла у порога. После хождения к храму заводились девичьи хороводы.

А еще в старину на Владимирщине девушки, как на Пасху, обменивались крашеными яйцами. Но яйцо, даже расписное, — не самый удачный троицкий сувенир. Вообще, этому празднику не совсем повезло с символикой. Наиболее удачный пример объяснения темному народу божественного триединства — лист клевера, который один при трех лепестках, — прочно перехватила Ирландия, а других наглядных примеров Троицы не нашлось. Впрочем, в Суздале в качестве главного символа праздника успешно выступил березовый венок — ветками березы в старину украшали и церковь, и дома, а заодно и участников гуляний.

Такой венок легко плетется, не пачкает волосы и симпатично смотрится, а потерять или выбросить его не жалко. Продавали его в музее по десятке за штуку, поэтому через час заготовки уже закончились и желающим сфотографироваться на память в березовом венке пришлось одалживать его у более шустрых друзей. Со сплетенными ветками на голове разгуливали не только девушки и падкие на экзотику иностранные туристы, но и молодые парни, и почтенные отцы семейств.

Веселее всего на празднике было детям: для них в радость и качели, и танцы под гармонику и балалайку, и прочие соблазны в виде леденцов на палочке, медовых пряников и многочисленных игрушек: меховых ежиков, войлочных зайцев, вязаных котиков и глиняных поросят.

Для взрослых прогулки по торговым рядам, развернувшимся в Музее деревянного зодчества, — тоже едва ли не главная часть праздника. Помимо традиционных сувениров, которые можно купить везде от Красной площади до Камчатки, здесь можно найти и совершенно уникальные изделия народных промыслов, которые в Суздаль привозят мастера со всей России. Для хозяйства – резные деревянные доски, вышитые полотенца и скатерти, плетеная мебель. Для мужчин — кожаные ремни и фляжки в берестяной оплетке. И ни один представитель сильного пола не проходит равнодушным мимоножей-куябриков, которые показывает дзержинский кузнец Максим Дородных: у одних вместо ручки — подсвечник, у других — пепельница, у третьих — и вовсе скорпионий хвост. Для дам — наряды из льна, украшения из бисера и войлока и бусы, бусы, бусы: каменные, керамические, деревянные, тряпочные. «Одним женщинам нравится носить что-то оригинальное, а другие любят придумывать всякие такие штуки, — смеется Татьяна Степанова из Ивановской области, — я, пока сидела в декрете, со скуки начала расписывать бусы. А теперь все лето на выходные езжу по разным праздникам и ярмаркам: и мне развлечение, и семье доход».

Также мастера предлагали гостям и самим попробовать сделать что-нибудь своими руками: слепить горшок, сплести корзинку из лозы или берестяную розочку, связать куколку из соломки и тряпочек. Впервые в этом году на празднике показали, как делается традиционный русский лубок. В старину он заменял людям и комиксы, и карикатуры, и постеры, и заодно выпуски новостей, а потому считался самым массовым видом изобразительного искусства. На этот раз суздальские мастера Константин Романов и Александра Кнокова не стали рисовать на глазах у зрителей злободневные картинки на липовой деревяшке, а потом переносить на бумагу, зато давали всем желающим раскрасить уже готовый оттиск. Почему-то самой большой популярностью у публики пользовался исполинский лубочный кот. Возможно, потому, что испортить его не смогла бы и самая неумелая рука.

Марина Сычева

Запись опубликована в рубрике Традиции и вера. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Бюро технических переводов Современные методы перевозки из Китая Ципринол

Комментарии запрещены.